Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2017 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Володин В.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(30). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/19(30).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Володин Владимир Владимирович

магистрант Факультет педагогики и методики начального образования Кафедра специальной и дошкольной психологии и педагогики Благовещенский Государственный педагогический университет

РФ, г. Благовещенск

Педагогический потенциал сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, в частности на нравственное воспитание. Именно в сказке отражены нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии, смелости, любви. Задача педагогов, при работе со сказкой, состоит в том, чтобы помочь ребёнку, посредством анализа и эмоционального погружения, осознать нравственную ценность сказок и извлекать из них нравственные уроки.

Выделяют следующие этапы работы со сказкой [2]:

1. Знакомство детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций) с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2. Эмоциональное восприятие сказки детьми (пересказ детьми содержания сказки, кукольный театр, подвижные игры с персонажами сказок) с целью закрепления содержания сказок.

3. Художественная деятельность (отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании), позволяющая детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4.  Подготовка к самостоятельной деятельности (разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок), способствующая понимаю нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

На основе психолого-педагогической литературы можно выделить различные формы работы со сказкой на занятиях в ДОУ.

Самый распространенный формой ознакомления детей со сказкой – это чтение воспитателя. Стоит обратить внимание, что задача педагога не просто прочитать произведение, но заинтересовать воспитанников. Читать следует выразительно, передавая характер героев, сопереживая им, давать оценочное суждение. Другими словами, «проживать» жизнь героев сказки вместе с детьми. Важным воспитательным значением обладает бережное обращение с книгой в процессе чтения. Это воспитает в детях не только бережное отношение к вещам, но и уважение к чужому труду.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций в книге, использование картин по сюжетам сказок – неотъемлемая часть всестороннего развития личности ребенка. Наглядные пособия активизируют воспитанников, возбуждает их внимание и тем самым помогает заинтересовать. 

Для полного понимания идеи произведения, мотивов поступков героев применяется беседа. Можно применять как предварительные, так и вводные беседы. Важно, чтобы вопросы, задаваемые детям, побуждали их задуматься, искать ответы, рассуждать.

Рассказ, то есть более свободная передача текста, при которой сохраняется главная идея произведения, обладает многими преимуществами. В отличие от чтения по книге, педагогу легче наблюдать за реакцией слушателей, замечать, какие моменты в сказке их взволновали, заинтересовали. Во время рассказа, педагог обладает полной свободой действий (может подходить к воспитанникам, демонстрировать пантомимику).

Уже в старших группах, актуально применение театрализации – методического приёма, предполагающего введение заранее подготовленных элементов театрального действия. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценические движения, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита.

Театрализации применяется в несколько этапов [1]:

1. Подготовительный – воспитанники знакомятся со сказкой (наприме, посредством чтения воспитателя), осмысляют, анализируют для последующей его инсценировки.

2. Репетиционный – воспитанники интерпретируют художественный текст, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, костюмы, декорации).

3. Репетиционный – проводятся репетиции перед воображаемыми зрителями.

4. Презентационный – непосредственно выступление перед зрителями.

5. Рефлексивный: обмен впечатлениями после просмотра, анализ работы.

Элементы театрализации [3]:

«Кто я?» – воспитаннику предлагается изобразить какого-либо сказочного героя (показать его характер, речь, интонацию и т.д.). Задача сверстников – угадать, что это за сказочный герой.

Миниатюры – воспитанники демонстрируют различные миниатюры по мотивам известных произведений.

Актёрская и режиссёрская деятельность – воспитанники занимаются подготовкой к предстоящей театрализованной постановке: пытаются изобразить поведение героев, их мимику, пантомимику, а также занимаются написанием сценария.

Применение кукольного театра требует предварительной подготовки, которая предполагает не только заготовку реквизита, но и отрепетированных манипуляций с куклами. Важно, чтобы действия кукол соответствовали передаваемому настроению героев, главной идеи произведения. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа, этому должны способствовать эмоциональная выразительность, чёткая дикция и сила звучания. Желательно, вести диалог/полилог с детьми от лица персонажей, ища у них поддержки, спрашивая совета, обсуждая мотивы поступков.

Работа со сказкой является стимулом для активизации творческой деятельности воспитанников, которая выражается в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации. Интересно, что чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой сказка производит на детей, тем оригинальнее продукты их деятельности. Посредством анализа изобразительной деятельности детей, можно узнать, что произвело на них особое впечатление, какой персонаж вызвал эмоциональный отклик.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок, на основе накопленного опыта. Важно научить ребёнка приёмам сочинения и структуре художественного произведения (идея, сюжет, композиция, развязка, завязка, кульминация и т.д.). Оценка работ детей должна сопровождаться положительной оценкой со стороны участников образовательного процесса.

Знакомство со сказкой в форме игры (дидактической, сюжетно-ролевой) позволяет детям раскрепоститься и проявить волю творчеству. Можно использовать, совестно с другими специалистами, сказку в игровых физкультурных, в музыкально-ритмических занятиях.

Важно понимать, что главная задача использования сказки на занятиях в ДОУ – это осознание нравственных уроков, которое выражается в главной идее произведения и в мотивах поступках героев.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах его деятельности. Применяя различные формы работы со сказкой на занятиях в ДОУ, воспитатель может решать многочисленные воспитательные и образовательные задачи. Вышеперечисленные формы работы со сказкой можно использовать не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях, используя те же практические рекомендации.

 

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 2003. – 134 с.
  2. Досанова А. Н. Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/ (дата обращения 3.10.2017)
  3. Маханева М. А. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. –  1999. – № 11. – С. 46-48.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий