Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 августа 2017 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нырков М.Ю. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ КАК ФАКТОР ПОВЛИЯВШИЙ НА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КРЫМУ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(27). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/16(27).pdf (дата обращения: 18.05.2022)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ КАК ФАКТОР ПОВЛИЯВШИЙ НА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КРЫМУ

Нырков Максим Юрьевич

студент, философский факультет, ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского,

РФ, г. Симферополь

Межконфессиональные отношения на Украине представляют из себя довольно сложный комплекс взаимоотношений между приверженцами разных религиозных течений. Межконфессиональные отношения в Крыму долгое время являлись частью процессов, происходивших в религиозной сфере Украины. Даже сегодня, после присоединения к Российской Федерации, республика продолжает испытывать влияние на внутренние социальные процессы, в первую очередь этноконфессиональные отношения, со стороны соседней Украины. В этой связи, обзор религиозной ситуации в Украине, главным образом до 2014 года (до выхода Крыма из её состава), представляется необходимым и важным для исследователя межконфессиональных отношений в соверменном Крыму.

Территориальные особенности, разнообразие этнических групп и специфика исторических условий возникновения Украины как государства, обуславливают существование ряда конфликтогенных узлов в конфессиональном пространстве бывшей советской республики. Гражданская война, начавшаяся в Украине в 2014 году, демонстрирует размежевание среди конфликтующих сторон в том числе и по конфессиональному признаку. На поверхность вышли межконфессиональные противоречия, в первую очередь между православными и католиками в западных областях Украины, а также обострились противоречия внутриконфессиональные между сторонниками украинской православной церкви московского патриархата и сторонниками украинской православной церкви киевского патриархата.

Согласно статистическим данным в 2007 году среди населения Украины выделялись следующие категории: активно практикующие верующие (посещают храмы еженедельно или чаще), число активно практикующих верующих более 4.5 млн. чел., или около 9.5% населения; прихожане определенных конфессий (люди посещающие храмы по праздникам), число прихожан до 14.5 млн. чел., или 30.3% населения Украины; «верующие вообще» (не причисляющие себя к конкретной конфессии и не посещающие храмы), число таких верующих до 14 млн. чел., или 29% населения; не считающие себя верующими, но признающие причастность к какой-либо религии на социокультурном уровне, до 6,5 млн. чел., или 13,5% населения, неверующие (атеисты, агностики), в жизни которых религия не играет  существенной роли, до 8,5 млн. чел., или 17,7% населения.[5]

Западные регионы Украины отличаются наибольшей религиозностью. На западе страны национальная и религиозная идентичность между собой твёрдо связанны. Восток Украины более атеистичен, секуляризация затрагивает большинство населения. По данным опросов, на западе верующих – до 87%, а на востоке и юге – менее 50%. При этом, верующие на западе относят себя к определенным конфессиям и ходят в храмы, на востоке и южной части Украины не относят себя к какой-либо конфессии и не ходят в храмы, называя себя «просто верующими» или «просто православными». [5]

По данным на 1 января 2011 года религиозная сфера в Украине представлена 55 конфессиями и течениями, в составе которых действуют 32521 религиозная организация в т.ч. 30637 зарегистрированных религиозных общин и 1884 незарегистрированных, 88 центров, 274 управления. [9] Согласно тому же источнику, в Украине насчитывается 459 монастырей, 357 миссий, 78 братств, 6736 монахов и монахинь, 30199 священнослужителей, 200 учебных религиозных заведений, 12762 воскресные школы и 386 периодических изданий. Число религиозных организаций в период с 2001 по 2011 год выросло с 23400 до 32521. [6]

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что среди религозных организаций при распределении по конфессиям преобладает православие. Из ветвей православия, наиболее многочисленной остается Украинская православная церковь Москвоского патриархата на которую приходится более половины православных общин страны. На втором месте Украинская православная церковь Киевского патриархата. Далее следует Украинская автокефальная православная церковь (большая часть общин которой находится в западных регионах).

Вторыми по числу организаций стоят Протестантские церкви. Среди которых наиболее влиятельными и многочисленными являются Всеукраинский союз евангельских христиан – баптистов (ЕХБ) – 2539 общин, Союз церквей христиан – пятидесятников – 1496 организаций и Церковь адвентистов седьмого дня (АСД) – 1022 общины. Примечательно, что наиболее широкое развитие протестантские общины получили в Донецкой области где их доля в религиозной сети, превышает 50% и превосходит удельный вес общин УПЦ МП (35%). [6]

Значительным влиянием, преимущественно в Галичине и Закарпатье, пользуется католицизм, который представлен Украинской греко-католической церковью, насчитывающая 3646 общин. [6]

Широко представлен в Украине ислам (преимущественно на юге и в Крыму). В совокупности 583 религиозные организации представляют мусульман, в т.ч. духовное управление мусульман Украины – 109 общин, духовное управление мусульман Крыма – 351 община, независимый духовный центр мусульман Украины – 19 общин, независимые религиозные организации мусульман – 104 общины. [6]

Этноконфессиональные организации представлены последователями иудаизма, верующими венгерской реформаторской церкви, армянской апостольской церковью, религиозными общинами немцев, крымчаков, караимов, чехов, корейцев.

В качестве потенциала конфликта этнокофессиональная ситуация достаточно серьезно ориентирована на его развитие. Как уже было отмечено выше, в этноконфессиональном пространстве Украины существует ряд конфликтогенных узлов, которые в свою очередь можно разделить по двум основным признакам: межконфессиональные противоречия и конфликты внутри конфессий.

Таблица 1.

Признаки конфликтогенных узлов в этноконфессиональном пространстве

Межконфессиональные противоречия

Конфликты внутри конфессий

  • противостояние между православием и католицизмом;
  • конфронтация между традиционными и неорелигиозными образованиями;
  • обострение отношений между православием и исламом
  • раскол православия;
  • размежевание общин традиционного протестантизма;
  • внутриисламские противоречия;
  • активизация ортодоксальных течений в иудаизме

 

Православно-католические отношения

Отношения между православными и католиками уже долгое время остаются конфронтационными. Конфликты между конфессиями проявляются в попытках греко-католиками захватить православные храмы, объясняя это стремлением к установлению исторической справедливости. Однако православные расценивают данные действия как проявление этнорелигиозного национализма. Одни из недавних примеров такого конфликта попытка 22 марта 2015 года в Тернопольской области захвата православного храма представителями Украинской греко-католической церкви. [2]

Внутриправославные отношения

Напряженность внутри самого украинского православия обусловлена глубокими идейными противоречиями. В отличие от конфликта между православными и греко-католиками, размежевание в православии охватило всю территорию Украины. Внутриконфессиональный раскол берет свое начало в 1992 году после образования УПЦ Киевского патриархата, провозгласившей полную независимость от Московской патриархии.

Не смотря на поддержку части политической элиты Украины, Украинская православная церковь Киевского патриархата не смогла превзойти по количеству приходов и приверженцев УПЦ Московского патриархата.

С течением времени, конфликт приобрел крайне политизированную форму и на данный момент нет признаков изменения ситуации к его урегулированию.

В контексте идущей гражданской войны УПЦ КП демонстрирует поддержку действующей киевской власти [3] в то время как УПЦ МП стремится занять нейтральную позицию с миротворческим уклоном. Например, организованный УПЦ МП крестный ход летом 2016 года. [1]

Ислам и внутриисламские отношения

Украина принадлежит к числу тех европейских стран, которые имеют собственное мусульманское население. Ислам динамично развивается и насчитывает от 500 до 700 тыс. приверженцев (до 1.5% населения) большая часть из которых приходилась на Крым. В самом Крыму мусульмане составляют свыше 14% населения.

Поверхностное представление о мусульманах присущее Украинскому обществу, а также недооценка влияния внешних факторов на вектор развития ислама, породила, с одной стороны, стереотипы об исламе, как о не исконной и агрессивной религии, с другой стороны (в первую очередь в отношении Крыма) явно недооценивалась опасность проникновения в страну радикальных исламских течений.

По мнению советника секретариата Президента, известного религиоведа А.Сагана, «Украина не выбивается из общемирового развития, а в мире наблюдается рост количества экстремистских политизированных организаций. Много таких течений мы видим в крымскотатарском обществе и в арабских организациях, которые сегодня действуют во всех уголках страны». [4]

Часть перечисленных в таблице 1 проблем унаследованы Крымом после присоединения к Российской Федерации и остаются в той или иной степени актуальны в Республике сегодня, оставаясь при этом неразрывно связанными с историческими причинами, берущими начало еще в Украинский период Крыма.

 

Список литературы:

  1. В УПЦ насчитали 100 000 участников Крестного хода // «Корреспондент» – [Электронный ресурс] – URL: http://korrespondent.net/ukraine/3723556-v-upts-naschytaly-100-000-uchastnykov-krestnoho-khoda (дата обращения 03.11.2017)
  2. На Украине впервые с 1990-х годов униаты пытались силой захватить православный храм // Официальный сайт Московского Патриархата «Русская православная церковь» – [Электронный ресурс] – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4019562.html (дата обращения 03.11.2017)
  3. Патриарх Филарет поддержал Порошенко // «Сегодня» – [Электронный ресурс] – URL: http://www.segodnya.ua/ukraine/patriarh-filaret-podderzhal-poroshenka-530783.html (дата обращения 03.11.2017)
  4. Советник Ющенко заявил о росте экстремистских настроений среди крымских татар // Российское информационное агентство «Новый День» – [Электронный ресурс] – URL: https://newdaynews.ru/kiev/148348.html (дата обращения 03.11.2017)
  5. Статистика религиозных организаций в украине (состоянием на 1 января 2011 года) // Религиозно-информационная служба Украины – [Электронный ресурс] – URL: https://risu.org.ua/ru/index/resourses/statistics/ukr2011/48586/ (дата обращения 03.11.2017)
  6. Статистика религиозных организаций в украине (состоянием на 1 января 2001 года) // Религиозно-информационная служба Украины – [Электронный ресурс] – URL: https://risu.org.ua/ru/index/resourses/statistics/ru2001-04  (дата обращения 03.11.2017)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом