Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2017 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Голев М.А. ТИП ПАЦАНА КАК ВОЗВРАЩЁННЫЙ ТИП БЛАГОРОДНОГО ГЕРОЯ В РОМАНАХ З. ПРИЛЕПИНА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТИП ПАЦАНА КАК ВОЗВРАЩЁННЫЙ ТИП БЛАГОРОДНОГО ГЕРОЯ В РОМАНАХ З. ПРИЛЕПИНА

Голев Максим Анатольевич

студент, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Гуськов Вячеслав Владимирович

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц. БГПУ,

РФ,  г. Благовещенск

Основания для выделения типа пацана даёт вышедший в 2008 году сборник рассказов Захара Прилепина «Ботинки, полные горячей водки».

Примечание писателя в заголовке «пацанские рассказы» наводит на мысль о том, что писатель вкладывает в слово «пацан» особое значение, которое подчеркивает содержание и особенность всего сборника рассказов. Сам Захар Прилепин не даёт прямого ответа на то, какое значение он вкладывает в подзаголовок «пацанские рассказы» ни в своих интервью, ни в выступлениях.

Игорь Колосов считает, что автор использует слово «пацан» не в прямом значении (отчасти разбойный человек), а «наделяет многими дополнительными смыслами, имеющими отношение не столько к известному слову, сколько к наиболее расхожим представлениям о мужественности, благородстве и прочих достойных восхваления качествах»[1].

Характер героев, которые фигурируют в рассказах, позволяет вычленить черты характерные для «пацанов», определить систему ценностей, которой они придерживаются. Игорь Колосов отмечает, что принципиальным для понимания системы координат, которой придерживаются «пацаны», является рассказ «Жилка», открывающий сборник. Герой рассказа – революционер. Писатель показывает героя в момент, когда его как террориста разыскивают люди в штатском. Он садится в троллейбус, который везёт его домой. Героя совсем не интересует, что его арестует, он думает о чём угодно только не об этом: о ссоре с подругой, об аресте друга. Троллейбус завершает свой путь, отправляется домой, где его, без всякого сомнения, лишат свободы.

«Герой в своем внутреннем монологе прекрасен, прост и мужествен», – подчёркивает Игорь Колосов, потому что он ценит любовь и дружбу, в трудную минуту больше думает о близких, чем о себе. Любовь пацан ценит сдержанно, не выказывает «больного и суетливого интереса к женщинам» и это выгодно отличает его от «похотливых сынов Востока»[1]. Дружбу других пацанов пацан тоже ценит сдержанно, однако до поры. Временами дружеские чувства героев становятся до того чисты и прекрасны.

В «Пацанском рассказе» проявляется ещё одна черта, характерная для героев: необыкновенное жизнелюбие. Это жизнелюбие сочетается у героев с равнодушием к собственной судьбе. Пацаны имеют свой твердый морально-этический кодекс, что отличает их от разбойников. По мере возможности герои защищают справедливость, как они это делают в данном рассказе. Герои защищают продавца «копейки» от деревенских парней, желающих забрать у него деньги за случайно сбитую им козу.

Игорь Колосов считает, что «к написанию этой книги автора побудило отсутствие сколь-нибудь значимых духовных ценностей в современной жизни. Для разрешения этого кризиса автор из относительно существующего явления создает миф. Миф довольно забавный: об особой, как водится, породе людей, зовущихся пацанами. Единожды новоявленное, это рыцарство даже подается в оправе традиционного сюжета о защите добра и справедливости, правда, со значительно сниженным пафосом» [1].

Таким образом, под типом-пацана в романах Захара Прилепина будем понимать персонажа в возрасте от 5 до 35 лет, которых объединяют общие черты характера и система ценностей. Пацан прост и мужествен, ценит дружбу и любовь, не выказывая больного и суетливого интереса к женщинам. Обладает жизнелюбием и безразличием к собственной судьбе. Имеет твердый морально-этический кодекс.

К типу-пацана относится главный герой романа «Санькя» – Саша Тишин. Он является активистом радикального левопатриотического «Союза созидающих», созданного интеллектуалом Костенко. Герой обладает твёрдым морально-этическим кодексом: «С тех пор как повзрослел, к армейскому возрасту – всё стало очевидным. Неразрешимых вопросов не возникало. Бог есть. Без отца плохо. Мать добра и дорога. Родина одна» [2, с. 643]. У Саши есть чёткие представления о добре и зле. Его мировоззрение строится на трёх ключевых ценностях: семья, Родина и Бог.

Убеждения героя выстраданы им. Они являются результатом его жизненного опыта. Однако герой не склонен к изнурительной рефлексии: Он переживает редко, но очень сильно.

Саша, будучи юношей, потерял отца. Это событие было для героя тяжёлым испытанием. Обширным эпизодом в романе представлены похороны отца Саши. Санькя с мамой хотят похоронить отца в родной деревне, но не могут туда добраться, так как дорогу развезло. Водитель отказывается ехать дальше, Санька плюёт на всё и тащит гроб отца по снегу. Отец является воплощением мужества, стойкости, защищённости. Теперь Саша один, теперь он мужчина в доме. Тишин упёрто тащит гроб, рискуя замёрзнуть насмерть, потому что знает: отец должен покоиться в земле родной.

Он не знает, как себя вести: снять шапку, потому что мороз ему нипочём, или же, повинуясь стихии, надеть её. Этим поведением писатель показывает желание Саши казаться мужественнее. Герой это делает неумело, не зная, как его поведение объясняется ранним возрастом. Но уже в таком возрасте Саша принял на себя ответственность, отвечать не только за себя.

Герой является членом партии «Союза Созидающих». Он и «партийцы» имеют твёрдые политические убеждение, вопрос об отношении к Родине для них давно решён: «Все истинное само понятие выбора отрицает. Если у тебя любовь, скажем, к женщине, у тебя уже нет выбора. Или она, или ничего. И если у тебя Родина… Здесь так же…»[2, с. 704].

Саша считает, что любовь к Родине – это естественное чувство, основанное на родстве. Это чувство не может быть результатом «интеллектуальной казуистики» и полученных знаний. Герой сравнивает Родину с женой и считает невозможным саму ситуацию выбора: любить или не любить свою страну?

Как уже было сказано выше, пацаны ценят дружбу и любовь, не выказывая больного и суетливого интереса к женщинам. Таков и герой Прилепинского романа «Санькя.

В романе у героя любовные отношения складываются с двумя героинями: Яной и Верой. С обеими девушками связь у Саши завязывается легко и непринужденно. Например, отношения с Яной развиваются у Саши стремительно. Едва, познакомившись с Санькой, она в тот же день приглашает его к себе домой.

Когда взаимоотношения с Яной заканчиваются, у Саши появляется Вера, но и в этот раз Саша не прикладывает для этого особых усилий: «С недавнего времени она ходила с ним, вернее – за ним, – тонкая, несимпатичная, но молодая, с острыми лопатками, тонкими ножками…Саша всё вспоминал, как она потянулась за ним сквозь кордон, а её оттолкнули мужики в армяках…»[2, с. 717]. У неё в сарае Саша делает схрон флагов и транспарантов, занимаясь перевозкой, «Саша свыкся с Верой» [2, с. 704].

С дружбой у Саши всё просто. Никогда у Саши не было недостатка друзей. В романе действие разворачивается, когда главному герою уже двадцать два года, и он сознательно ограничивает круг своего общения «партийцами»: «Так сложилось в последние годы, что круг Сашиного общения ограничился партийцами. Не то чтоб на иные дружбы не хватало времени, хотя, да, не хватало, но главное – что это было уже не нужно, незачем, неинтересно[2, с. 604]. Такая жизненная позиция объясняется усталостью героя от действительности, другое общение больше не имеет для него никакого смысла: «К «союзникам» Саша пришел легко, потому что все остальное уже потеряло к этому времени значимость» [2, с. 604]. Для Саши не имеет никакого смысла существовать в государстве, в котором господствует тотальная несправедливость.

«Союзники» становятся для героя единственными людьми, с которыми имеет смысл быть, потому что они жертвовали собой ради спасения России: «он быстро понял, что почти все “союзнички” – ребята славные. В первую очередь тем, что легко подставляются под удар, под множество ударов, в конечном итоге, жертвуя собой, своими поломанными ребрами, отбитыми почками, пробитыми головами.

Они взялись держать ответ за тех – в то врем, когда это стало дурным тоном: отвечать за кого-то помимо самого себя» [2, с. 668]. Многие «союзники» становятся друзьями Саши, он многими из них искренне восхищается и заключает: «Это лучшие люди на земле», – сказал Саша себе давным-давно и закрыл тему» [2, с. 668].

Двойственное отношение у Саши к матери. С одной стороны, он отстраняется от нее, не делится с ней своими партийными делами, уходит из дому, ничего ей не объяснив.

Мать любит сына, постоянно переживает за жизнь Саши, ее мучит неизвестность и скрытность сына, пугает его партийная деятельность и радикализм: Но, несмотря на внешнюю отчуждённость и холодность, Саша любит мать, жалеет её и очень дорожит. Герою горько, когда он своими действиями, заставляют её волноваться: «Голос мамы в телефонной трубке звучал обреченно и скорбно. Саша был готов разодрать свое лицо, слыша этот голос» [2, с. 643].

Таким образом, Захар Прилепин в сборнике рассказов «Ботинки, полные горячей водкой» создаёт тип пацана как тип положительного, благородного героя, который обладает следующими чертами: простота и мужество. Он ценит дружбу и любовь, не выказывает больного и суетливого интереса к женщинам. Обладает жизнелюбием и безразличием к собственной судьбе. Имеет твердый морально-этический кодекс. Данный тип встречается в романе «Санькя» в образе главного героя – Саши Тишина.

 

Список литературы:

  1. Колосов И. Кодекс пацана-революционера / Урал. 2009. № 10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ural/2009/10/ko14.html (дата обращения: 27.01.2016)
  2. Прилепин З. Дорога в декабре: Паталогии. Грех. Ботинки, полные горячей водкой. Санькя. Чёрная обезьяна. Лес: [романы, повесть, рассказы]. – Москва: АСТ, 2013. – 1056 с.
  3. Прилепин З. Монолог об отцовстве, отцах и детях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marieclaire.ru/psychology/zahar-prilepin-neskolko-nevajnyih-slov-v-techenie-dnya/. (дата обращения: 18.11.2017)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.