Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Коробова Е.С., Солодилов М.В. СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ОТ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА ДО НАШИХ ДНЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(33). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(33).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ОТ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА ДО НАШИХ ДНЕЙ НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИ

Коробова Екатерина Сергеевна

студент 3 курса кафедры Живопись Тольяттинский государственный университет,

РФ, г. Тольятти

Солодилов Михаил Владимирович

ст. преподаватель кафедры Дизайн АСИ Самарский государственный технический университет,

РФ, г. Самара

Аннотация: В статье рассмотрены предпосылки возникновения принципа синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, появившегося в отечественной версии архитектуры модернизма начиная с 60-х годов ХХ столетия. Перечислены художники и архитекторы, внесшие вклад в обогащение модернистской архитектуры городской среды художественными и пластическими средствами. Отмечается влияние московских художников монументалистов, работавших по всему СССР на образ молодых советских городов. На примере Тольятти приводятся примеры реализации принципа синтеза архитектуры и монументального искусства, а также рассматривается принцип единого плана художественного оформления города, возникшего в советской архитектуре. На основе исследования архивов перечисляются объекты, в которых реализовывался вышеуказанный принцип и освещаются биографии художников. Дается предположение о причинах упадка, наблюдаемого в монументальном искусстве и предсказывается появление современных форм искусства, взаимодействующих с архитектурой. Объекты, в которых воплотился принцип синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства становятся потенциалом и внутренним ресурсом для туристической и культурной привлекательности города. Примеры и предложения форм взаимодействия и переосмысление подобного наследия – главные выводы, извлекаемые из данного исследования.

Ключевые слова: Тольятти, монументальное искусство, постиндустриальный город, моногород.

 

По прошествии нескольких десятилетий произведения монументально-декоративного искусства советского периода становятся ресурсом дополнительного повествования об истории города, о его пространствах и местах, представляя интерес для экскурсов в мировую художественную культуру через историю малого города, облик которого был создан рукотворными произведениями художников-монументалистов советской эпохи. Значимость советского монументального искусства до сих пор не оценена по достоинству. Кого-то оно очаровывает утопичностью тем и мотивов, кого-то привлекает поиском мест этих произведений в контексте развития мирового искусства. В современном искусствознании интерес представляет анализ предпосылок появления особой формы синтеза монументально-декоративного искусства и архитектуры, которая стала основой для осмысления, а также способы актуализации и переосмысления этого наследия советского периода.

Понятие синтеза искусств подразумевает единство их различных видов, каждый из которых, дополняя друг друга, становится частью целого произведения. Результатом соединения архитектуры, монументальной живописи, скульптуры становится произведение более высокого эмоционального, эстетического воздействия, чем каждое из этих искусств в отдельности. Монументальная живопись и скульптура в тесном взаимодействии с архитектурой являются основным творческим инструментом для художественной организации городской среды в жилых районах, парках, на улицах, станциях метро.

Синтез монументально-декоративного искусства и архитектуры получил яркое отражение в произведениях советского модернизма.

Советский модернизм – один из трех советских архитектурных стилей 50-х годов ХХ столетия. Характерными чертами советского модернизма являются функциональность, урбанистичность облика зданий, массивность форм и конструкций, массовое остекление поверхностей. Основной строительный материал – железобетон. Для архитектуры советского модернизма характерно наличие таких облицовочных материалов, как мрамор, песчаник. Также ярким отличием этого стиля служит наличие декоративных элементов – мозаичных панно.

Молодой город, который строился на степных просторах, не обремененный эпохальностью стилей предшествующих эпох, концептуально впитывал в себя все новейшие веяния. Модернизм как стиль лаконичный, решительный, не дорогостоящий, функционально рациональный был заимствован как технологически быстро возводимый и тем самым, абсолютно приемлемый для решения достижения цели возведения города в короткие сроки.

Термин «модернизм» пришел к нам с Запада, а основоположником и ярким представителем данного стиля считается французский архитектор – Ле Корбюзье.

Образ массовой застройки западного модернизма, лишенный декоративных излишеств, в 50-е годы прошлого века, стал подвергаться критике. Застройка нидерландский деревни Нагеле собрала целый свет архитектурного авангарда 1950-х годов: Ван Эйк, Ритвельд, Бакема, Ван ден Брук, Нигеман, Стам (33 участника) [1]. Создатели новых микрорайонов всесторонне заботились о жителях, но очень скоро их проекты начали осуждать за утрату человеческого измерения, сомасштабности простой будничной жизни. Излишняя монотонность и однообразие – основные претензии к модернистам. Архитекторы, исповедующие принцип лаконичности архитектурного языка, старались дополнять свою работу художественными приемами. Дисбург разрабатывал цветовые гаммы для фасадов зданий Ауда еще до войны, Аллерт Варнерс также разрабатывал многочисленные варианты цветовых решений фасадов. Исходя из критики социологов и психологов тех лет, человеку не хватало представления о собственном доме как об исключительном месте, гарантирующем надежность, безопасность и воплощение собственного «я». Жилая среда модернистской архитектуры растворяла возможность самоидентификации из-за отсутствия уникальности окружающего пейзажа, топографии квартала или фасада. Официальная статистика от 1959 года зафиксировала рост числа желудочных заболеваний от 30 до 50 %, у жителей новых микрорайонов, что связывалось со специфическими условиями окружающей среды и имело психосоматическую природу [2]. Параллельно возникали группы противодействия складывающейся ситуации, применившие методологию современного искусства. Амстердамская группа Право устраивала массовые перформансы и хэппенинги, распространяли листовки с инструкциями по участию в коллективных акциях («белые планы»), устраивали свободное велосипедное движение, совершали ежедневные камлания на площади, провозгласив местную статую «никотиновым демоном».

 Крупные западные монументалисты вроде Давида Альфаро Сикейроса, Диего Ривера, Фернана Леже, Эдуарда Пиньона были членами коммунистических партий или сочувствующими социалистическим идеям, что заметно повлияло на вкусы отечественной партийной номенклатуры. Мозаики и фрески, витражи и гобелены, стенопись синтетическими красками и панно из алюминия, гнутого металла, керамических плиток, пластиков создавались современными западными художниками в интерьерах и на фасадах промышленных и жилых зданий, спортивных комплексов, аэровокзалов, рабочих клубов, ресторанов, школ и университетов. Эти работы отличались художественным изяществом, остроумием, рациональностью композиционных решений, умением найти место декора на стене, а также в сочетании с модернистской безордерной архитектурой. В ряде случаев стенописный декор с простым рисунком покрывал стену или несколько стен здания. Иногда мозаикой покрывали специально возведенную стену рядом около здания. В городе Сен-Лоо (Нормандия) рядом с административным зданием на такой специальной стене выполнена мозаика по эскизу Ф. Леже. Зарубежный опыт был тщательно переработан советскими зодчими, подключившими художников к оформлению архитектуры.

Таким образом, синтез искусств постепенно вошел в архитектуру модернизма на Западе, а к середине 60-х годов ХХ века получает особенное признание в отечественной практике.

Отрезок от Садового кольца до Арбатской площади осуществлен по проекту М. Посохина и большого коллектива соавторов. Архитектурный замысел проспекта предложил, на основе впечатлений из зарубежных поездок, Н.С.Хрущев. Генерального секретаря особенно вдохновила оживленная набережная Гаваны, застроенная высотными гостиницами.

В композиции ансамбля проспекта Калинина использованы возможности синтеза архитектуры с произведениями монументально-декоративного искусства. Авторы не пошли по пути использования множества мелких декоративных элементов, которые, в большинстве случаев распыляясь, не оставляют сильного впечатления, а полагали наиболее целесообразным создание одного значительного акцента, крупного и запоминающегося [3]. Таким акцентом стало мозаичное панно, выложенное из различных парод естественного камня на внешней поверхности цилиндрического объема конференц-зала. Над художественным оформлением проспекта работали художники: Н. Андронов, А. Васнецов, В. Эльконин. А. Васнецов позднее будет задействован в оформлении пешеходной эспланады Автозаводского района Тольятти, где впервые была предложена идея единого художественного оформления города и заявлен принцип синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, В. Эльконин вместе со своей женой будет трудиться над мозаиками внутреннего дворика и интерьера музыкальной школы № 4.

Таким образом, можно выделить несколько принципов синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства. Через содержательную суть изображения раскрывается функциональная принадлежность здания, экстерьерное убранство здания является информационным знаком, символом, отражающим назначение здания в социокультурном пространстве городской среды, декор подчеркивает тектонику формы здания.

С середины ХХ века синтез искусств находит широкое и многогранное применение при возведении новых городов, общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей. Их целью, в первую очередь, считалась пропаганда государственной идеологии, а уже потом декоративное оформление фасадов и интерьеров.

50-е годы прошлого века – период массового жилищного строительства. Советские города застраивались типичными постройками, лишенными декоративных излишеств, которые несли только функциональную значимость.

Со временем, появление новых конструкций, тектонических форм архитектуры порождает новые потенциальные возможности взаимодействия архитектуры с монументальным искусством. Голые фасады новых построек давали полную свободу художникам-монументалистам для творчества.

Стремительный рост техники, развитие индустриального, сборного домостроения, применение новых материалов обусловили иное, чем раньше, отношение к архитектурной художественной форме при новой конструктивной основе здания. Роль и значение монументального искусства в современном строительстве стали гораздо больше, чем в прошлом [4].

Прототипом художественно-эстетического решения декора молодого города Тольятти послужила архитектура советского модернизма.

Автор брошюры «Новый Тольятти» архитектор Б.Р. Рубаненко охарактеризовал сложившиеся тенденции в застройке города: «Пластическая образная характеристика отдельных фрагментов города на всех уровнях городского организма должна раскрываться и художественно-пластическим строем самой застройки, средствами архитектуры и в синтезе с монументальным и декоративным искусством» [5].

Для преодоления скупости урбанистического пространства в 70-е годы ХХ столетия в г. Тольятти были приглашены художники-монументалисты, которые создали серию произведений монументально-декоративного искусства.

По словам одного из мастеров, В.А. Бубнова, веяния рассматриваемого времени в мировом и отечественном искусстве всегда были интересны. Отсутствие творческой и информационной изоляции, что конечно влияло на творчество молодых художников, особенно в монументальной области, в свете достижений изобразительного и архитектурного искусства и Автозаводской район г. Тольятти не был исключением. Он построен в современных материалах того времени и созданные произведения были исполнены на адекватном языке, на котором говорила в тот момент архитектура [6].

В генплане Рубаненко по оформлению Автозаводского района города Тольятти эспланада, протянувшаяся от набережной Жигулёвского водохранилища до площади перед кинотеатром «Сатурн», занимала особое место. Именно на ней предполагалось основное размещение произведений искусства. Здесь была задумана пешеходная зона, оформленная многочисленными фонтанами, декоративными скульптурами и мозаичными стелами. Прибрежная зона Тольятти, которой придавалась в плане очень большое значение, должна была включать парадные набережные со сходами к воде и огороженные чугунными решетками, пляжи, спортивные комплексы, такие как стадион, большой крытый плавательный бассейн, многочисленные корты и Дворец спорта «Волгарь» [7].

В молодом строящемся городе для художников была особая площадка для творчества, которая давала полную свободу в плане выбора форм, но однозначно подчиненная заданному содержанию. Оно отражало или видение образцового социалистического настоящего (мозаики Дворца спорта), или абстрактные образы искусства будущего (мозаичное панно кинотеатра «Сатурн»).

Живопись и скульптура раскрывали идеи, заложенные в произведении, усиливали его идеологическое воздействие на человека. Вступая в синтез с архитектурой, произведения монументального искусства конкретизировали идейное содержание здания, ансамбля или архитектурно организованного пространства.

Архитектура воздействует на художественную форму монументальной живописи, на ее масштабность и пропорции, ритм, цвет и фактуру. Масштабный строй произведения монументальной живописи можно определить темой композиции, эмоциональным замыслом и т.д. Но эта живопись подчиняется масштабам пространства, в котором изображение находится. Тектоника архитектуры, организуя это внутреннее пространство, диктует свои масштабные закономерности. Единство систем масштабного строя архитектуры и монументальной живописи является одним из каналов, ведущих к синтезу искусств [8].

Принципы синтеза искусств нашли отражение в архитектуре и монументально-декоративном искусстве г. Тольятти.

Иллюстрацией первого принципа являются мозаичное панно С.Л. Тер-Григоряна «Человек, природа, спорт» во Дворце спорта «Волгарь», и мозаики В. Эльконина на фасаде и в интерьере музыкальной школы № 4. Композиции мозаичного панно, расположенные вдоль лестниц Дворца спорта – «Сила», «Ловкость», «Грация», «Меткость» и другие, олицетворяют здоровый образ жизни, таким образом, раскрывают функциональную принадлежность здания. Объединенные изображениями природных элементов, вместе эти композиции составляют единое непрерывное целое. Растения, птицы, животные, которые изображены на многих участках композиции, придают работе своеобразный вид, наводят на мысль о красоте и полнокровности жизни, о связи человека с природой [9]. Тер-Григорян в данной работе пытался отобразить природу именно этого края, в первую очередь величие реки Волги. Сплошной мозаичный узор ДС Волгарь покрывает конструктивные вертикальные опоры внутри здания, проходит через все пять этажей и в верхней части опор выходит наружу, соединяя интерьер и экстерьер в единое целое.

Мозаика в интерьере музыкальной школы № 4 представляет собой изображение многочисленных музицирующих на различных инструментах силуэтов. Они живут своей жизнью, отделенные от реальных маленьких музыкантов тонкими арочными дугами, за которыми они двигаются, то выступая на свет, то практически превращаясь в тени [7]. Эльконин создает панно не только на стене при входе в концертный зал, но и во внутреннем дворе. Мозаика в экстерьере школы видна сквозь стеклянную стену вестибюля, таким образом, она объединяет внутреннее и внешнее пространство помещения. В мозаике на фасаде изображены поющие птицы.

Иллюстрацией второго принципа могут послужить мозаики на фасаде кинотеатра «Сатурн» (1974 г.) и флорентийская мозаика в фойе Дворца Культуры Автозаводского района. Мозаика боковых торцевых стенах кинотеатра, созданная А.В. Васнецовым, представляет собой волнообразный узор из гальки горных массивов с вкраплением голубых и сиреневых камней. На расстоянии кажется, что стена кинотеатра задрапирована складками гигантского занавеса, создавая некое таинство, как бы скрывая от глаз происходящее в здании.

Автором флорентийской мозаики является В.А. Бубнов. Флорентийская мозаика в ДКиТ разбита на 11 прямоугольных форм, не равнозначных по площади, в каждой из которых просматривается определенный сюжет. Доминирующей является тема автомобиля, 1/4 площади панно рассказывает об истории его развития. Чуть меньшую плоскость занимает тема игры ребенка. Фрагментарно представлены портреты современников, динамизм транспортного движения на городских магистралях, стройность тольяттинских тополей, живописность просторов, поднимающийся в небеса косяк птиц. Это панно содержит личные впечатления столичного мастера, которые он получил в молодом динамичном городе [10]. Следует отметить, что панно по материалу и колориту подчиняется общему интерьеру Дворца Культуры.

Творческий метод В.А. Бубнова предполагает активное вмешательство в архитектурное пространство сооружений. Интересной работой автора стало решение фасада советского посольства в Мавритании (архитекторы Ф. Новиков, Г. Саевич). Автор выполнил фонарь из латуни и стекла для ниши входа. И это произведение монументально-декоративного искусства эффектно завершило всю композиционную систему экстерьера. Также следует упомянуть и оформление станции «Московская» Пражского метро (совместно с В. Неклюдовым и П. Шорчевым), цикл разнофункциональных светильников для Дома ветеранов кино в Москве, рельеф для советского генконсульства в Швеции (совместно с В. Шапошниковой), декоративные скульптуры и мозаики для танцплощадки в Тольятти, а также участие в работе по комплексному художественному решению экстерьера и интерьера Одесского Государственного театра музыкальной комедии (архитектор Г. Топуз) [11].

В Тольятти В.А. Бубнов выполнил ряд индивидуальных проектов, входивших в большой комплекс монументальных произведений, художественным руководителем этих проектов был Ю.К. Королев [12].

Юрий Константинович Королев сделал художникам В.А. Бубнову и его супруге, В.С. Шапошниковой предложение по работе в Тольятти. Он познакомил их с тольяттинским архитектором – С.М. Виноградом. Эта встреча послужила началом многолетнего творческого сотрудничества художников. Все подготовительные работы проводились в Москве. А далее, с помощью бригады помощников шла реализация в натуре на объектах. Василий Бубнов неоднократно один или с Валерией Шапошниковой приезжали в Тольятти или для согласования эскизной начальной стадии или на авторскую натуру при исполнении [6].

К работам В.А. Бубнова в г. Тольятти относятся:

1. Общегородская танцевальная площадка (около набережной 6 кв.).

2. Рельеф Административного здания (ул. Юбилейная 40а).

3. Работы во Дворце Культуры Автозаводского района:

– Флорентийская мозаика в фойе ДКиТ.

– Разработал эскизы люстр для зрительного зала в ДКиТ.

Танцевальная площадка и рельеф Административного здания выполнены в сотворчестве с В.С.Шапошниковой, супругой В.А.Бубнова.

Работы В. Бубнова не носили какой-либо политический подтекст. Он смотрел на них с точки зрения целесообразности их в данной архитектуре, а также художественно-пластических решений этих композиций [6].

По словам автора, период его работы в Тольятти нельзя выделить в отдельный творческий период, так как одновременно он работал и над другими объектами в стране и за рубежом. Пример такой зарубежной работы – советское представительство в Гётеборге, посольство в Мавритании, а также метро в городе Прага.

Интересную содержательную историю имеет монументально-мозаичная стела «Радость труда» (1977-1978 гг.). Автором стелы является Ю.К. Королев. Она расположена между набережной и Дворцом спорта «Волгарь». Длина стелы около 100 м и выполнена она многоцветным смальтовым узором. Этот объект монументального искусства должен был привлекать внимание горожан не только вдоль пешеходной зоны, но и сверху, в расчете на взгляды гостей города из окон расположенной рядом высотной гостиницы «Вега». Стела посвящена присвоению Волжскому автомобильному заводу имени 50-летия СССР, поэтому главный замысел подразумевал изображение трудовых будней и героических моментов советского народа в течение этих пятидесяти лет.

Данный архитектурный объект выполнен в традиционном жанре рассказа о «житиях святых», только вместо святых судьба целой могущественной страны. На протяжении всей длины мозаичного полотна представлены моменты истории нашей страны: рождение СССР, Красноармейцы, образование республик, мирный день перед войной, Великая Отечественная война, восстановление горо­дов, строительство заводов, запуск человека в космос, и в самом конце группа людей, состоящих из ученых [13].

Фрагменты представляют законченные композиции, но вместе они превращаются в неразрывный поток, в череду сменяющихся поколений. Нескончаемое красное полотнище фона – это летопись советского периода нашей Родины. Трагическое горение красок подчеркивает всю сложность и напряженность этого времени для нашего народа. В этой мозаике автор призывает к размышлению о судьбе мужественного народа.

В монументальных работах Ю.К. Королева прослеживается гражданственность и патриотизм, активная общественная и творческая позиция, увлеченность большими социальными идеями эпохи. В свои работы он всегда привносил свои индивидуальные особенности пластического мышления, образного претворения замысла [14]. В своем творчестве Ю.К. Королев обращался к социальным темам современности. К его наиболее известным работам можно отнести роспись в соавторстве с Б. Тальбергом в Ленинградском институте физической культуры имени Лесгафта под общим девизом «Слава советскому спорту!» (1956), два монументальных панно – «Люди моря Севера» и «Люди земли Севера» в фойе Драматического театра в Мурманске (1961-1964), мозаика «Народ и армия едины» для Центрального музея Вооруженны сил СССР (1961-1965), мозаика «Космос» (1965-1969) на торце одной из московских школ. Также автор создал большое количество витражей: «Тишина. Мир», «Лесная сказка», «Азербайджан», «Революция», «Рабочий класс» и другие.

Темы в его творчестве достаточно разнообразны: революционная и военно-патриотическая, труда и космоса, материнства и мира.

Образы тольяттинских мозаик не имеют ничего общего с доблестными, но несколько угрожающими персонажами ранних мозаик Королева. Это скорее образы-воспоминания, выплывающие из темноты прошлого [7]. Все вместе они являются для мастера воплощением главной темы его творчества – темы Родины.

В соавторстве с А. Матросовым художник разработал также эскиз декоративного оформления микрорайонов в Тольятти (1982-1983).

Монументально-декоративное искусство в г. Тольятти проявилось и в малых архитектурных формах.

Танцевальная площадка, расположенная на набережной Автозаводского района, создана художниками В.А. Бубновым и В.С. Шапошниковой в 1982-1983 годах.

В архитектуре, помимо ряда работ в соавторстве с В.А. Бубновым, Валерия Шапошникова выполнила несколько самостоятельных произведений: роспись «Цирк» для детского кафе в Москве, рельеф «Созвездия» для пансионата «Восток» под Ленинградом, маркетри «Цветущий сад» для кафе «Майское» в Москве, диптих маркетри «Карусель» - «Чаепитие» для санатория «Иссык – Куль» и другие. К ее работам также относятся шесть композиций в кафе из латуни (1994-95 годы) во Дворце культуры г. Тольятти, мозаика на фасаде ДКиТ г. Тольятти.

Танцевальная площадка в Тольятти представляет собой скульптурную композицию с элементами мозаики (смальтовая крошка). Скульптурная композиция танцевальной площадки имеет достаточно сложную и интересную форму, имитируя своими ритмами динамику событий на этой музыкальной сцене. Архитектурное решение танцевальной площадки представляет собой пятачок – правильный круг, обрамленный каскадами фонтанов. Это дало импульс автору расположить декоративные композиций в водяном полукруге во взаимодействии с бьющими струями воды, создавать феерию музыки, танца, праздника. Главная сценическая площадка этого объекта украшена мозаичным панно. Таким образом, простыми материалами и средствами (бетон, мозаичный набор, дробленая смальта) был достигнут эффект максимально декоративного решения места общественного отдыха на берегу водохранилища [15]. Другим ярким произведением авторов является рельеф на фасаде Административного здания на набережной, который замыкал цикл различных произведений, расположенных на главной эспланаде Автозаводского района. Здесь раскрыта тема водной глади с кораблями, которые отражали просторы творчества музы искусства. В этой композиции учтен эффект хорошей освещенности солнцем, дающий возможность максимально использовать светотеневую игру рельефа из нержавеющей стали и меди на фоне кирпичной стены.

Иллюстрацией третьего принципа синтеза искусств являются люстры во Дворце культуры Автозаводского района. По проекту В.А. Бубнова в ДКиТ были исполнены люстры из динамичного сочетания элементов сферы и трубы для зрительного зала, которые ассоциируются с молекулярной физикой, как основы научно-технического прогресса. Подобные люстры, расположенные в залах ДКиТ, выполнены Владимиром Неклюдовым.

Облик индустриального города Тольятти привлекает внимание современных искусствоведческих практик многообразием приемов синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства.

Цели и возможности монументального искусства были различными, определялись условиями эпохи. Но художник всегда отбирал самое ценное и непреходящее, применял те средства художественного выражения, которые наиболее активно воспринимались бы современниками и людьми будущих поколений [4].

Монументально-декоративные произведения советского периода – это бесценный источник изучения и практического применения синтеза искусств с использованием различных техник, для создания организованного общественного пространства, где вместе с архитектурой должны сыграть свою роль декоративные средства, которые в свою очередь оказывают мощное эстетическое воздействие на человека.

Средствами синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства можно скрыть от глаз унылую серость бетонного монолита. Современная отделка яркими керамогранитными плитами фасадов зданий вторит динамичной жизни города Тольятти, а монументальное наследие искусства советской эпохи, имеющее содержательный смысл, направлено на противодействие безумному бегу времени. Оно заставляет горожан остановиться и задуматься о бренности бытия.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ

Тема судьбы произведений монументально-декоративного искусства неоднократно поднималась тольяттинскими исследователями: А. Антонова, И. Бурая, Л. Черняева. Одной из ярких интервенций искусства в городскую среду стал фестиваль Арт-Сити, который состоялся в 2014 году. В рамках фестиваля был организован конкурс среди художников, в результате которого было отобрано несколько изображений, которые были нанесены на торцевые фасады домов. Тема фестиваля: «Воспоминания о будущем». Победителями в конкурсе стали Сергей Дергун (Санкт-Петербург) с работой «Мозаика», Виктор Ершов (Москва, Пермь) - «Василий Никитич Татищев», Александр Жунев (Пермь) - «Есть на Волге утес», Евгений Петраков (Харьков) - «Коммуникации» и творческая группа Milk&Vodka (Санкт-Петербург, Тольятти) с работой «Сон моего детства». Уже нет прежнего качества, изящества и монументальности, эти работы делаются быстро и относительно не дорого. Ряд изображений, остающихся в рамках модернистской живописи отлично вписываются в застройку, решая проблему с сенсорной недостаточностью в зимний период, а также формируют идентичность в монотонной застройке. Иногда излишний уход в художественную импровизацию вступает с архитектурой в спор и только портит ее качества.

В 2016 году была организована целая серия акций в поддержку разрушающегося панно «Радость труда». Активистами группы «Советский модернизм Тольятти» был устроен велопробег в поддержку «Радости труда» по достопримечательностям архитектуры советского модернизма, а участники другого городского проекта «Итальянский парк» организовали экскурсию к памятнику с закрытыми глазами, что олицетворяло невнимание к насущной проблеме [16], [17]. Еще одна акция была снята в виде короткого фильма, где пара горожан приходит в воображаемый городской ресторан и заказывает в меню мозаику, на что официант пожимает плечами. Данный игровой перформанс был спровоцирован ремонтом в ДКиТ Тольятти, во время которого была закрыта мозаика северного фасада, выполненная Валерией Шапошниковой. В статье «Пассивный вандализм: проблема формирования исторического облика молодого города», Екатерина Коробова связалась с автором танцевальной площадки «Пятак» Василием Бубновым, что послужило началом для серии мероприятий, направленных на переосмысление заброшенной территории. На полуразрушенной площадке в начале 2016 в рамках проекта «Тольяттинизмы» был устроен перформанс под названием «Танцы на пятаке», направленном на оживление территории. В конце 2016 года площадка привлекла внимание зарубежных организаторов фестиваля Паратиссима [18]. Летом 2017 года музыкальные дизайнеры записывали звуки на территории «Пятака», а затем обрабатывали и преобразовывали их в осмысленную музыку.

Синтез монументально-декоративного искусства и архитектуры в настоящее время является не реконструируемой проблемой, нуждающейся в глубоком осмыслении. Несколько устаревшие формы в настоящее время могут стать основой историко-культурного наследия г. Тольятти [19], [20].

 

Список литературы:

  1. Малич К. Массовое жилище как объект творчества. Роль социальной инженерии и художественных идей в проектировании жилой среды. Опыт XX и проблемы XXI века / НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств. Москва, 2015. – 496 с.
  2. Wagenaar C. Town Planningin the Netherlands since 1800. Rotterdam: 010 Publishers, 2011. Р. 492.
  3. Посохин М.В, Пекарева Н.А, Рацкевич Ю.В. Здание СЭВ в Москве. М.: Искусство. 200 с.
  4. Посохин М.В. Архитектура и монументальное искусство / ж. Архитектура СССР №10/ 1980 г.
  5. Рубаненко Б.Р. Образная организация пространства нового города / ж. Искусство № 1/ 1983 г.
  6. Интервью с В.А. Бубновым
  7. Диссертация А .Антоновой
  8. Мачулис А. Взаимодействию искусств – тектоническую логику архитектуры / ж. Архитектура СССР №9/ 1978 г.
  9. Москаленко В. «Мозаика Дворца спорта»- За коммунизм. – 1975, 13 сент., № 187, с. 3.
  10. Коробова Е.С. Пассивный вандализм: проблема формирования исторического облика молодого города // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С.178–183.
  11. Андронов А. Василий Бубнов Валерия Шапошникова / каталог выставки произведений 1984 г.
  12. Википедия [электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Королѐв,_Юрий_Константинович (дата обращения: 28.02.17)
  13. Коробова Е.С. Пассивный вандализм – стратегия культурного развития г.о.Тольятти? // Студенческие дни науки в ТГУ / 2015. – Ч. 1. – С. 340–343.
  14. Рожин А. Ю.К. Королев / каталог выставки 1984 г.
  15. Коробова Е.С. Искусство на улицах нашего города. Монументальное наследие В.А. Бубнова // Студенческие дни науки в ТГУ / 2016. -243-246 с.
  16. Группа «Итальянский парк» [электронный ресурс] // URL: https://vk.com/italyanskiypark?w=wall-121030734_215%2Fall (дата обращения: 24.11.2016).
  17. Группа «Итальянский парк» [электронный ресурс] // URL: https://vk.com/italyanskiypark?w=wall-121030734_219%2Fall (дата обращения: 24.11.2016).
  18. Сайт фестиваля Паратиссима [электронный ресурс] // URL: http://paratissima.international (дата обращения: 24.11.2016).
  19. Солодилов М.В. Формирование системы достопримечательных мест на базе историко-архитектурного наследия г. Тольятти // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал. 2012. №2. - 30-36 с.
  20. Е.А. Ахмедова, М.В. Солодилов. Архитектурно-градостроительные особенности новейшей, инновационной инфраструктуры, возникающей при моногородах (на примере города Тольятти в Самарской области) //Архитектура и строительство России. / 2015. № 8. С. 10-19.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.