Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чернова К.А. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АВАНГАРДИСТСКОГО ТЕЧЕНИЯ – ФОВИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ КОНЦА XIX–НАЧАЛА XX ВЕКА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(37).pdf (дата обращения: 17.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АВАНГАРДИСТСКОГО ТЕЧЕНИЯ – ФОВИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ КОНЦА XIX–НАЧАЛА XX ВЕКА

Чернова Кристина Андреевна

студент, кафедра социально-художественного образования СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Научный руководитель Чурсина Эльвира Сазитовна

канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры социально-художественного образования СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Главная цель представленной статьи – исследование и раскрытие исторического развития  такого художественного направления, как фовизм в живописи России периода конец XIX-го –начало XX-го века, установление его отличительных черт по сравнению с прочими направлениями, изучение самых известных представителей фовизма.

В период конец XIX-го - начало XX-го века в российской живописи существовало великое разнообразие художественных течений, которые имели как своих противников, так и почитателей. Возникали различные кружки, группировки, художественные ассоциации. Формировались радикально новые изобразительные жанры, стилистические подходы и приемы.

В целом, появление живописи русского авангарда предопределено такими самыми влияниями, условиями и процессами, как и на Западе, — ключевыми живописными течениями, которые обусловили все перевороты в изобразительном искусстве периода начала XX-го века, считались — символизм, постимпрессионизм и импрессионизм. В работах русских художников характерные черты импрессионизма начали возникать на двадцать лет позже, и все же уже в первой половине 1900-х подобные стилистические подходы большинство авторов воспринимали более положительно. В их числе находились и самые известные в будущем мастера авангардного направления — Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Василий Кандинский и прочие [1].

Под авангардизмом (с французского avant-garde переводится как «передовой отряд») принято понимать комплекс экспериментальных, нарочито необыкновенных, поисковых направлений в области искусства периода XX-го века. В авангардное течение живописи входят такие направления: концептуальное искусство, поп-арт, акционизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, а также фовизм [3].

В целом, все художники-авангардисты отказывались следовать устоявшимся традициям, тяготели к поиску кардинально новых экспериментальных форм, творческих течений, направлений. Было бы неверным назвать авангард отдельным художественным стилем, поскольку, по сути, в нем отсутствуют единые стилистические характеристики. И все же для всех представителей такого течения, сформировавшегося в начале XX-го века, было присуще программное, как правило, ярко проявленное в полемически-наступательном виде противопоставление личного творчества, социально-культурным стандартам, современным стереотипам, а также традициям былого искусства [2].

Ключевыми характеристиками авангардистского течения является стремление отобразить свое содержание, эмоциональное состояние посредством колорита. В такой ситуации оттенки более не должны в обязательном порядке отвечать естественной, природной, натуральной гамме цветов изображаемого объекта. Тогда как образы вписываются в специфические композиции, более чаще зрители наблюдают продукты художественного творчества, которые не имеют определенного единого сюжета [2]. К примеру, известная работа Кандинского В.В. под названием «Импровизация 26» (или «Гребля»). Изначально картина кажется ничем не примечательной. Она имеет вид яркого образца, составленного мастером. Достаточно острые линии черного цвета изображают весла, это основной ключ к картине, чей стиль вызвал немалое удивление у публики.

Очень часто с помощью своих приземленных, иногда и шокирующих работ художники пытались обратить внимание зрителей на бессмысленность, дикость и беспощадность только что завершившейся Первой мировой войны. Все представители такого стиля, как авангард, отыскивали возможности для достижения такого рода целей [2].

Одним из первых направлений авангарда в период с конца XIX-го – начала XX-го века, стал фовизм. Само по себе определение фовизма удалось обнаружить абсолютно случайно, в то время, когда Луи Воксель, французский критик использовал его как своеобразное обращение к группе живописцев в 1905-м году во время выставки в осеннем салоне. Каждую их работу, насыщенную сильным колоритом, измененными чертами, можно было перепутать с творениями дикарей. Мастера-фовисты были уверены, самая основная цель их живописи – это выразительные способности творений, которые передают эмоции художника. Сила художественного представления имела впечатляющий диапазон, отличалась контрастностью, резкостью и частотой. Искусство фовистов подразумевало эстетическое отхождение от традиций и подходов реализма живописи периода XIX века.

По сути, фовизм (с французского «fauve» переводится как «хищный, дикий») — является авангардистским направлением во французской живописи периода первой половины XX века. Для данного течения присущи крайне значительное использование открытых цветов, а также сочетание противоположных хроматических плоскостей [3, ст.24].

Марк Шагал считается одним из самых известных российских художников, который работал в стиле фовизма, ему удалось внести в данное направление специфический темперамент и колорит.

Сформировался стиль Шагала под влиянием одновременно нескольких направлений современного искусства — в первую очередь это сюрреализм, экспрессионизм и кубизм. И все же, художник имел свой индивидуальный почерк, всегда пытался идти по своему творческому пути. Шагал находил источники вдохновение в обыкновенной повседневной жизни, ключевыми в его творчестве были извечные темы любви, рождения и смерти. В том мире, которые создавал художник фантазия сочеталась с реальностью, тогда как иудейский символизм объединялся с христианским символизмом. Шагал был невероятно плодотворным художником, вопреки тому, что определенные работы художника переживали осуждение за вторичность, излишнюю сентиментальность, самые лучшие из них по праву заняли достойное место в одном ряду с классическими произведениями современного искусства [4].

Во время изучения работы Марка Шагала под названием «Я и деревня» есть возможность рассмотреть следующие приемы фовизма: создание необходимого окраса посредством применения естественных цветов, непропорциональность размеров, общее нарушение перспективы. В самом центре расположены головы лошади, художника, соединенные слегка заметной нитью взгляда. И они пребывают, как будто в одном круге, своеобразном «круге сельской жизни». Диковинное сходство между животным и человеком так же поддерживается благодаря противопоставлению зеленого и красного цвета. Тогда как человеческий профиль с полупрозрачными глазами, смотрящими вдаль, расположенный в правой части картины, является своеобразным автопортретом мастера. А на заднем плане можно увидеть женщину – как некий символ плодородия – она словно пытается убежать от крестьянина, который держит в руках косу (от смерти), одновременно с этим женщина изображена вниз головой, это допустимо воспринимать как своеобразную передачу сложностей взаимопонимания полов. Далее за ними можно заметить деревню с  разноцветными домиками, определенные из них перевернуты, являются символами города Витебска, родного для Шагала. В нижней части картины находится луна, закрывающая солнце и дерево жизни. Примечательно, что любая сцена на данной картине несет глубокий символизм, вызывает огромное количество ассоциаций [7].

На территории России фовизм стал выражаться в работах тех художников, которые являлись членами ассоциации «Бубновый валет».

Художественное общество «Бубновый валет» сформировалось еще в конце осени 1911-го года. Изначально в его состав входили только московские мастера, которые обучались в училище зодчества, ваяния и живописи Москвы в конце 1910-го, испытавшие острую потребность следовать иной дорогой. В качестве организаторов объединения выступили Куприн, Рождественский, Машков и Кончаловский, активное участие принимали Фальк и Лентулов. В обществе не состояли братья Бурлюки, однако это не мешало им принимать активное участие в его жизни. Гончарова и Ларионов очень скоро вышли из объединения, создав свое личное, под названием «Ослиный хвост» [5, ст.4].

В 1910-м году в Москве прошла выставка молодых художников, на которой произошло рождение «Бубнового валета». Основным организатором выставки выступил Михаил Ларионов, кроме того, принимали участие братья Владимир и Давид Бурлюки, Роберт Фальк, Александр Куприн, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, а также Наталья Гончарова. В итоге такое мероприятие имело широкий успех у публики, а также вызвало многочисленные публикации в прессе. Такой успех имел скандальный характер, и все же, молодые организаторы именно такой эффект хотели получить. Тому подтверждением является само название мероприятия, чья логика для современного читателя касательно наименования художественной выставки не ясна. Тогда как еще столетие назад такое словосочетание, как «бубновый валет», вызывало ассоциации следующих реалий: таким образом называли каторжников, которым на спину арестантского одеяния нашивали ромб черного цвета; к тому же, все понимали, что у такой игральной карты существовало старое французское трактование - «плут, мошенник». Именно по этой причине художники, демонстрировавшие свои картины на выставке под названием «Бубновый валет», уже изначально оценивались как бунтари в живописи [5, ст.3].

В основе «Бубнового валета» лежала конструктивная живопись. Художники такого направления, активно применяя достижения Сезанна, предмету возвращали массу, пытались оптимизировать формы и цветовые решения. Именно потому мастера так часто изображали натюрморты. Художникам «Бубнового валета» присуща конструктивная логика формирования картины, полнозвучность цветовой палитры, а также стабильность зрительного образа. Живописцы пытались найти свое вдохновения в домотканой пестряди, фольклоре, в лубке, в ремесленном примитиве обыкновенных вывесок с завитками [6].

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943) — считается одним из создателей объединения «Бубновый валет». Аристарху Васильевичу удалось создать свои наиболее известные работы «У Иверской», «Звон. Колокольня Иван Великий», а также «Василий Блаженный». Можно заметить, как в данных картинах футуристическая динамика совместно с кубистической деформацией объединились с насыщенной декоративностью, красочностью, которые черпают свои корни из древнерусской архитектуры и народного искусства. Такие работы комбинируют в себе разнообразные мотивы: в них монастырские стены и стены кремлей взгромождаются непростыми кубистическими объемами, при этом формируется чувство движения, постоянного гула и звона. При этом современный город в картинах сочетает в себе реальное с вымышленными, элементы средневековой архитектуры [6].

Картины «Бубновых валетов» восхитили зрителей благодаря своей излишней грубости объемов, обжигающе ярким цветам, выступающих «плотью вещей». Именно таким является, к примеру натюрморт «Синие сливы», который был написан еще в 1910-м Машковым Ильей Ивановичем (1881-1944), известным художником, одним из основателей объединения «Бубнового валета». Стоит отметить, мир данной картины нарочито, приземлен, упрощен, а изображенные образы отличаются декоративностью и статичностью. Картина Машкова И.И. под названием «Фрукты на блюде» - это первая в ряду многочисленных работ, написанных в таком стиле мастерами объединения «Бубновый валет». На противовес неистовым краскам композиция работы была обобщена до конкретной и строгой схемы. В самом центре можно увидеть большой апельсин, невероятно яркий, как и солнце. Синий оттенок, обрамляющий сливы усиливается оранжевым цветом. Прочие фрукты размещаются словно планеты, что вращаются вокруг солнца. Цветовые контрастирующие пятна так и притягиваются один к другому. При этом художник отмечает, данная картина – является особенным миром, он существует согласно своим внутренним законам, на прямую не отражает действительность. Мастер не передает схожие черты с предметами, он замещает их вещественные характеристики некоторыми элементами художественной формы – ритмом центрической композиции, яркими и четкими мазками, линиями, цветовыми решениями. Следовательно, художник совершенно иначе воссоздает мир, в абсолютно художественной форме. В манере художника ощущается воздействие характерных черт примитивистского искусства, а также русского лубка [6].

В завершении стоит отметить, фовизм являлся промежуточным этапом для создания прочих течений в искусстве. В будущем также можно было отметить минимальные вспышки работ в таком же направлении, и все же они более не имели коллективного характера. Под конец XIX-го – в начале XX-го века существовало огромное количество течений, которые имели своих противников и сторонников. Кроме того во время изучения направления фовизм в живописи, нам удалось установить, что все художники соблюдали следующие приемы и подходы: применение в работе насыщенных оттенков, цветов: желтого, зеленого, красного и прочего; объемное изображение рисунка; комбинация несовместимых контрастов, тонов, отсутствие пространственной перспективы в картинах и прочего.

 

Список литературы:

  1. Бубновый валет – объединение художников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2508 (дата обращения: 23.12.17)
  2. Краткий учебник по русскому авангарду [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://arzamas.academy/materials/638 (дата  обращения: 23.12.17)
  3. Марк Шагал «Я и деревня». Описание картины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.avangardism.ru/mark-shagal-ya-i-derevnya-opisanie-kartiny (дата обращения: 23.12.08)
  4. Стиль Шагала [Электронный  первый ресурс]. – Режим  доступа: http://artdosug.ru/archives/9200 (дата   обращения: 23.12.08)
  5. Блохина И. Всё, что должен знать образованный человек" / М. : “ АСТ ”, 2017 —  C.340.
  6. Мудрова И.А. " Художественные течения конца XIX – середины XX века 24 самых известных художника" . М. : “  Центрполиграф”, 2013 г. —222 с.
  7. Перова Д. Художественное объединение "Бубновый валет"/ Глав.ред. Барагамян А.. — М. : “Директ-Медиа”, 2011. — Т. 94. — 50 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий