Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 февраля 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИЯ
Целью данной статьи является рассмотрение основных этапов выполнения декоративного пейзажа в технике аппликация, выделение особенностей характерных для данной техники.
Под аппликацией мы будем понимать вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон) [1, с. 119].
Аппликацию можно классифицировать по форме, материалу, цвету, тематике и способу выполнения, но это разделение на виды условно. Порой, собранную композицию сложно классифицировать, так как в работе использовались различные материалы и технологии выполнения.
Композиция собирается из самого разного материала, поэтому список постоянно пополняется. Аппликации для детей выполняются из любого материала, который можно приклеить к поверхности картонного листа. По сути, создание аппликации из цветной бумаги является базовой для склеивания композиций из других плоских материалов. Бумагу и картонную основу можно заменить кожей, фетром, хлопковой тканью, а технология выполнения останется прежней.
Любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязью между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений [3, с. 29]. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.
Сочинение композиции проходит в несколько этапов. Опишем этапы выполнения декоративного пейзажа в технике аппликация [3, с. 40].
Первый этап – это определение темы, замысла, идеи будущего декоративного пейзажа в технике аппликация.
Второй этап – выполнение первоначальных форэскизов. На этом этапы выделяют такие подэтапы, как:
- компоновка;
- распределение предметных масс.
Третий этап – определение композиционного центра.
Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.
Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:
- форма объекта;
- величина объекта;
- цвет;
- расположение на плоскости;
- смысловая нагрузка.
Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.
Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения.
Четвертый этап – определение масштаба, величины, пропорции предметов.
Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Для этого очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее [4, с. 17]. При выборе орнаментов или фактур для композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу. То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.
Пятый этап – это передать глубину пространства. При это необходимо пользоваться следующими правилами:
1) То, что контрастнее, то ближе. То, что менее контрастно, (предмет - фон; предмет – предмет - фон), то дальше и глубже в пространстве. Это относится как к пятну, так и к линии.
2) То, что активнее, интенсивнее по цвету, то ближе. Что сглажено (то, что называется «нюанс»), то воспринимается более дальним.
3) То, что больше по размеру, то кажется, но не всегда, а, как правило, ближе, чем то, что меньше по размеру. Следовательно, надо помнить о сокращении одинаковых размеров при удалении в пространстве.
4) Одинаковые размеры уменьшаются в глубь, а параллельные линии зрительно (это только зрительная иллюзия) сходятся.
Мысленно впишите предмет или объект в куб и проверьте, не разбегаются ли в стороны его условные грани. Данное замечание - против обратной перспективы. Это когда то, что дальше – больше, чем то, что ближе [2, с. 17].
5) То, что ниже, по вертикальной оси измерения, кажется ближе того, что выше. (Так в египетских рельефах разворачивается пространство на плоскости.)
6) Восприятие усеченных фигур, прерванных, перекрытых дорисовывается глазом, домысливается до единства, до полноты восприятия, поэтому мы способны правильно понимать форму скрытых предметов. Следовательно, продолжение границ всех цельных, но пересеченных, перекрытых предметов должны сходиться по линии взгляда, дополняющего и восполняющего в воображении перекрытый отрезок. Линии и массы пятен до перекрытия и после должны сходиться по границам. В этом закон цельности восприятия. Если эти массы сдвинуты относительно друг друга, то они воспринимаются независимыми.
7) При перекрытии то, что перекрывает ближе того, что скрывается, даже если то, что скрывается контрастнее или активнее по цвету или тону. Этот закон перекрывает остальные по силе восприятия. Но до известных пределов, когда активность частей "перекрываемого" перестает восприниматься как целое. Тогда части этого бывшего целого, приобретя самостоятельность, освобождаются от зависимости этого закона и выходят на первый план по своим природным качествам.
8) Чем активнее фактура, или мазок в живописи, тем эти области, в которых это качество проявляется, ближе к зрителю, к "первому плану" в картине.
9) Закон равновесия масс: дальние планы не должны быть перегружены деталями, не должны быть контрастнее первых, активнее их по цвету, фактуре, активности мазка, но при этом они не должны терять определенности форм.
10) Закон воздушной перспективы: темное на первом плане светлеет на дальних планах, а светлое вблизи - темнеет вдали. Активное по цвету на первом плане блекнет вдали [2, с. 18].
Предметы с деталями хорошо смотрятся и воспринимаются вблизи, на дальних планах детали обобщаются. И чем далее, все более стираются. Форма обобщается до силуэта, а порой - до простой геометрии.
Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, и желто-зеленый) - это цвета близких планов, а холодные (зелено-голубой, голубой, синий, сине-фиолетовый) - дальних.
При перемещении объекта из одного места в другое, а также при добавлении новых объектов в свою картину, нужно верно передавать градацию светотени. Это очень важно для всей картины в целом.
Не все, что присутствует в понравившейся вам сцене, должно быть включено в работу. Некоторые вещи отвлекают внимание зрителя, тогда как другие разрушают композицию картины.
Естественное направление взгляда зрителя – из левого нижнего угла картины в область повышенной контрастности.
Яркий или очень светлый объект, помещенный на краю картины, может привлечь взгляд зрителя и задержать его.
Точка интереса картины должна быть ярко выделена и подчеркнута, но другие элементы должны играть второстепенную роль. Взгляд человека привлекают яркие цвета и контрасты.
Шестой этап – определить цвето-тональное решение композиции.
Рисуя пейзаж, очень важно для создания успешной композиции продумать правдоподобное расположение света и теней на работе [2, с. 19].
Только в случае грамотно проделанной работы зритель сможет правильно увидеть где находится свет, а где теневые участки. Если же их градация нарушена, то наш мозг почти сразу же начинает посылать нам сигналы о том, что что-то в картине неверно, даже если мы никогда не видели этот пейзаж ранее.
Тоновое распределение в пейзаже от самого светлого участка к самому темному:
- небо: течение дня самое светлое место в пейзаже находится на небе. Небо мы рисуем в самых светлых тонах.
- горизонтальные участки: второе место по светлоте занимают горизонтальные участки и плоская поверхность земли, поскольку они почти полностью отражают свет от неба.
- участки, расположенные по наклонной и диагонали: чуть темнее изображаются наклонные поверхности, такие как склоны гор и крыши.
- вертикальные поверхности: как правило, самыми темными участками являются те объекты, которые расположены вертикально (стволы деревьев, например). Так происходит потому, что отражение солнечного света от них сильно ограничено [1, с. 208].
Цвет освещения влияет на все остальные цвета в картине пейзажа. В солнечный день лучи солнца дарят нам теплый и яркий свет и делают все окружающие цвета теплее и насыщеннее. Солнечный свет не только осветляет предметы и объекты, он также делает их чуть более желтыми.
Итак, чтобы показать солнечный участок травы, нам нужно взять более светлый и теплый цвет.
Вместе с тем, если в солнечном свете есть красные или голубые оттенки, то они частично отразятся на всех изображаемых предметах.
В пасмурные и облачные дни все цвета более приглушенные и тоновые градации не так различимы. Чтобы получить более однородный и гармоничный результат, добавляйте оттенки света во все изображаемые вами в картине объекты.
Воздушная перспектива влияет на цвет и тон пейзажа. Некоторые объекты в пейзаже находятся очень далеко от нас, и расстояние между нами и объектом заполнено огромным объемом воздуха.
Влажные частицы воздуха работают как фильтр, влияя на интенсивность и оттенки цветов. Чем дальше находятся объекты, тем они более светлые и менее яркие.
Этот эффект называется воздушной (или атмосферной) перспективой. Вы можете отчетливо увидеть его, когда едете по дороге: кусты и деревья, что находятся ближе к вам, четче и темнее чем те, что располагаются у горизонта.
Седьмой этап – это фактурное решение. При этом фактура может быть: матовая, глянцевая, гладкая, рельефная.
Восьмой этап – технология выполнения аппликации.
Бумагу и картонную основу можно заменить кожей, фетром, хлопковой тканью, а технология выполнения останется прежней [3, с. 44].
Итак, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязи между собой. Сочинение композиции сложный процесс, который проходит в несколько этапов и этому необходимо учиться.
Список литературы:
- Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 312 с.
- Затай Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. - 2014. - №4. – С. 15-19
- Кудебакин Г. И. Рисунок и основы композиции / И. Г. Кудебакин. – М.: Высшая школа, 2015. – 126 с.
- Павлик К.В. Изобразительное искусство в средней школе: Учебные материалы по методике преподавания. - М.: Флинта, 2012. – 115 с.
дипломов
Оставить комментарий