Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 февраля 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ильметов Д.Р. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С КОМПОНЕНТОМ «ЗЕМЛЯ»: ЛИНГВОКУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(38). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(38).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С КОМПОНЕНТОМ «ЗЕМЛЯ»: ЛИНГВОКУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Ильметов Денис Ринатович

студент магистратуры факультета авионики, энергетики и инфокоммуникаций Уфимского государственного авиационного технического университета,

РФ, г. Уфа

Природа подарила нашему миру землю, которую без преувеличения можно назвать основополагающим критерием существования всего живого на планете. Необходимые для жизни элементы все живые существа получают из почвы. По этой и другим весьма важным причинам землю необходимо беречь, причём беречь от нас самих же, ведь самый опасный губитель для земли – это люди.

Земля, будучи особо важным объектом природы, обладает своей спецификой и оказывает влияние на другие природные объекты. Стоит заметить, насколько многогранна земля! Она и пространственный базис всякой деятельности, и главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Для земли как особо ценного компонента окружающего мира характерна такая особенность, как способность при рациональном её использовании не только к восстановлению своей производительной силы, но и её увеличению. Такое главнейшее, первостепенное свойство земли, особенно сельскохозяйственного назначения, как плодородие, при умелом, научно обоснованном её использовании не только не уменьшается, но и всемерно возрастает, предоставляя населению продовольствие, а промышленности - сельскохозяйственное сырьё.

Крепкой является взаимосвязь земли как природной части с другими компонентами окружающей природной среды – недр, воды, леса, животного и растительного мир – всё это немыслимо вне земли и без земли.

Имея для людей такое большое значение, неудивительно, что природный ресурс под наименованием «земля» часто используется в устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы, включающие в состав этот компонент, показывают, насколько велика роль земли для человечества. Фразеологические обороты широко известны публике с давних времён, они появлялись из частоупотребляемых фраз, смысл которых носил общепринятый характер. Они вносят красоту, шарм, пикантность в речь говорящего, делают её богатой, образной и выразительной. В этих крылатых выражениях мы находим отражение истории нашей и других местностей, отображение этапов развития языка, сохранение опыта предков, опыта нации, её культурного наследия. Эти привлекательные лексически взаимосвязанные единицы прочно вошли в наш язык, и воспринимаются как естественный элемент речи, идущий от народа, из глубины веков. Фразеологизмы – это «изюминка» языка.  Образность, которая легко воспринимается в родной речи, становится камнем преткновения в чужом языке. Фразеологизмы носят функцию придавать эмоциональную окраску выражению, усиливать его смысл.

Для фразеологизмов, связанных с землёй, характерен широкий спектр значений. Компонент «земля» дал нам много образных выражений, смысл которых очень интересен с точки зрения их толкования. Мы ищем постоянно «землю обетованную», пытаясь «дойти до края земли», при этом свой «талант в землю зарываем», ощущая себя «пупом земли». Вот так в одном предложении можно уместить целый ряд устойчивых языковых единиц с одной лексической единицей!

Из великого множества фразеологизмов выделим рассмотрим наиболее употребляемые в речи: «Провалиться сквозь землю», «Сровнять с землёй», «Предавать земле», «Земля обетованная», «Пуп земли» и «На краю земли».

Итак, для подробного анализа возьмём первое устойчивое выражение «Провалиться сквозь землю». Представленный выше фразеологизм, как, впрочем, и схожее с ним выражение «провалиться в тартарары», по соображениям людей имеет связь с преисподней. Издавна считалось, что ад в представлении религии - это место, куда, умирая, попадает человек, который был грешен, находится эта зона как раз на большой глубине под землёй. Это и послужило тому, что ад у людей ассоциировался с подземным царством. Об этом свидетельствуют слова из «Ветхого Завета»:

«16:31. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;

16:32. и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;

16:33. и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества».

Поэтому данное разговорное выражение «сквозь землю провалиться» в прямом значении имело смысл — попадание в ад, то есть потеряться, пропасть, бесследно исчезнуть.

А вот употребляется фразеологизм «как сквозь землю провалиться» при разных обстоятельствах, поэтому имеет несколько значений.

Первое значение связано с кем-то без вести пропавшим, с потерей кого-то или чего-то, причём шансы на нахождение пропажи крайне малы. В этом случае синонимом рассматриваемого выражения будет фразеологизм «как в воду канул».

Фразеологизм в этом значении был использован множеством писателей в своих текстах. Например, Валентин Григорьевич Распутин в повести «Прощание с матерой» писал: «Мирон ушел осенью в тайгу… Ушел и не пришел, как сквозь землю провалился». Вениамин Александрович Каверин в романе «Два капитана» использовал выражение так: «Я все перебрал и дома и во дворе – нож как сквозь землю провалился». В произведении «Волчья стая» Василя Владимировича Быкова сказано: «Куда запропастилась Клава? Как… будто провалилась сквозь землю – нигде он её так и не увидел».

Второе значение устойчивого выражения крепится за глубоким чувством стыда, испытываемым искренне раскаивающимся человеком за содеянные поступки. Ведь каждый из нас совершал действия, за которые порой нам приходилось краснеть, так, что хоть «сквозь землю проваливайся». Угрызения совести настолько сильны, что человек выносит себе вердикт и готов себя самостоятельно наказать .

Как и в предыдущем случае, авторы художественных произведений не оставили наш фразеологизм без внимания.

Владимир Галактионович Короленко в очерке «Парадокс» писал: «Все взгляды обратились на нас с любопытством или сожалением. Мы рады были бы провалиться сквозь землю, но уйти было некуда». В пьесе «Иванов» Антона Павловича Чехова говорится: «Мне самому совестно, рад сквозь землю провалиться». Михаил Афанасьевич Булгаков в своём величайшем романе «Мастер и Маргарита» употреблял этот устойчивый языковой оборот так: «Григорий Данилович увидал даму… Бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам, обманутая фирмой… Фагота, мечтала только об одном — провалиться сквозь землю».

Также это выражение используется человеком в третьем значении - в виде аргумента своей кристальной правдивости и честности, доказывая непрекословную состоятельность в том или ином спорном вопросе. Своего рода «клятва в подтверждение сказанного или сделанного».

Как вы уже могли догадаться, выражение и в этом значении употребляли для красоты речи писатели и поэты. «Кто разболтал Аксену про мерина, а? — кто?.. Говори, через кого, коли не через тебя, лошадь отошла от двора моего?.. — Слушай, Карп Иваныч, — снова скороговоркой начал Федот, — провалиться мне на этом месте, отсохни мои руки, лопни мои глаза… — Молчи, бесстыжий! Не божись лучше» - слова из повести Дмитрия Васильевича Григоровича «Пахатник и бархатник».

Ещё в минуту неимоверной ненависти к другому разозлившийся человек может проклясть предмет своего гнева выражением, посылая его прямо в ад: «Да чтоб тебе сквозь землю провалиться».

Чтобы доказать приведённую выше мысль о разнообразии значений фразеологических оборотов с лексемой «земля», отметим некоторые из них: фразеологизм «Сровнять с землёй» употребляется в значении «полностью уничтожить»: «Мы научились отыскивать деревни, которых нет на карте и вообще нет на земле, ибо они сожжены и сровнены с землей» (Александр Борисович Чаковский, произведение «Это было в Ленинграде»); устойчивое выражение «Предавать/предать земле» носит значение «Погребать, хоронить»: «Предадимте же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы» ( Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»); «Земля обетованная» - это библейское выражение, подразумевающее территорию Палестины, куда Бог, в силу своего обещания, привёл евреев из Египта, где они томились в плену. Согласно мифу, Бог сказал Моисею, что приведет евреев «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мёд». Богатство речи «Обетованная земля» - несёт значение «желанное место, где легко и радостно, о пребывании в каком кто-либо страстно мечтает, то, что представляется счастьем». Выражение «Между небом и землёй» имеет два значения: одно из них – «без жилья, без крова (жить, существовать)»: «[Любим Карпыч:] Жил… между небом и землёй, ни с боков, ни сверху нет ничего» (Александр Николаевич  Островский, комедия «Бедность не порок»), другое – «без определённых занятий, в неопределённом положении (быть, находиться)»: «Оба были готовы идти куда угодно и делать что угодно, только бы поскорее перестать болтаться между небом и землёй в этом трижды проклятом отпуске» («Константин Михайлович Симонов, роман «Живые и мёртвые»).

Немаловажным является тот факт, что фразеологические выражения с компонентом «земля» не утратили своей актуальности и ныне. Во многих из них слово «земля» употреблено в значении «суши» (в отличие от водного пространства). Земля представляется как образ «матери природы», «источника жизни» наряду с водой, «значимой части всего сущего», без которой не будет бытия людей. Литература каждого народа пестрит примерами восхваления родной земли, её почитания, отдают дань уважение своей кормилице.

Закончить хотелось бы словами известного французского писателя, поэта и профессионального лётчика Антуана де Сент-Экзюпери, который в силу своего призвания совершил немало путешествий и побывал на различных землях: «Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется».

 

Список литературы:

  1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. — 6-е изд. — М. : Логос, 2002.
  2. Телия Е.Н. Большой фразеологический словарь русского языка/ Е.Н. Телия.  — М.: АСТ-Пресс. 2006.
  3. Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.
  4. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.