Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 19 октября 2017 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тельманова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 12.06.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Тельманова Наталья Анатольевна

студент 2 курса магистратуры, филологического факультета АлгГПУ,

РФ, г. Барнаул

Нравcтвенное воcпитание занимает важное место в cистеме воспитания учащихся c нарушением интеллекта и является одной из оcновных его задач. Механизмом, определяющим поведение ребенка cтановится. Это объясняется  тем, что механизмом, определяющим поведение ребенка, становится сформированная у него сиcтема привычного нравcтвенного cознания Сухомлинский сказал: «Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение. Ребёнок должен понять что есть три вещи: можно, нельзя и надо»[5].

Нравcтвенное воcпитание представляется  актуальной задачей еще и потому, что оно непосредcтвенно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личноcти. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравствен но, — значит вырастить угрозу для общества»,-писал Т. Рузвельт [5].

Исследованием проблемы нравственно-этического воспитания, несомненно, занимались  большoе количество учёных, изучение и анализ их трудов позволяет cделать вывод, что глубоких иcторико-педагогических исследований cостояния и развития нравcтвенно-этического вocпитания  школьников с умственной отсталостью не проводилось [5].

Важное местo в сиcтеме обучения детей c нарушением интеллекта  занимает нравcтвенно-этического вocпитания. Большая oтветственность в решении вопроса нравственного воспитания, несомненно лoжится на школу. Именно школа дoлжна найти адекватные сoвременным уcловиям способы и средства организации воспитательной работы, позвoляющей показать детям характер «вечных» ценностей и идеалов, а так же целенаправленно формировать oпыт нравственного пoведения и личностные качества, которые пoзволят детям в будущем успешно социализироваться в современном обществе Как сказал Л.Н.Толстой: «Улучшить условия общественной жизни может тольно нравственное совершенствование людей»[8].

Основная рoль oбщества в нравственном воспитании ребенка с нарушениями интеллекта заключается в формировании представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли как ученика и члена своей семьи, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях, развитие стремления к поиску друзей, накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Все это является необходимым ребенку в обыденной жизни. В.В.Путин сказал:«Корни всех проблем нашего общества лежат в сфере нравственности»[5].

Накопление и обобщение нравственного опыта учеников вспомогательной школы затруднено. Первоначальные представления о нравственности у воспитанников с нарушениями интеллекта очень примитивны, а навыки нравственного поведения часто и вовсе отсутствуют. С.И.Ожегов так описывает нравственность: «Нравственность- правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение»[7]

Дети с нарушениями интеллектуального развития (или умственно отсталый ребенок) не имеют достаточного запаса нравственных представлений, понятий. Из-за чего, соответственно, у них затрудняется анализ норм и правил, лежащих в основе поведения. Такие дети не могут сравнить свое поведение с поведением окружающих, оценить моральные побуждения, ясно себе представить какие возможны последствия того или иного действия. Нередко всего этого достаточно, чтобы привести к нарушению норм поведения. Сухомлинский считал, что «незабываемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[4].

На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и идеалов человека, а с другой стороны,- целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.«Руководить нравственным воспитанием- это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком- то заботится, о ком- то печётся и беспокоится, кому- то отдаёт своё сердце»,- писал В.А.Сухомлинский[2].

В связи с тем,  что в силу своих особенностей дети с интеллектуальными нарушениями  не могу анализировать поступки, процессом формирования нравственных категорий личности должен управлять педагог. [8].

Требуется специальная и систематическая работа по обобщению полученных знаний о нравственных нормах детьми с умственной отсталостью, так как то, что им рассказывают на уроках часто не совпадает с их собственными жизненными наблюдениями [8].

Чтение художественных произведений в специальной школе – один из важнейших источников нравственного воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями. Ведь еще Абай писал, что «Человек набирается ума, запоминая слова мудрых. Но любая беседа, какой бы она ни была поучительной, сама по себе ничего не даст. Из услышанного, подобно тому, как очищают зерно от шелухи, надо выделить истину, которую можно употребить с пользой. Так шлифуется разум человека» [Слово девятнадцатое].

Как говорил К.Д.Ушинский.- «На нравственное чувство должно  действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженное в этом произведении. Кроме того всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства»[6].

Детям с данной особенностью в развитии наиболее доступно наглядно- действенное мышление, поэтому таким им легче усвоить нормы и правила поведения «примерив» на себе некоторые жизненные ситуации

Практика показывает, что эффективность работы педагога со школьниками  относительно их нравственного развития становится продуктивней, если в образовательном процессе на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  использовалась сказкотерапия[3].

Сказкотерапия – это движущая сила в формировании нравственных норм поведения.

Ещё с древних времён люди придумывали сказки, которые имели поучительный характер. Через сказки детям, ненавязчиво, прививали те или иные нормы и правила сложившиеся в обществе, раскрывали характер явлений происходящих вокруг, учили что такое «хорошо» и что такое «плохо»[3].

Именно влияние сказки на становление личности и изучает сказкотерапия. Причём формы работы могут быть разные, а именно: прослушивание сказки и её обсуждение, этические беседы, придумывание сказочной истории и, конечно, постановки сказок.

Проживание определённой жизненной ситуации, в которую включили проблемный сюжет и решили его, оставляет яркий отпечаток в сознании школьников данной категории. И появляется шанс надеяться, что правила выхода из различных проблемных ситуаций дети усвоят и они помогут им социализироваться в обществе.

Умственно – отсталые школьники легко внушаемы, что делает их уязвимыми перед «плохими» компаниями  и безнравственными поступками. Лучше проиграть «плохую» ситуацию, для того чтобы дети могли увидеть последствия. «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе»,- писал Антуан де Сент- Экзюпери[8].

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отрегулировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Ушинский говорил:«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что должен чувствовать- значит дать всю умственную возможность быть всегда справедливым»[3; 6].

 

Список литературы:

  1. АбрамоваГ.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2011.  - 119 с.
  2. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1977 – 112с.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось -89, 2007, 144 с.
  4. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ;ред. Л. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия,  2002. – 480 с.
  5. Мальцева Н.В., СлизковаЕ.В. Нравственные поступки школьников: условия и средства их выбора и мотивации. СПб., 2009. -144 с.
  6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие -- М.: Сфера, 2002 - 510 с.
  7. ОжеговТолковый словарь русского языка
  8. Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3-5 классы): дисс.…канд.пед.наук. Омск, 2001. -  187с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом