Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2017 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Самойлова Д.А. "УЕЗДНОЙ БАРЫШНИ АЛЬБОМ..." // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 08.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 44 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

"УЕЗДНОЙ БАРЫШНИ АЛЬБОМ..."

Самойлова Дарья Александровна

студент 3 курса, отделение «Преподавание в начальных классах», КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж»,

РФ, г.Енисейск

Моисеева Ирина Николаевна

научный руководитель,

преподаватель русского языка и культуры речи КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж»,

РФ, г.Енисейск

Семейный альбом…На его страницах оживают родные, дорогие тебе лица, возникают образы «знакомых незнакомцев»-далёких пращуров, о которых знаешь порой лишь толькоимя да пару деталей. Калейдоскопом проходят лица, судьбы, эпохи.

Вот она- устная история, запечатлённая в визуальных образах. Текст! Ведь еще Доррида говорил о том, что на каждом шагу нас окружают тексты, «зашифрованные послания», и мир – это не что иное как текст.: «Ничто не существует вне текста. Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, или интертекст»[1,с.47]. И что может быть увлекательнее и занятнее чтения в широком понимании! А вот в качестве объекта для считывания, дешифровки устной истории мы взяли не фотоальбомы, а альбомы «уездных барышень» разных эпох-альбомы - песенники моих ровесниц 80гг 19в и их аналоги начала 21в (2007, 2009гг.). В них есть и в привычном понимании тексты, и рисунки, и символы, и фотографии…Словом, они интересны и достойны внимания. Отправной точкой для данной работы послужили летние полевые изыскания в составе  XI историко-фольклорной экспедиции в Казачинский район Красноярского края. Всё началось с отсканированного альбома  жительницы с.Рождественское Хахалевой Ирины. По возращении из экспедиции нашу коллекцию пополнили еще 7 тетрадей-альбомов, 1 пожеланник и тетрадь с песнями, стихами и газетными вырезками. Все эти образцы девичьего фольклора по времени охватывают отрезок с начала  70х- 80гг 20 в. и до 2013г. уже 21в.

Несколько дневников (рукописных альбомов) моих ровесниц-провинциалок  мы решили использовать не только для реконструкции повседневности, деталей быта конца 80-ых годов и начала 21в., но и для «реконструкции» их внутреннего мира в контексте этого временного отрезка

Традиция рукописных альбомов пришла в Россию из Западной Европы, главным образом из Германии, в середине XVIII века. В Европе альбомы были известны гораздо раньше: в XVI - XVII вв. дружеские альбомы (album amicorum) были, в частности, популярны у странствующих студентов. В Германии альбомы назывались «штамбухами» (Stammbuch), в Англии «кипсеками» (keepsake). Слово «альбом», латинское по происхождению (лат. album - белая книга), в русский обиход вошло из французского языка, где оно означает «памятная книжка».[3, с.15]

История русского рукописного альбома насчитывает почти три столетия, на протяжении которых альбом испытал значительные изменения своего содержания и внешнего вида, но остался при этом распространенным и исключительно интересным явлением культуры.

Комплексному изучению девичьи альбомы еще не подверглись. Учёными различных дисциплин исследуются разные аспекты данного явления. На сегодняшний день опубликованы лишь отдельные работы, посвящённые латентным механизмам гендерной социализации девочек или целостным описаниям отдельных форм девичьей субкультуры. С.Б.Борисов».[3], В.А.Базанов[2], С.Ю.Неклюдов  исследовали девичьи образы в фольклорно-мифологической и архаической культурах [6] .М.Л.Лурье, М.В.Калашникова, Е.В.Кулешов разработали  подходы к изучению школьного фольклора в целом [5]. Занимая особое место на стыке фольклора и литературы, истории альбом долгое время рассматривался как факт истории литературы, средство социализации.  Мы же попробуем взглянуть на альбом как на способ отражения истории повседневности.

Обычная общая тетрадь, без видимых признаков возраста- а ведь ей 31 год! Давайте перелистаем их. На обложке тетради первая запись, рифмованная: «Писал не художник, писал не поэт, писала девочка 11 лет». И рядом нарисована роза ветров. Что ж, символично. 11 лет-это самое что ни на есть начало пути. А на следующей страничке альбомное стихотворное клише с подставляемыми буквами: На Х-моя фамилия, на Н-меня зовут, на Л-подруга милая, на В-мой милый друг. Атмосфера загадочности, как мы выяснили, свойственна девичьему альбому в целом. И достигается она еще и путем использования  квазиаббревиатур:                                                        

З-за

Л-любящую

О-отомщу

Встречаются и «секреты» в виде приклеенных кармашком открыток, куда надо класть пожелание, рисунок, одним словом - что-то секретное. А в конце тетради даже азбука Морзе приведена! Догадаться о хозяйке тетради достаточно сложно еще и потому, что адрес прописки сложно «найти»: «Мой адрес? г. Места, ул.Ожидания, дом Свидания, квартира Любви. Будет время, заходи» И все же получить представление о хозяйке можно, обратив внимание на Анкету. Стоит отметить, что иногда Анкеты ведутся отдельно, иногда-являются составной частью тетради-альбома, как в нашем случае. В представленных  анкетах вопросы можно распределить на несколько групп: 1.вопросы биографического характера, 2.вопросы, способствующие налаживанию коммуникаций, направленные на выявление информации, которая может повлиять на дальнейшее развитие отношений респондента и хозяина анкеты, 3.вопросы,  направленные на выявление социальной структуры коллектива, в котором общается хозяин анкеты.

Анализируя ответы на вопросы о читательских интересах, любимых фильмах, певцах и актёрах, отмечаем, что среди  любимых писателей абсолютным лидером является Г.Х.Андерсен, также называют Н.Носова, М.Твена, А.Линдгрен, Драгунского, Э.Успенского. Наиболее читаемые книги- «Конь и его мальчик» К.Льюис, «Приключения карлика и Вали» Я.Ларри, «Человек-амфибия» А.Беляев (все книги из списка для чтения в начальной школе). Музыкальные кумиры эстрады-С.Ротару (лидер),Т.Кутуньо, С.Минаев, «Модерн Токин», П.Чайковский, М.Боярский. Артисты кино и фильмы - И.Абдулов , И.Муравьева; «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», « Вечный зов», «Ну, погоди».

Оценивая роль Анкеты в составе тетради, считаем, что анкета является не только средством и способом общения, но и инструментом малой социализации как для хозяина тетради, так и для его друзей. Список чтения, входящий в анкету, говорит об интересе девочек-подростков к приключенческой литературе, к литературе о своих ровесниках.  А что касается сказок Г.Х Андерсена, не лишним будет напомнить, что этот автор писал сказки для взрослых, на что сам не раз указывал.

Изобилует тетрадь всевозможными гадалками. Говоря об особенностях «гадалок» из школьных тетрадей, А.В.Чеканова  отмечает : «Особенностью современных гаданий, представленных в девичьих альбомах, является то, что связи с магией они начисто лишены;   в них на первый план выходит игровое начало, да и служат они прежде всего для развлечения и всерьез, особенно старшими школьницами, не воспринимаются. Этим гаданиям свойственна «краткосрочность», соотнесенность с более коротким отрезком будущего, чем у традиционных гаданий. Они являются повседневными, то есть не приурочиваются к каким-то датам или праздникам». [7, с.14]

В представленном альбоме встречаются гадания «тестового характера», они строятся на подсчёте  количества положительных и  отрицательных ответов и расшифровке полученного результата по толкователю. Анализ вопросов и ответов в такого рода гаданиях позволяет раскрыть некоторые особенности девичьей психологии, взаимоотношений с противоположным полом. Встречается и всем известная гадалка ЛУРНИСТ.

Много в исследуемой тетради всевозможных «примет» и «значений» любви: всевозможных «чихалок», «чесалок», «спотыкалок», значений дней недели, месяцев для знакомства, формы письма и т.д. Они, как правило, истолковывают контролируемые и неконтролируемые проявления жизнедеятельности человек. Некоторые приметы и значения сопровождаются рисунками глаз, губ, рук.

Отдельно считаем нужным остановиться на «25 законах любви». Среди «законов любви» встречаются  утверждения, построенные:

-по типу аксиом (Любовь между девушкой и парнем начинается  в 12-15 лет.; Парень может брать девушку за талию.);

-интерпретативно-логические суждения: (если… значит… (если… то…)(.Если парень жмёт крепко руки девушки, значит он любит её; Если целуешь девушку, а она закрывает глаза, поцелуй еще раз..)

-суждения императивного характера, обращенные либо к девушке (Не знаешь характера парня, не садись на траву.), либо к парню (Парень не должен быть печален при девушке;. При первом свидании поступай так: задержи руку девушки и не отпускай без поцелуя).

Условно эти «законы» можно разделить на несколько  категорий:

- этика поведения: (например:«Парень не должен опаздывать на свидание», «Парень не должен при девушке курить и пить вино»);

- возрастные границы: (например:«Любовь между парнем и девушкой начинается в 12-16 лет»);

- приметы: (например:«Девушка тушит зажжённую спичку – просит прощения», «Если парень берёт у девушки носовой платок или расчёску – хочет дружить»);

- речевой этикет: (например:«Влюблённые говорят на «ты», «На первом свидании парень с девушкой говорят только о любви»);

- психология отношений: (например:«Если видите, что девушка не любит, назначайте почаще свидания»);

- эротические: (например:«Если парень любит девушку, а она не замечает его, то он бросает на неё короткие взгляды и ухаживает за ней», «Парень может брать девушку за талию»).

«Законы любви», думается, призваны помочь  девочкам -подросткам в познании норм «правильного» (достойного) поведения в ситуации межполового общения.

Встречаются в альбоме и определения дружбы и любви. Думается, что подобные выражения при всём их несовершенстве все жеспособны разбудить в хозяйке тетрадисклонность к образному мышлению.

Встречаются и так называемые «народные стихи». Подобные экспромты могут только способствовать одному - развитию дурного поэтического вкуса.

Говоря об альбоме в целом[8], следует отметить, что ведение альбома позволяет девушке выразить личные эстетические пристрастия, этические и нравственные представления. Альбом становится способом творческой и эмоциональной самореализации, ведь на его страницах появляются только те тексты, которые соответствуют личным вкусам девушки: ее любимые стихи, песни. Альбом также в определённой степени является и отражением действительности.

В нашей коллекции есть разные по времени ведения альбомы. И поэтому мы решили выяснить, как стал выглядеть альбом девочки-подростка спустя 20 лет уже другого, нового 21 века. Для анализа мы взяли две тетради 2007-2008гг.

Что изменилось, что осталось прежним?

Во-первых, прежним остался сам факт существования альбома! Это кажется невероятным: в век Интернета, социальных сетей…Но это факт.

И вновь-к чему-то чешется правый глаз. А вот и левая рука зачесалась. Да, приметы и значения любви живы.

Интересным для нас показалось сравнение значения подарков, точнее, не значения, а того, что рассматривалось в качестве потенциального подарка, поскольку в этом ярко отражаетсяэпоха.

Гадалки. Они тоже остались. В основном, это гадания «тестового характера» (связаны с ответами на вопросы, подсчитыванием количества положительных и  отрицательных ответов и расшифровкой полученного результата по толкователю ).

Не исчезли из тетради-альбома и формулы любви.

Стихи (наивные, «народные»). Они всё так же заполняют страницы альбомов. Но их стало намного больше. Тематика все та же – любовь. Но в отличие от альбомных стихов своих сверстниц прошлого века они еще больше стали чувственными и более пошлыми

Что изменилось в содержании девичьих альбомов?

Исчезли из тетрадей как таковые Анкеты. Но, на наш взгляд, это не значит, что тетради перестали играть роль в социализации подростков. Содержание Анкеты как бы рассредоточилось по всей тетради: появилось больше «гадалок» (по своей сути анкет), появилось много текстов песен с указанием исполнителей, групп. Так,  мы узнаем о новых музыкальных интересах. На смену Ротару, Кутуньо, «Модерн Токин» пришли  «Animal ДжаZ», «Tracktor Bowling», «Akado Oxymoron», «Инь-Ян». Фотографии кумиров - Марка Тишмана, Анастаси́и Прихо́дько ,  Джа́стина Рэ́ндалла Ти́мберлейка, Корнелии Донато, Ума Турман, Бритни Спирс- это не что иное как зрительный  ответ на вопросы типа: твой любимый певец, актриса.

Появились в Тетрадях и новые жанры:1. Приколы и анекдоты. 2. «Валентинки». 3. SMSки [9].

 Ещё одно изменение, которое невозможно было не заметить: море ошибок в море любви! Причин падения грамотности в нашей стране много, но одна из них зафиксирована в Тетрадях- падение читательского интереса. Исчезли вопросы про любимые книги, литературных героев, потому что стали мало читать/перестали читать. И как следствие , стали безграмотнее.

Подводя итог наблюдениям (эмпирическим, субъективным и, возможно, спорным), отмечаем, что девичий альбом выполняет архивирующую функцию, сохраняет фольклорные тексты,  является воплощением характерных черт девичьей субкультуры, «коллективного самосознания» девушек. Он является зеркалом нашей жизни, здесь всё: приоритеты в воспитании и их смена, изменение морали, языковая ситуация, отражение научно-технического прогресса, быт…И всё это становится зримым, осязаемым благодаря обычной девичьей Тетради.

P.S. Мы не оговорились, употребляя глаголы в форме настоящего времени. Девичьи альбомы не исчезли- они «перебрались» в социальные сети: «Вконтакте», «Одноклассники». Но это уже совсем другая история.

 

Список литературы:

  1. Новейший философский словарь. Постмодернизм/Грицанов А. А. - Современный литератор, 2007.-249с.
  2. Базанов В.А. Функциональный аспект бытования детских анкет // Традиционная культура и мир детства: материалы международной научной конференции «ХI 5.Виноградовского чтения» Часть I . Тезисы. Ульяновск: Лаборатория культурологии, 1998. -47с.
  3. Борисов С.П. Любовный рассказ в ансамбле девичьего альбома. Анкеты // Рукописный девичий рассказ / Сост. С.П.Борисов. М.: ОГИ, 2002.-163с.
  4. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. -328с.
  5. Кулешов Е.В. Предисловие // Рукописный девичий рассказ / Сост. С.П.Борисов. М.: ОГИ, 2002.-3с.
  6. Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Вып.2. Беркелей, 1997.с.-135с.
  7. Чеканова Анна Владимировна. Рукописный девичий альбом : Традиция, стилистика, жанровый состав : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09. - Москва, 2006.-192с.
  8. Тетрадь  Х…ой Ирины.(1984г)
  9. Тетрадь  С….ой Алисы (2007, 2008гг.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 44 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (1)

# Екатерина Власова 21.12.2017 00:17
Здорово, обычная вещь стала предметом исследования! Законы любви и прочее - все это раскрывает гендерные особенности. Ну и эпоха отражается..Не, круто!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.