Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 сентября 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хведелиани А. «НОВАЯ ШКОЛА БЕГЛОСТИ» (ОР.168) ШАРЛЯ МАЙЕРА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ КОМПОЗИТОРА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(28). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/17(28).pdf (дата обращения: 27.10.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«НОВАЯ ШКОЛА БЕГЛОСТИ» (ОР.168) ШАРЛЯ МАЙЕРА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ КОМПОЗИТОРА

Хведелиани Анна Сергеевна

студент 4 курса, кафедра   истории музыки  КГИИ,

РФ, г. Красноярск

Научный руководитель Винокурова Наталья Васильевна

канд. искусствоведения, доц. КГИИ,

РФ, г. Красноярск

Выдающийся представитель немецко-русской музыкальной культуры Шарль Майер родился в Германии в г. Кенигсберге в 1799 г.  Прожив  более сорока лет в России, именно здесь он смог в полной мере реализовать свой многомерный художественный талант педагога, композитора и пианиста. Точная дата появления родителей Майера  в  Петербурге  не установлена. Известно,  что с  начала XIX века  отец  Шарля Майера   получил  в России признание и  как яркий исполнитель-кларнетист,  и  как весьма серьезный педагог. Сыграв заметную роль в оркестрах Шереметева, шире - музыкальной культуре Петербурга рубежа XVIII - XIX веков, он оказал большое влияние на своего  сына Шарля ˗ будущего виртуоза и композитора. 

Шарль Майер оставил  громадное  фортепианное  наследие: около 400 опусов.  Это концерты и концертные Allegro (ор. 51, 60, 70, 89), вариации (ор. 30, 31 А, 32, 33, 40, 41 № 1,ор. 41 № 2, 48, 50, 52), фантазии (ор. 49, 54, 88), рондо (ор. 28, 42, 53), этюды (ор. 31, 40, 55, 61, 73), переложения, экспромты (ор. 57, 64, 65, 66), скерцо ор. 63, вальсы (ор. 56, 72, 85), полонез ор. 78, мазурки (ор. 22, 82), ноктюрн ор. 81, фортепианные ансамбли. По словам  ученика Дж. Фильда  М. И. Бернарда  -  известного  русского  музыкального издателя,  пианиста,  педагога и  композитора -  «в числе сочинений его мы не находим только сонаты» (2,  с.56). 

Сквозным и одним из наиболее показательных для композитора жанров является жанр этюда. Композитор создавал этюды на протяжении всей жизни. Их количество велико и, в некоторой степени, может быть сопоставимо по размерам разве что  с наследием его  старшего современника ˗ австрийского пианиста и композитора чешского происхождения Карла Черни, создавшего более  800 сочинений, предназначенных  для  развития техники игры на фортепиано. Первый сборник этюдов ор. 31 «6 Exercices (Studien) pour le Pianoforte» был создан Ш. Майером в Москве в 1836  г. Последний, 348-ой опус этюдов композитора был написан около 1861  г. Большая же часть этюдов создана во второй половине 1840-х и  1850-е гг. Перу  композитора принадлежит несколько отдельных сборников этюдов:  «Новая школа беглости» ор. 168 (40 этюдов), «Школа беглости» ор. 200 (24 этюда) и «Искусство беглости пальцев» op.30. Он  автор четырех экзерсисов, посвященных графине Самойловой  (без опуса), а также многочисленных концертных этюдов («Большие этюды» опусы 73, 91, 153, 159, 331). Отдельным  концертным этюдам композитор иногда давал заголовки, обозначая тем самым вид техники, который в этом этюде оттачивался. Например:  этюд-стаккато, этюды-трели, этюды-тремоло, этюды-арпеджио. Иногда название этюда композитор сопровождал  его жанровым  «спутником». Так появились вальсы-этюды, польки-этюды, скерцо-этюды и т.п. Выдающийся венгерский композитор  и пианист Ференц Лист, как  пишет Мильштейн,  охотно  рекомендовал для  своих учеников, наряду с этюдами  Бертини, Мошелеса, Кесслера, Клементи (Gradus ad  Parnassum), Алькана, Шопена, Калькбреннера, также  и этюды Ш. Мейера.  Кроме  того,  Лист написал коду к экзерсису №3 Шарля Мейера (соч. 1826  г.) (3, с. 463).

Как  известно, жанр этюда в  эпоху  романтизма ˗  эпоху, в которую жил и творил Ш. Майер ˗ претерпел существенную  трансформацию. Композиторы уже не ограничивались в  этюдах формированием только чисто  технических  исполнительских навыков, а ставили  перед  собой еще и задачи художественные, стремясь и в этюдах раскрыть  бесконечное многообразие  человеческих  переживаний. Художественными задачами  руководствовался  при создании  этюдов и композитор Ш.  Майер.  Примером  тому  может стать ор. 168 под названием «Новая школа беглости». Обратимся непосредственно к этому  ор.   

В данном опусе  Ш. Майер, в значительной  степени,  руководствовался теми задачами, которые  утвердились  в педагогическом  репертуаре по  отношению к данному жанру.  Отсюда и ассоциации  со «Школой беглости» ор. 299  Карла Черни, которая была создана немного ранее, в 1834 году. «Школы»  обоих композиторов были популярны в педагогической практике на  протяжении XIX века.  Однако «Школа» Черни остается актуальной  в педагогике вплоть до  настоящего  времени,  а вот  этюды  Ш. Майера, к  сожалению, не частые гости в системе российского музыкального образования. Количество этюдов  в сборниках практически одинаковое: у  Черни  ˗ 41,  у Майера ˗ 40. Преемственность сборника  Майера  с Черни  очевидна, но имеются  в нем  и  новаторские элементы.

Этюды Черни предназначены, как правило, для исполнения на начальной и средней ступенях  музыкального образования. Технически простые  этюды чередуются с более  сложными. Этюды  разнообразны  по видам техники, удобны для любой руки, просты для запоминания, написаны  в  тональностях с  небольшим количеством  ключевых  знаков и  преимущественно трезвучной аккордикой.

«Новая школа беглости» Майера состоит из трех тетрадей: №№ 1-14, 15-27 и 28-40 и рассчитана,  как свидетельствует педагогическая практика, на более подготовленных исполнителей.

Строгая систематизация этюдов по видам техники в сборнике отсутствует. Большинство пьес построено на использовании одной технической формулы, которая прорабатывается  с разных сторон и должна, по-видимому, очень хорошо усвоиться пианистом. Другие виды изложения вводятся композитором для отдыха (расслабления) руки. Например,  этюды № 9 и № 29 целиком построены на чередовании двух типов изложения. Основу сборника составляют этюды на «вибрационные» приемы ˗ трели и т.п., которые мы наблюдаем, например, в этюдах, №№ 6, 9, 14, 16, 17, 21, 22, 24, 28, 34, 35, 38.  Следует отметить также особую  роль этюдов  на развитие  мелкой техники.  «Новая школа беглости» включает «классические» этюды для развития мелкой гаммообразной техники, пассажей, например,  №№ 1,  2, 10, 29, 34, а также различных по типу изложения арпеджио, например,  №37. На развитие  же крупной  техники этюдов гораздо  меньше.  Это,  например, этюды №№ 7, 25, 26, 30.  В третьей  тетради «Школы»  мы  найдем и  этюды на развитие кантилены.  Это этюды №№ 28, 38, 39.   Столь  необходимая пианисту репетиционная техника также представлена в  сборнике.  Такого  рода  этюды на  репетиционную технику  создавались многими композиторами ― предшественниками и  современниками  Майера.  Это,  например, этюд  № 47 C-dur, op. 100  И. Крамера,  Этюд № 13 из сборника  «Этюды и прелюдии»  М.  Шимановской, этюды  № 58  C-dur, op. 139  и № 7 C-dur, op. 740 К.Черни  и др. У Майера в  этюдах №№ 13 и 40 из  «Новой школы беглости» репетиции изложены двойными нотами и аккордами. 

В   «Новой  школе беглости»   этюдов Майера очевидна тенденция к расширению  выразительных  возможностей данного жанра,  стремление  к  объединению  построений для  создания в этюдах  синтагм  более  широкого «дыхания». Этому способствуют и  арпеджированные пассажи, требующие  от  пианиста  известной свободы, гибкости и пластичности; и  соответствующие ремарки  в тексте, например,  dolce, calando и т.п.; и  значительное расширение фактурного диапазона; и почти  полное отсутствие штриха staccato; и «ноктюрновая»  фактура  целого  ряда этюдов   (мелодия  на  фоне арпеджированного сопровождения). Жанр ноктюрна  был  особо  популярным в творчестве современников  Ш.  Майера  - композиторов-романтиков  Дж. Фильда  и Ф. Шопена. Ноктюрновость  просматривается и в  специфике  изложения  при распределении  музыкального материала между  руками  пианиста с точки зрения «фона» и «рельефа». В этюдах Майера, также  как и  в  других  жанрах  композитора, мелодия, как правило, сосредоточена в основном в правой руке, а левая рука выполняет функцию аккомпанемента. Довольно  часто  композитор проводит кантиленные мелодии в разных регистрах: в этюдах №№ 28 (при изложении в правой руке), 38 и 39 - в среднем и верхнем (первая, вторая и третья октавы), в этюде № 28 (при проведении в левой руке) - в нижнем (малая и первая октавы). Таким образом, он задействует широкие тембровые возможности инструмента. 

Таким образом, значительная часть  формируемых «Новой школой беглости» навыков направлена на развитие у исполнителя техники  плавной  и  связной игры на инструменте, ставшей одной  из главных примет исполнительской культуры эпохи романтизма. Именно в такой плавной и связной игре, певучем, так называемом «легатном» звучании фортепиано и  заключалась столь притягательная  сила  исполнительского стиля выдающегося музыканта ˗ пианиста-виртуоза, педагога  и  композитора  Ш. Майера.

 

Список литературы:

  1. Мелик-Давтян, Н.Р. Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени: дис.  канд. искусствоведения : 17.00.02 / Нина Рубеновна Мелик-Давтян. СПб., 2013. – 263с.
  2. Мильштейн,  Я.И.  Ференц Лист: [монография] 3-­е изд.  Москва : Музыка, 1999.  653 с.
  3. Хведелиани А. «НОВАЯ ШКОЛА БЕГЛОСТИ» (ОР.168) ШАРЛЯ МАЙЕРА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ КОМПОЗИТОРА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(28).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом