Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2021 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Журенков И.В. ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА III // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(99). URL: https://sibac.info/archive/social/5(99).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА III

Журенков Иван Вячеславович

студент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

Иванов Владимир Александрович

научный руководитель,

д-р ист. наук, проф. кафедры Историко-культурного наследия, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

RELATIONS BETWEEN THE GOVERNMENT AND THE CHURCH DURING THE REIGN OF IVAN III

 

Ivan Zhurenkov

Student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,

Russia, Ufa

Vladimir Ivanov

research supervisor, doc. of hist. sciences, professor, Department of Historical and Cultural Heritage, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,

Russia, Ufa

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются взаимоотношения светской и церковной власти в первые годы существования единого Русского государства.

ABSTRACT

This article examines the relationship between the secular and ecclesiastical authorities in the early years of the existence of a single Russian state.

 

Ключевые слова: автокефалия, церковь, ересь.

Keywords: autocephaly, church, heresy.

 

Период создания единого русского государства приходится на правление великого князя московского Ивана III (1462-1503), прозванного «собирателем русских земель», вместе с тем этот же период характеризуется периодом сложных отношений между властью церковной и властью княжеской. Великокняжеская власть и власть церковная нередко становятся участниками тактических союзов, направленных против внешних врагов государства – новгородцев, ордынцев, литовцев и др. В то же время этот период характеризуется первыми попытками светской власти подчинить церковь своим собственным интересам.

Ярким примером тактического союза церкви и государства против внешних врагов может служить противостояние с Большой Ордой. С 1472 года хан Большой Орды Ахмат не оставлял попыток привести Ивана III в покорность Орде.  Первый поход Ахмат-хана оказался для него неудачным, поскольку его попытка соединиться с литовскими отрядами у Любутска была остановлена московскими ратниками.  Новую попытку вторжения в русские земли хан Ахмат предпринял в 1480 году дождавшись подходящего момента. Внутри московского государства нарастала смута, разжигаемая новгородским боярством, которое было недовольно утратой прежних вольностей. На западных рубежах нарастали противоречия с польско-литовским королем Сигизмундом, Псков находился в состоянии войны с Ливонским орденом.  Польский король Казимир Ягеллончик вел переговоры с Большой Ордой, подстрекая Ахмат-хана к военным действиям против великого князя московского. Для того чтобы поднять общественный дух и вселить уверенность в будущей победе, митрополит Геронтий созывает священный собор. В своем послании Ивану III от 13 ноября 1480 года Геронтий с Вассианом Ростовским и остальным духовенством «соборно» благословил великого князя, его сына и братьев Андрея и Бориса, бояр и всех воинов на ратный подвиг [6].

Во время стояния на Угре церковь заявила о решительной позиции довести освободительную борьбу до конца. Вопреки легендам Вассиан не выступал обличителем и противником великого князя, вместо этого был его надежным союзником.

Другим примером, когда светская власть в лице Ивана III пыталась подчинить церковь, является эпизод с ересью жидовствующих на Руси.

Важно отметить, что ересь жидовствующих была тесна связана с политической борьбой, происходившей внутри страны, и очень вскоре из борьбы религиозной превратилась в борьбу политических группировок.  Образовалось два политических центра. Первый группировался вокруг вдовы умершего в 1490 году Ивана Ивановича Молодого Елены Стефановны, дочерью молдавского господаря Стефана Великого. В ее окружении оказались еретики. Второй центр был связан со второй женой великого князя Софьей Палеолог.  Каждая из группировок имела свою внешнеполитическую ориентацию. Так, например, партия Елены Волошанки склонялась в пользу отношений со странами Центральной Европы и Крымом. Окружение же великой княжны проявляло интерес к католическим Священной Римской империи и Великому княжеству Литовскому. Согласно убеждениям И.Б. Грекова идеология ереси жидовствующих отражала «строго ориентированные международные контакты ведущих участников этого сложного идейно-политического течения» [3, c.136-163].

Помимо внешнеполитических различий существовали также и разные взгляды на отношение между церковью и государством. По вопросу государственного жидовствующие были сторонниками сильной самодержавной власти. В земельном вопросе они выступали за передачу церковных землевладений в пользу государства. Активным противником еретиков в вопросе церковного землевладения выступил Иосиф Волоцкий, бывший идеологом крупных монастырских владений, а также архиепископ Новгородский Геннадий.  Все это привело разделению московской политической элиты и образованию двух влиятельных политических партий. Партия Елены Волошанки, в стане которой были жидовствующие, была ориентирована на усиление власти великого князя, ослабление влияния церкви в государстве. Во внешней политики она ориентировалась на страны Юго-Восточной Европы и Оттоманскую империю. Другая же партия, представляющая интересы церкви, была ориентирована на сближение с западными католическими странами. В 1482 году московским послом Федором Курицыным осуществляется поездка для переговоров о московско-венгерском союзе. Из венгерской столицы посол возвратился с неким «угриным Мартынкой», который в дальнейшем будет участвовать в формировании московской ереси. В 1483 году был заключен династический брак между сыном Ивана III Иваном Молодым и дочерью Стефана Великого Елены. Михаил Олелькович, в свите которого и находился Схария, приходится двоюродным братом Елены Стефановны: их матери были сёстрами и происходили из тверского княжеского дома.

Практически на всем периоде борьбы великий князь покровительствовал партии жидовствующих, поскольку на тот период времени их взгляды совпадали с государственными интересами: в ходе обострения противоречий с польско-литовской унией Москва искала союзников для войны с Польшей; в ходе процессов централизации и ликвидации удельных владений столкнулись государственные и церковные интересы.

Максимального политического влияния партия Федора Курицына добилась в 1498 году, в момент, когда Василий и его мать Софья оказались в опале, а юный Дмитрий был объявлен соправителем великого князя. Однако уже в 1502 году произошли радикальные изменения: Дмитрий вместе со своей матерью был отправлен в темницу, а соправителем великого князя стал сын великого князя от второй жены Василий. С этого момента происходит поворотный момент в борьбе против ереси. В своих посланиях Ивану III и позднее Василию III Иосиф Волоцкий призывал великих князей осудить и остановить ересь. И если у Ивана III послания Иосифа не находили отклика, то у его сына они нашли горячую поддержку. В 1503 году Иван III серьезно заболел, поэтому уже не мог в полной мере заниматься государственными делами, которые перешли к его сыну Василию III.  Вероятно, именно с этим и связан последующий после собора 1503 года, который главным образом касался вопросов церковного землевладения собор 1504 года, осудивший еретиков и приговоривший многих к сожжению.

Период ереси жидовствующих довольно четко показывает то влияние церкви на внутреннюю политику государства, когда в период господства группировки Елены Волошанки, а также думского дьяка Федора Курицына бывших противниками церкви международная политика русского государства сводилась к сотрудничеству со странами Центральной и Южной Европы (посольство в Венгрию 1482 года, а также войны с Великим княжеством Литовским 1487-1494, 1495-1503), и последующий поворот в международной политике после победы группировки Елены Палеолог и Иосифа Волоцкого.  Также стоит упомянуть о том, что именно церковь создала обоснование княжеской власти, содержащиеся в посланиях Иосифа Волоцкого и старца Филофея, благодаря чему у великокняжеской власти появилась надежная опора и обоснование своих прав на престол, имевшей божественное происхождение.

Таким образом отношения церковной и государственной власти проходят тяжелый путь от временного союза, необъявленного противостояния, до некоего соподчинения, когда церковь становится зависимой от государства, но и государственная власть нуждается в обосновании церкви своего божественного происхождения, а потому также является зависимой от нее.

 

Список литературы:

  1. Борисов Н.С. Церковные деятели Руси. М., 1986. 382 c.
  2. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV—XV вв. М., 1986. 232 c.
  3. Греков И. Б. Османская империя и страны центральной, восточной и юго-восточной Европы в XV—XVI вв. М., 1984. 276 c.
  4. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901 // Богословский вестник 1902. Т. 2. № 7/8. 640 c.
  5. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л.,1990. 320 c.
  6. Смирнов С.И. Рецензия на Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование [Электронный ресурс]/ И.Ф. Смирнов// Сайт «Азбука веры». URI: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/rets-na-malinin-v-starets-eleazarova-monastyrja-filofej-i-ego-poslanija-istoriko-literaturnoe-issledovanie (дата обращения: 12.04.2021)
  7. Полное собрание русских летописей. Т.3. Богочеловеческая история [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: http://yakov.works/acts/12/pvl/novg.htm (дата обращения 10.04.2021)
  8. Слово шестнадцатое//Просветитель. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URI: https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/prosvetitel/16 (дата обращения 02.04.2021)
  9. Москва-Третий Рим. Большая Российская Энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа URI: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2232667 (дата обращения: 02.04.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.