Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 февраля 2018 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Мотивный анализ является разновидностью постструктуралистского подхода к художественному тексту и семиотическому объекту. Данный вид анализа ввёл в научную терминологию Б.М. Гаспаров в 1970 - е гг.
Существует два источника мотивного анализа: лейтмотивная техника поздних опер Р.Вагнера и понятие мотива, данное А.Н.Веселовским.
В литературоведении метод широко используется уже в начале двадцатого века, например, в работах А.Н.Веселовского и В.Я.Проппа мотивный анализ приобретает статус «неразложимого элемента текста».
Мотивный анализ заключается в том, что его минимальной единицей являются мотивы, которые на протяжении всего текста образуют лейтмотивную цепь.
Мотив - это простейшая, далее не членимая повествовательная единица, формально содержательный компонент литературного текста [2].
Среди основных признаков мотива следует выделить предикативность, семантическую насыщенность, повторяемость, эстетическую значимость и интертекстуальность. Таким образом, мотивный анализ в своих основных методах опирается на интертекстуальный и контекстологический анализ [3].
Существует несколько разновидностей мотивов: социальные, политические, философские, психологические и т.д.
Мотивы также различаются в зависимости от распространения: в одном или нескольких произведениях автора, в творчестве писателя, в рамках отдельных литературных направлений. Среди таких примеров наиболее яркими являются мотив метели у А.С.Пушкина, мотив дороги у Н.В.Гоголя, мотив блудного сына в рамках русской и зарубежной литературы [1].
Мотивы отличаются от лейтмотивов, главным образом, тем, что мотив функционирует, как интертекстуальная единица, а лейтмотив, как единица в пределах текста одного произведения. Б.М.Гаспаров в своих работах отмечал то, что под лейтмотивным построением повествования понимается принцип, при котором один мотив, возникнув, повторяется несколько раз, выступая каждый раз в новом варианте, приобретая при этом новые черты.
Мотивный анализ состоит в выявлении семантики, функций и типологии мотивов не только отдельного произведения, но и ряда произведений конкретного автора, и на основе этого - определение мировоззренческой, эстетической концепции писателя.
Существует проблема мотивного анализа, которая заключается в отношении мотива к хронотопу произведения. Различаются две пространственно-временные характеристики, влияющие на рассмотрение мотива: значимые для фабулы текста, обозначающие конкретность действия, а также значимые для сюжета, выражающие отношение персонажа к пространству и времени.
В зависимости от принадлежности текста произведения к тому или иному направлению, жанру, а также форме - лирической или прозаической, различаются подходы к рассмотрению мотивного анализа.
Среди общих этапов данного анализа следует выделить: нахождение образов, слов и эпизодов, являющихся ключевыми для трактовки произведения; определение синонимических образов, слов и различных сюжетных элементов, например, биографического и культурного текста; выделение общих оснований для объединения вышеуказанных элементов с целью обозначения центральных мотивов и связей между ними. Итоговой частью анализа является интерпретация произведения в соответствии с образующейся мотивной системой.
Одной из актуальных проблем мотивного анализа является отношение мотива и темы в том или ином произведении. Данная проблема затрагивает и вопрос о значении мотива в лирических текстах. В них характер событийности существенно отличается от повествования в прозе, потому что они призваны отобразить динамическое состояние лирического героя, то есть лирика направлена не на внешние события, а на внутренние переживания героя. В поэтических текстах большинство приёмов используются для создания единства лирического субъекта.
Среди данных текстов ярким примером для мотивного анализа является стихотворение Я.П.Полонского «Зимний путь». Оно состоит из шести строф, каждая из которых включает в себя элементы, в совокупности образующие единую мотивную систему. В первой строфе возникает реалистическая картина, появляется лирический герой, находящийся в пути:
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
А ямщик погоняет коней.
Образуется определённый хронотоп: на это указывает открытое пространство (поле), зима и ночное время суток. Несмотря на то, что время года не обозначено, на него указывают такие слова, как «скрип полозьев», «ночь холодная». В начале стихотворения возникает мотив дороги, который создаётся из нескольких элементов: «кибитка», «ямщик», «кони». Во второй строфе возникают сказочные элементы, которые также указывают на пространство: «за горами, за лесами, в тумане дремучих лесов»:
За горами, лесами, в дыму облаков
Светит пасмурный призрак луны.
Вой протяжный голодных волков
Раздается в тумане дремучих лесов.-
Мне мерещатся странные сны.
Здесь же появляется мотив сна, он создаётся с помощью прямой номинации «странные сны», а также посредством некоторых слов («призрак луны», «вой протяжный»). В дальнейшем этот мотив расширяется с помощью тематической группы памяти и воспоминаний. В четвёртой строфе возникает образ замкнутого пространства, и автор снова вводит в повествование сказочные образы: «чародей-царь», «царевна», «стеклянный дворец», «жар-птицы». Конец стихотворения возвращает лирического героя в реальность с помощью ключевого мотива дороги. Композиция стихотворения является кольцевой, оно начинается и завершается одним и тем же мотивом, который создаётся посредством различных сюжетных и композиционных приёмов.
Таким образом, мотивный анализ приводит к общему пониманию и интерпретации изучаемого текста произведения. Он позволяет выделить частные элементы, которые в итоге создают целостную систему мотивов. С помощью рассмотрения различных образов и структурных единиц данный вид анализа является эффективным в том случае, когда в тексте возможно выделение одного ключевого мотива, создающегося посредством включения в него композиционных, сюжетных приёмов и изобразительно-выразительных средств языка.
Список литературы:
- Болотнова Н.С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н.С. Болотнова. — 4 е изд. — М.: Флинта : Наука, 2009. — 520 с.
- А. Н. Веселовский. Историческая поэтика.— Л.: Художественная литература, 1940. — С. 493 — 596.
- Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Научное издание. Новосибирск: Издательство ИДМИ, 1999. — 104 С.
дипломов
Оставить комментарий