Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2018 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дягилев М.В. ОБРАЗ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ XVIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВВ. В АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ОБРАЗ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ XVIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВВ. В АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ

Дягилев Михаил Васильевич

студент, социально-гуманитарный факультет, НТГСПИ (ф) РГППУ,

РФ, г. Нижний Тагил

Олешкова Анна Михайловна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, НТГСПИ (ф) РГППУ,

РФ, г. Нижний Тагил

В данной статье будет представлен анализ группы образов императорской России как наиболее значимой группы в контексте развития представлений о России в рассматриваемый хронологический период. Образы императорской России являются достаточно интересной группой образов по нескольким причинам. Во-первых, данная группа является наиболее обширной по количественному анализу политических карикатур, что достаточно симптоматично, т.к. изменение языка и принципов карикатуры, переход данного вида графики на более персонифицированный вариант, вызвало появление карикатур, которые в рамках данной курсовой работы мы относим к группе «императорская Россия». Во-вторых, карикатурны данной группы базируются на отдельных элементах образов других групп, что можно заметить в кодификаторах образов  (см. Приложение 1).

Английские политические карикатуры данной группы представляют собой образное отображение представлений о России в рамках деятельности ее исторических личностей, в частности, Екатерины II, А.В.Суворова, Павла I, Александра I, Николая I. При анализе карикатур данной группы можно заметить, что они начинают создаваться во второй половине XVIII в. В данный период очень четко прослеживается процесс смены стиля создания карикатуры. Все чаще карикатура становится персонифицированной. При анализе английских карикатур с иностранными персонажами было выявлено, что за каждым из них закреплялись одна-две неизменные характеристики, которые становились архетипичными, переходящими с одной карикатуры на другую. Герои карикатур достаточно хорошо узнаваемы, а динамика, заложенная в карикатуру, строилась на заранее известны стереотипах.

Проанализировав карикатуры с образом Екатерины II, можно выявить отдельные принципы, на которых строились представления западного социума. Основными чертами карикатурного образа Екатерины II стали тирания, жестокость, неуемная жажда власти и столь же безудержное распутство. Достаточно интересным моментом можно считать то, что представления, связанные с Екатериной II, были достаточно динамичными. Анализ карикатур показал, что целесообразно выделить следующие периоды в изменении представлений европейского социума о Екатерине II: начальный этап правления, политика «просвещенного абсолютизма», этап, хронологически соответствующий периоду революционных потрясений во Франции (см. Приложение 2, рис. 1). Уточним, что большинство политических карикатур, изображавших Екатерину II, возникли на третьем этапе, т.е. в 1791–1792 гг. Данный факт связан, во-первых, с отношением Екатерины II к Французской революции и проведении особой внутренней политики в данный период, а во-вторых, с разорившимся в это время Очаковским кризисом, который привел к ухудшению отношений между Россией и Англией.

Очаковский кризис и роль России в данном конфликте достаточно четко были показаны в карикатурах. Одно из центральных мест в данных карикатурах занимает образ А.В.Суворова. Александра Васильевича Суворова чаще всего изображали на английских карикатурах в последнее десятилетие XVIII века. Данный факт был вызван отношением европейского социума к множеству громких побед над англичанами, французами. Это и вызвало создание представления о Суворове как о брутальном вояке. В его образе трепет перед непобедимостью и могуществом Российской империи смешивался с отвращением к варварской жесткости восточного тирана. Данный тезис обусловлен отношением Англии к жесткому подавлению Польского восстания армией Суворова. Английская карикатура активно откликнулась на Итальянские походы Суворова, после которых он стал общеевропейским кумиром. Интересен тот факт, что английская карикатура несколько смягчила метафоричность образа Суворова, но на протяжении рассматриваемого периода, образ оставался двояким. Стоит отметить, что при анализе карикатур можно выделить три основных образа Суворова: Суворов в образе «Всепожирателя», Суворов в образе «жандарма», персонифицированный образ Суворова (см. Приложение 2, рис. 2) Интересным наблюдением является то, что образ «Всепожирателя» можно считать прообразом «казака» 1820-х гг., т.к. метафорически данные образы в английской политической карикатуре достаточно схожи в интерпретации России как завоевательницы.

Одним из организаторов внешнеполитического курса конца XVIII века являлся Павел I. Стоит отметить, что за недолгое правление Павла I с ним было связано появление достаточного количества карикатур. Интересным моментом можно считать то, что карикатуры на Павла I дополнялись карикатурами на А.В.Суворова. Важно отметить возросшую роль «медвежьей» метафорики в эти годы: русский медведь присутствует на карикатурах очень часто, в том числе на некоторых из них – медведь – это не просто персонификация России, это ни кто иной, как сам император Павел I, получивший в Англии особое прозвище Paul Bruin [2, с.28], то есть Павел-Медведь. Проведя внешнюю критику источника, можно отметить, что большинство карикатур с участием Павла I были созданы в последние месяцы жизни императора. Данный комплекс карикатур целесообразно разделить на несколько периодов. Если на листах первой половины правления Павла I (1798–1799 гг.). Русский медведь выступал союзником Великобритании (Приложение 2, рис. 3), то на листах 1801 г. он уже всячески высмеиваемый противник. Это выражается в том, что медведь всегда закован в стальной ошейник, а то и в намордник. Отметим, что в некоторых карикатурах представлен иконографический сюжет – медведь, ведомый на цепи поводырем (Приложение 2, рис. 4). Данный образ и сюжет показывают несамостоятельность внутренней и внешней политики Павла I и влияние на нее других западных держав, в частности Пруссии.  В последние годы правления, Павел I предстает в образе «безумца» (Приложение 2, рис. 5). Данный факт может быть подтвержден несколькими одинаковыми карикатурами данной тематики, образ Павла в которых изменяется в рамках акцентуации внимания на отдельных элементах портрета. Можно предположить, что динамика образа Павла I обусловлена внешнеполитическим кризисом во взаимоотношениях Англии и России из-за кризиса на Мальте и создания антибританской Северной морской лиги.

Совсем иным представлялся европейскому социуму образ Александра I. Отметим, что поначалу Александр I был для английской карикатуры неясной фигурой и предположим, что он был заменен архетипичным образом «русского медведя» (Приложение 2, рис. 6). Данный тезис подтверждают карикатурные изображения Александра I в первые годы его правления. Анализируя карикатуры, можно заметить, что отношение в Англии к России менялось в зависимости от отношений России с наполеоновской Францией. Поэтому новый всплеск карикатурной активности хронологически относится к 1807 году, когда был подписан Тильзитский мирный договор с Бонапартом, вследствие которого Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии. Отметим, что Александр I в образе могучего медведя до подписания договора представлялся как могучий союзник, то после подписания – в образе медведя, закованного во французские цепи (Приложение 2, рис. 7). Но стоит отметить, что проанализировав карикатуры,  представление об Александре I изменяется в 1813–1815 гг. Александр I превозносится и изображается как освободитель Европы. Карикатуры, хронологически соответствующие периоду окончания правления Александра I, показывают императора в образе комичного человека, который полностью отошел от государственных дел (Приложение 2, рис. 8).

Анализируя представления о Николае I через английские карикатуры, можно отметить, что данный император полностью унаследовал карикатурный облик Александра (Приложение 2, рис. 9), что показывают карикатуры, хронологически соответствующие начальному периоду правления Николая I. К 1830 году Николай I стал наделяться инфантильными чертами. Данный тезис может быть подтвержден следующими внешнеполитическими событиями: победа в Русско–турецкой войне 1828–1829 гг., подавление очередного Польского восстания 1830–1832 гг. Интересен тот факт, что несколько карикатур называют Николая Павловича – Old Nick – таково английское прозвище дьявола [1, с.33]. С данного периода неотъемлемыми атрибутами русского царя стали: кнут, высокие милитаристские ботфорты и виселица (Приложение 2, рис. 10). Данные атрибуты можно увидеть в карикатурных изображениях Николая I как «жандарма Европы». Отметим, что от Николя I эти атрибутические черты перешли к наследникам, а кнут оставался актуальным политическим символом российского государства до начала XX века.

Образ императорской России, зародившийся в XVIII веке, оставался одним из самых актуальных на протяжении всего XIX века, а также начала XX века.

 

Список литературы:

  1. Успенский В.М., Россомахин А.А., Хрусталев Д.Г. Имперский шаг Екатерины. Россия в английской карикатуре XVIII века [Текст]. – СПб.: Издательство «Арка», 2016. – 288 с.
  2. Успенский В.М., Россомахин А.А., Хрусталев Д.Г. Медведи, Казаки и Русский мороз. Россия в английской карикатуре XVIII века [Текст]. – СПб.: Издательство «Арка», 2016. – 252 c.

Приложение 1.

Таблица 1.

Кодификатор образов императорской России  XVIII–первой трети XIX вв. на основе английских политических карикатур

Название образа

Характеристика

«РУССКИЙ МЕДВЕДЬ»

образ, который представляет собой зооморфное изображение, соответствующее персонифицированному образу монарха или исторического деятеля.

«МЕДВЕДЬ–СОЮЗНИК»

образ, который представляет собой зооморфное изображение, соответствующее персонифицированному образу монарха или исторического деятеля, чаще изображенному на карикатурах со сценами подписания мирных соглашений, договоров.

«МЕДВЕДЬ–ВЕДОМЫЙ»

образ, который представляет собой зооморфное изображение, соответствующее персонифицированному образу монарха или исторического деятеля, чаще изображенный на карикатурах с ошейником, цепь от которого держит в руках правитель, представитель другой страны.

«МЕДВЕДЬ–ПРОТИВНИК»

образ, который представляет собой зооморфное изображение, соответствующее персонифицированному образу монарха или исторического деятеля, чаще изображенный на карикатурах в довольно агрессивном виде именно во внешнеполитическом курсе, который касался Англии (оскал, раскрытая пасть, суровость позы).

«ОБРАЗ ДЬЯВОЛА»

собирательный образ, который представляет собой персонифицированное изображение русского монарха или исторического деятеля, с явно выраженными аллегорическими характеристиками: оскал, устрашающий вид. Данный образ связан со сценами завоеваний, насилия или убийств.

«ВСЕПОЖИРАТЕЛЬ»

собирательный образ, который представляет собой персонифицированное изображение русского монарха или исторического деятеля, представленный в сценах внешнеполитических завоеваний.

«ЖАНДАРМ»

собирательный образ, который представляет собой персонифицированное изображение русского монарха или исторического деятеля, представленный в сценах охраны и защиты внутриполитической консервативной мировой системы с достаточно выраженными символами милитаризма.

«ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОРТРЕТНЫЙ ОБРАЗ»

образ, который представляет собой персонифицированное изображение русского монарха или исторического деятеля с заметным портретным сходством.

«ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА»

образ, который представляет собой персонифицированное изображение русского монарха или исторического деятеля с заметным портретным сходством в сценах освобождения или защиты России.

«ОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕНДИ»

собирательный образ, который представляет собой персонифицированное изображение русского монарха или исторического деятеля с заметным портретным сходством в сценах камерного, бытового характера, в рамках которых прослеживается отношение автора карикатуры к политической деятельности исторической личности.

«ОБРАЗ БЕЗУМЦА»

собирательный образ, который представляет собой персонифицированное изображение русского монарха или исторического деятеля с заметным портретным сходством, с явными признаками психического расстройства, что показывает акцентуация отдельных элементов портрета.

 

Приложение 2.

gWXFlMA (600x503, 79Kb)

Рисунок 1. Имперский шаг! Художник: Байрон Ф.Д. 1791 г.

Генерал Суворов выгоняющий войска директории из России 1799

Рисунок 2. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию!! Художник: Крукшенк И. 1799 г.

Рисунок 3. Иностранные забавы, или Британский лев начеку. Художник: Уильямс Ч. 1801 г.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/Nothern_bears_-_Charles_Williams.jpg

Рисунок 4. Северных медведей обучают танцам. Художник: Уильямс Ч. 1801 г.

Рисунок 5. Великодушный союзник. Писано в Петербурге. Художник: Гилрей Дж. 1801 г.

 

http://ic.pics.livejournal.com/vbulahtin/9232037/3604018/3604018_800.jpg

 

Рисунок 6. Медведь становится посредником. Художник: Крукшенк И. 1803 г.

Картинки по запросу долина смертной тени карикатура

Рисунок 7. Долина смертной тени. Художник: Гилрей Дж. 1808 г.

           

Рисунок 8. Политические денди. Художник: Хит У. 1818 г.

Рисунок 9. Политический шах и мат. Художник: Хит У. 1829 г.

Рисунок 10. Госпожа Греция и ее грубые любовники. Художник: Сеймур Р. 1828 г.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий