Статья опубликована в рамках: CI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2021 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИДЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ТРУДАХ ЦИЦЕРОНА И ГУГО ГРОЦИЯ
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE IDEAS OF INTERNATIONAL LAW IN THE WORKS OF CICERON AND HUGO GROTIA
Polina Ignatyeva
Master student, Department of General History, Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs,
Russia, Vladimir
Svetlana Demina
scientific adviser, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History, Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs,
Russia, Vladimir
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается процесс эволюции политико-правовых идей международного права на примере выделения сходств и различий правовых идей древнеримского мыслителя Цицерона и юриста эпохи раннего нового времени Гуго Гроция.
ABSTRACT
The article examines the process of evolution of political and legal ideas of international law on the example of highlighting the similarities and differences in the legal ideas of the ancient Roman thinker Cicero and the lawyer of the early modern era Hugo Grotius.
Ключевые слова: римское право, право народов, jus gentium, Цицерон, Гуго Гроций, принципы международного права.
Keywords: Roman law, law of peoples, jus gentium, Cicero, Hugo Grotius, principles of international law.
В процессе взаимодействия на международной арене государства сталкиваются с проблемами, регулятором решения которых является международное право. Оно устанавливает нормы и правила общения, дипломатии, решения спорных вопросов между подчинённым ему субъектами как в мирное время, так и в состоянии войны.
Для периодов Античности и Средневековья яркими проявлениями межгосударственных отношений являются войны и международные мирные договоры. Особенно богатую военную историю имеет Древний Рим, который в ходе завоеваний прошёл путь от небольшого полиса до значительной по своим масштабам Римской империи. С этим связано оформление в римском государстве правил ведения войны. Проистекающие из религиозных начал, они сформировали прототип первых принципов международного права.
С началом раннего Нового времени можно констатировать оформление первой международной системы. Благодаря изменениям в культурной, социальной и, в первую очередь, политической жизни, локальные правила ведения войн охватывали большую часть государств Европы и формировали единое международное пространство.
Несмотря на то, что в историографии предпринимались попытки исследования отдельных аспектов правовых идей Цицерона и Гуго Гроция, до сих пор эта тема не получила комплексного освещения.
Взгляды Цицерона на международные правовые нормы, в частности на систему jus gentium, исследовали И.А. Покровский [4, С. 132-135] и В.Н. Александренко [1], который анализировал проблему существования международного права в Древнем Риме, опираясь в том числе и на произведения Цицерона. Единичные упоминания jus gentium можно встретить в работах С.Л. Утченко [6, С. 136-137] и Е.М. Штаерман [12, С. 225]. Из современных исследователей данным вопросом занимаются Л.М. Шмелёва [11] и Маргиев В.И. [3].
Б.Н. Чичерин рассматривал «Право войны» Гуго Гроция в контексте изменений Нового времени [9, С. 404-416]. Г.Ф. Шершеневич изучал политическую обстановку и предпосылки написания сочинения «О праве войны и мира» [10, С.259-300]. Современная исследовательница Е.В. Саунина определила главной проблемой своей работы рассмотрение политико-правовых учений о войне в эпоху Средневековья и раннего Нового времени [5].
Проанализировав степень разработанности данной темы исследователями, можно сделать вывод о том, что многие стороны политических учений, особенно Цицерона, не получили достаточного освещения в литературе. Это обстоятельство не позволяет создать целостное представление о развитии и эволюции политико-правовых идей о международном праве.
Большой интерес для изучения эволюции международно-правовых норм представляют политико-правовые взгляды Цицерона (I в. до н.э.). В работах «Об обязанностях», «О государстве» и «О законах» он объясняет сущность jus gentium. Эволюцию идей о праве народов можно обнаружить, обратившись к изучению взглядов мыслителя XVII в. Гуго Гроция.
На первый взгляд, в идеях Цицерона и Гуго Гроция о праве народов больше общих черт, чем различий. Оба мыслителя обнаруживают его основы в естественных правах человека. Цицерон называет их природными, присущими всем людям вне зависимости от принадлежности к конкретному государству [8, С. 141.]. Гроций пишет о правах, данных от рождения, повлиять на которые и изменить не может даже воля Бога. Однако право народов голландского юриста не полностью состоит лишь из естественных прав человека, оно также включает часть волеустановленных прав, то есть установленных разумом людей путём договора [2, С. 70-71].
Jus gentium Цицерона и право народов Гуго Гроция носят наднациональный характер и распространяют своё влияние на большое количество людей разных национальностей [12, С. 225.]. Всё же юрисдикция jus gentium в понимании Цицерона не выходила за рамки территории римского государства, а вне его границ действовала лишь на узкий круг возможных участников, отобранных из интересов самого римского государства. Тогда как право народов эпохи раннего Нового времени охватывало реальное количество стран-участниц, пожелавших на основе договора добросовестно соблюдать данные правила. Таким образом, в понимании Гуго Гроция право народов заменяло собой национальное законодательство отдельных стран при решении определённых вопросов.
Основным вопросом, подлежащим регулированию международным правом, является вопрос о войне. Как Цицерон, так и Гроций, не исключают возможности развязывания военных действий, хотя открыто выражают свою негативную позицию в данном вопросе [8, С. 103; 2, С. 149]. Каждый из них предпочитает войне мир.
Оба мыслителя выделяют справедливые и несправедливые поводы для войны. К первым относится самозащита и ответ на правонарушение. Ко вторым – желание завладеть чужой собственностью, алчность, жажда славы и другие пороки [8, С. 64; 2, С. 566].
В отличие от Цицерона, Гуго Гроций пошёл дальше в вопросе соблюдения принципов ведения войны. Он неоднократно подчёркивает значимость следованию правовым нормам даже в период конфликта, выделяя такие принципы, как гуманность, милосердие, бережное отношение к человеческой жизни, равенство, нейтралитет [2, С. 621]. Здесь можно говорить о влиянии идей гуманизма и реформации. Дальнейшее развитие в трудах Гроция получили идеи об институте посольства, отмечавшиеся ещё Цицероном, и принцип соблюдения международных договоров [2, С. 427].
Стоит также отметить, что данные правовые системы вобрали в себя дух эпох. Характеризуя jus gentium, Цицерон уделяет большое внимание религии, соблюдению обрядовых процессов, значительную роль в которых играли фециалы [7, С. 121]. Право народов у Гуго Гроция, напротив, носит в большей степени законодательный характер и опирается на нормативно-правовые акты. Существуют и понятия, сохранившиеся в обеих системах, но изменившие своё значение с течением времени. Например, принцип соблюдения соглашений между воюющими государствами [2, С. 342]. Если для Цицерона в этом вопросе на первый план выходит духовность и мораль, соблюдение обещания, данного перед божествами, то для Г. Гроция соблюдение соглашений носит чисто юридический характер и отражает следованию законности.
Основные принципы международных норм имеют нравственный характер у Цицерона (благоразумие, уважение, справедливость) и дух гуманизма у Г. Гроция (разумность, законность, равенство, справедливость).
Таким образом, в ходе анализа были выявлены общие и особенные черты международных правовых норм в трудах Цицерона и Гуго Гроция. Возникшие в I в. до н.э. нормы совместного общежития римских граждан и перегринов трансформируются к XVII в. в глобальную международную систему европейского правопорядка.
Список литературы:
- Александренко, В.Н. Международное право Рима // Древнее право. Ivs antiqvvm. – 1999. – № 1 (4). – С. 206–218.
- Гроций Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Гуго Гроций; Пер. с латин. А. Л. Саккетти; [Репринт с изд. 1956 г.]. - М.: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. - 867 с.
- Маргиев, В.И. Эволюции теории и практики международной правосубъектности // Вестник Адыгейского государственного университета – 2005 – С.138-143
- Покровский, И.А. История римского права. – СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад», 1998. – 560 с.
- Саунина, Е. В. Политико-правовые учения о войне в эпоху средневековья и Нового времени и роль Гуго Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2000. - 34 с
- Утченко, С.Л. Политические учения древнего Рима (III–I вв. до н.э.). – М.: Наука, 1977. – 256 с.
- Цицерон, М.Т. О законах // Цицерон, М.Т. Диалоги / Цицерон; Изд. подгот. И. Н. Веселовский и др.; [Пер. В. О. Горенштейн; Рос. АН]. – М.: Науч.-изд. центр "Ладомир": Наука, 1994. – С. 88–150.
- Цицерон, М.Т. Об обязанностях // Цицерон, М.Т. О старости; О дружбе; Об обязанностях / Цицерон; [Пер. с латин. и коммент. В. О. Горенштейна]; Изд. подгот. В. О. Горенштейн и др. – М.: Наука, 1993. – С. 57–156.
- Чичерин, Б.Н. История политических учений. Т. 1 / Подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И. И. Евлампиева. — СПб.: Издательство РХГА, 2006. — 720 с.
- Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб. - 2001. – 588 с.
- Шмелёва, Л.М. Власть и дипломатия в Древнем Риме (VIII – III вв. до н. э.) // ВЕСТНИК ТГГПУ. – 2010. – №4 – С.150-153
- Штаерман, Е.М. Римское право // Культура древнего Рима: в 2 т. / редкол.: Ю К. Колосовская и др.; Отв. ред. Е. С. Голубцова. Т. 1. – М.: Наука, 1985. – С. 210–247.
дипломов
Оставить комментарий