Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2018 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Грищук Д.А. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МИШЕЛЯ ФУКО НА СЕКСУАЛЬНОСТЬ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(37).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МИШЕЛЯ ФУКО НА СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Грищук Денис Алексеевич

студент бакалавриата факультета гуманитарных наук Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

РФ,  г. Москва

В общем историко-философском контексте предлагаемый Фуко подход к идее «сексуальной революции» знаменует переход от идеологии всеобщего освобождения к концепции практик индивидуальной свободы.

Теоретически цельное и оформленное рассмотрение идеи сексуальности излагается Фуко в последней трехтомной работе «История сексуальности», финальные главы которой он дописывал и корректировал буквально за неделю до своей смерти, произошедшей 25 июня 1984 года.

Согласно ряду интервью и данным архивных записей известно, что, во-первых, по причине естественных обстоятельств труд этот остается незавершенным, а во-вторых, по причине теоретических корректировок, в итоге появившаяся на свет «История сексуальности» значительно отличается от изначально задуманного Фуко плана [4, с.401].

Итак, осветим и проанализируем основные философские взгляды Мишеля Фуко относительно сексуальности, в концепции определенного понимания которой и содержаться моменты критики и расхождения с идеей «сексуальной революции» у её теоретиков Вильгельма Райха и Герберта Маркузе.

Прежде всего в ключевом, в плане построения теоретической базы для дальнейшего исследования, первом томе «Истории сексуальности» Фуко предает критике «репрессивную гипотезу». Ключевым полем исследования для анализа «репрессивной гипотезы» он определяет - XIX-XX вв. Начинает с того, что происходящее в настоящем всевозрастающее и более глубоко проникающее внутрь подавление личностей социальными институтами – цена выгод (комфорт, достаток, изобилие и т.д.) развитой дисциплинарной цивилизации.

Осуществляемая в данной цивилизации форма дисциплинарной власти, однако, своим осуществлением не только ограничивает, но и мобилизует индивидов в смысле их возможного сопротивления или неподчинения осуществляемому контролю. То есть, получается так, что сопротивление и норма контроля или подавления находятся в интересном положении постоянной взаимозависимости и взаимонеобходимости. «Черта-граница и сила, её нарушающая, - первое зависит от второго, второе от первого» [1, с.106]. Таким образом, по той же логике вещей любая проявляющаяся в рамках такого типа власти «борьба за сексуальное освобождение – это часть того же самого аппарата власти, которую она обвиняет» [3, с.47].

Периодом для исследования, XIX-XX век, избран не случайно, ведь на его протяжении как раз и наблюдается наиболее активное пересечение власти и сексуальности, в ходе которых наметился общий тренд развития последней как знания-тайны.

Примерно на этом же этапе распространяется большое количество различных дискурсов [2, с.10, 37] извращения, которые создавались и контролировались различными возникающими для них диспозитивами (психиатрическая каталогизация, медицинский анализ и т.д.). Однако истинной причиной данной тенденции Фуко видел не в намерении нейтрализации и подавления этих извращений, не в репрессивном воздействии на сексуальную сферу жизни с целью регламентации и установления гегемонии классической семьи патриархального типа, необходимой производственному принципу репрессивного типа цивилизации (как отметил бы Маркузе), а в аналитическом установлении источника этих различных дискурсов извращения в саму природу подсознательных влечений человека.

Таким образом, современная западная цивилизация, преследуя свои цели, впервые ввела сексуальность в измерение научной плоскости.

Вместе с этим в современной цивилизации появляется череда профессионалов, специалистов, экспертов, готовых подвергнуть своему анализу и контролю эту самую природную подсознательную сексуальность, дискурс о которой они сами и создали. Параллельно с этим внушили представление о чрезвычайной влиятельности секса на жизнь человека.

Так, из физиологического процесса секса как феномена, на первый взгляд обычного и поддающегося анализу через наблюдение, создается дискурс сексуальности с возможностью воспроизведения определенными институтами знания нормы или ненормальности о нем, и на его основе иметь возможность и право отправлять власть.

Это, таким образом, непосредственное воспроизведение в политической плоскости известного принципа Френсиса Бэкона «Знание – сила», в наше время трансформировавшегося в крылатое выражение «Кто владеет информацией, тот владеет миром», но почти не поменяв своей сути.

Так, по открытому Фуко принципу в разные моменты истории подвергались регулированию и женская, и детская сексуальность, и контроль сексуальных отношений в браке для упорядочивания репродуктивной функции семьи, и многое другое.

Рассмотрим подробнее один из примеров реализации дискурса сексуальности для создания диспозитива знания-власти, анализируемого в курсе лекций в Коллеж де Франс «Ненормальные» 1974-1975 года.  Этот курс как раз приходится на завершение Фуко книги «Надзирать и наказывать» и начало написания «Истории сексуальности». А в обобщенном смысле посвящен генеалогии трех элементов составляющих сложившуюся группу «ненормальных»: человеческий монстр, индивид, подлежащий исправлению, онанист. В контексте нашего исследования нас более интересует как раз последняя фигура, история существования которой в рамках группы «ненормальных» прослеживается с «Крестового похода» против мастурбации, начавшегося в Англии в первое десятилетие XVIII века. В ходе него возникают отношения власти и сексуального тела, и усиливается контроль над его сексуальными желаниями. Но, как отмечает Фуко, этот процесс уже не просто «процесс подавления, сообразный новым требованиям индустриализации», отмечаемый в работах Ван Усселя, по следам теоретической перспективы Вильгельма Райха [5, с.388]. Его ключевой особенностью является обращение к сексуальному телу детей и подростков и надзору за родительским контролем этого тела. Это раскрывает внутренний смысл процесса усиления контроля над желаниями сексуального тела, вылившегося в «крестовый поход» против онанистов. Он заключается в формировании нового аппарата знания-власти, а именно в формировании сплоченной и крепкой семьи (родителей и ребенка) как нового диспозитива в рамках дискурса сексуальности от дисциплинарной власти.

Таким образом, изучение еще одного дискурса дисциплинарной власти не представляет для Фуко теоретического интереса в отличие от диспозитивов вокруг этого дискурса и оказываемыми ими влиянием на самость человека. Начинает он с рассмотрения появившихся еще в античности различных практик заботы о себе или практик себя и посвящает главным образом им второй и третий том «Истории сексуальности».

Подведем итог анализу теоретических положений в отношении сексуальности у Мишеля Фуко. Согласно его идеям, любое освобождение сексуальности, предлагаемое теоретиками идеи «сексуальной революции», всегда в конечном итоге или истинном намерении приводит к её репрессивному подавлению. Именно поэтому любые теоретические построения относительно идеи сексуальной революции и у Вильгельма Райха, и у Герберта Маркузе скептически оцениваются Фуко, так как неверны уже в изначальном стремлении своего основания, направленном на освобождение сексуальности.

"Освободить" желание в его внедискурсивной, природной ипостаси просто невозможно, поскольку оно рождается именно в дискурсе, который о нём что-то говорит. И это говорение в любом случае подразумевает постепенную нормализацию, будь то движение шестидесятых или же «биологический контекст». Любая эмансипация рано или поздно произведет свой контррепрессивный потенциал, а значит, «сексуальная революция» предлагающая общую программу выхода из любой ситуации подавленной сексуальности, бесполезна, неэффективна и, более того, можно сказать, даже вредна для личности. Поэтому Фуко предлагает развивать для решения данных проблем концепции эстетик существования, основания которых находит в имеющихся еще в античности различных практик себя.

Итак, сложившаяся идея сексуальной революции критикуется Фуко как невозможность действовать вне дискурса, поэтому любые революционные освобождения, оставаясь в той же сетке нормативной матрицы затрагиваемого дискурса, в конечном итоге приводят к тому же положению подавления или закрепощения. Освобождение возможно только внутри существующих дискурсивных практик, их особым развитием и преобразованием. Например, в практиках себя и эстетизации жизни.

 

Список литературы:

  1. Подорога В.А. Мишель Фуко и политическая история тела С. 71-111 // Апология политического – М.: Изд. дом Гос. Ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 288 с.
  2. Поль В. Фуко. Его мысль и личность / Пер. с фр. А.В. Шестакова. – СПб.: Владимир Даль, 2013. – 195 с.
  3. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2 / Пер. с фр. В. Каплуна – СПб.: Академический проект, 2004 – 432 с.
  4. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983—1984 учебном году / Пер. с фр. А. В. Дьяков. — СПб.: Наука, 2014. — 358 с.
  5. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. / - СПб.: Наука, 2004. - 432 с.
  6. Фуко М. Секс, власть и политика идентичности. [Интервью] // Syg.ma. URL: http://syg.ma/@nikita-archipov/mishiel-fuko-sieks-vlast-i-politika-idientichnosti (дата обращения: 25.04.2017)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (3)

# Евгения 30.01.2018 17:04
Статья очень интересная и познавательная. В ней автор провёл анализ проблемы сексуальности и телесности в философии Мишеля Фуко. Подчеркивается, что артикуляция сексуальности связана с артикуляцией субъектности, а воздействие на субъект осуществляется репрессивными телесными практиками, такими как семья, школа, церковь. Сексуальность как социальный феномен оказывается такой внутренней силой субъекта, которая конструируется извне и связана с необходимостью следить за жизнью человека: предотвратить детскую смертность, продлить жизнь индивида, контролировать его здоровье, чтобы максимально завладеть его эффективным телом. Этот процесс может быть представлен в качестве своеобразного капиталистического бума и назван «сексуальной революцией».
# Маргарита 01.02.2018 17:40
Полностью согласна с автором предыдущего отзыва! Статья написана простым, доступным языком, но тем не менее её научность очевидна. Особо хотелось бы отметить актуальность темы, которую осветил автор в своей работе.
# Кристина 05.02.2018 19:12
Грищук Д.А. В своей статье затронул актуальную и значимую в современных условиях тему. Основным достоинством работы считаю выделение и структурирование отдельных аспектов данной проблемы в современном мире, которые автор доступно доносит до своего слушателя. Статья производит положительное впечатление на читателя и заслуживает высокой оценки.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.