Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июля 2017 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Паршева Е.А., Свиридова О.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА-СИРОТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(25). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/14(25).pdf (дата обращения: 20.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА-СИРОТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Паршева Екатерина Александровна

студент 3 курса, кафедры социальной работы и социальной безопасности, С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова,

РФ, г. Архангельск

Свиридова Ольга Александровна

студент 3 курса, кафедры социальной работы и социальной безопасности, С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова,

РФ, г. Архангельск

Согласно определению ЮНИСЕФ дети-сироты - это «дети в возрасте до 18 лет, которые потеряли одного или обоих родителей по любой причине смерти». Исходя из этого определения в 2015 году в мире было выявлено почти 140 миллионов детей-сирот, в том числе 61 миллион в Азии, 52 миллиона в Африке, 10 миллионов в Латинской Америке и Карибском бассейне и 7,3 миллиона в Восточной Европе и Центральной Азии. Но, данное определение, раскрывающее понятие детского сиротства, затрагивает не только детей, потерявших всех родителей, но и тех, кто лишился одного из них. Так, выделятся мировое число полных сирот на 2015 г, составляющее 15,1 миллиона человек [1].

Следует отметить, что понятие «сиротство» в своем составе имеет такое понятие как «социальное сиротство», обозначающее отсутствие у ребенка попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание их недееспособными, отказа родителей от ребенка и т.д.

Основное направление работы по борьбе с сиротством заключается в усилиях по сохранению семейного воспитания, но при событиях, принесших невозможность сохранения родительской семьи, государственными службами ведется работа по предоставлению альтернативных условий воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В Российской Федерации, согласно кодексу Российской Федерации, существуют такие альтернативные формы устройства детей-сирот как: усыновление, опека, приемная семья, учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, дом ребенка, интернат). Кроме форм, закрепленных Семейным кодексом, существуют и другие: патронатное устройство, семейные детские дома, детские деревни, православные пансионы семейного типа.

Несмотря на многообразие возможных форм устройства, все они несут стрессовое давление в первую очередь на самого ребенка, выражающееся как правило в схожих для всех детей-сирот поведенческих, эмоциональных, умственных проявлениях, способствующих составлению обобщённого социального портрета ребенка-сироты, воспитывающегося в условиях интерната.

Так, согласно исследованию под руководством Л.И. Божовича было выделено то, что «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях школы-интерната дети постоянно находятся в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий» [2, с. 94].

То, что интернатые учреждения влияют на развитие депривационных установок считает Фомных Е.С. Согласно данному автору, вследствие воспитания в данных учреждениях у детей развивается позиция жертвы, которая выражается в дефиците автономности, неумении планировать, делать выбор и принимать решение, дефиците внутренних ресурсов, опоре на группу.  Также, автор считает, что последствия этой социальной депривации сохраняются на уровне личности и определяют ее последующее взаимодействие с внешним миром, выявляющееся в нарушении социально-психологической адаптации; акцентировании личностных особенностей, определяющих трудности социального функционирования; сензитивность к негативному воздействию общественных процессов; закрытость; обособленность; рентные установки; различные формы девиантного поведения [5, с. 102].

Так, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых отмечают, что для детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах, характерны следующие искажения в сфере общения со взрослыми и умения в решении конфликтов:

- С одной стороны у детей-сирот обострена потребность в ласке, частом внимании со стороны взрослого, межличностном и близком взаимодействии, с другой, в следствие скудности и малоэмоциональнотси данного общения, направленности на регламентационное поведение, частой сменяемости взрослых, перехода самих детей в другие возрастные группы; происходит неудовлетворённость данной потребности;

- Воспитанники интернатных учреждений, как правило, менее успешны в решении каких-либо конфликтов в общении с людьми, что проявится в излишней агрессивности, стремлении обвинять окружающих, неумении признавать свою вину, а также в доминированных и защитно-нападающих формах поведения, раскрывающих неумение адекватной и конструктивной оценки ситуации [4, с. 356].

Но, несмотря на однообразность каких-либо поведенческих искажений, Царева Ольга Юрьевна предложила их возрастное разделение на дошкольные особенности, младшего школьного возраста и подростков:

  1. Для дошкольников по мнению автора характерна глухота, задержка делового общения с взрослыми, неадекватное отношение к оценке взрослого, сниженная эмоциональная активность, пассивность во всех видах деятельности, отсутствие способности к сопереживанию, неосознанность поведения, потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых;
  2. Для детей младшего школьного возраста свойственна дисгармоничность интеллектуальной сферы, недоразвитие наглядно-образных форм мышления, ситуативность мышления и поведения;
  3. Подростковый возраст отличается несформированностью внутренней позиции, слабой ориентации на будущее, размытостью и неясностью образа «Я», слабостью интимно-личностных контактов с взрослыми, трудностями в утверждении в среде сверстников [6, с. 298].

Также, внимание многих автором направлено на факт влияния воспитания в закрытых учреждениях на проблему сторон полового самосознания и самоопределения, выражающейся в отсутствии адекватной модели полоролевого поведения по женскому и мужскому типу, что понятно, ведет к нарушению собственной Я-концепции.

Так, Виноградова Г.А., Бобкова Т.С. в своем труде «Проблемы формирования семейных ролей у детей, оставшихся без попечения родителей» придерживаются исследования Семьи Г., что «социальная ситуация развития детей-сирот приводит к нарушению представлений о своей будущей половой, семейной роли, отсутствию знаний о различиях в поведении полов, равнодушию к своему внешнему виду, затрудняя формирование эталонов полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения». Так, согласно данным проведенного анализ жизни выпускников интернатных учреждений, было выявлено, что бывшие воспитанники сталкиваются с трудностями, касающихся создания собственной семьи, а также в вопросах ее сохранения. При этом, автор отмечает, что вследствие воспитания, изолированного от матери, а также из-за нарушения или отсутствия ласковых и привязанных взаимоотношений с ней в детстве, замечется высокая вероятность проявления полоролевой трансформации, выражающейся в «несвойственным в норме женщинам агрессии и черствости, отсутствию материнского инстинкта, отказу от ребенка» [3, с. 4].

На основе вышеизложенных данных можно понять, что психологическое состояние ребенка-сироты значительно отличается от ребенка, воспитывающегося в кровной семье.

При этом, многие авторы придерживаются мнения, что даже факт воспитания ребенка-сироты в замещающей семье не сможет полностью изменить ситуацию, ведь материнская депривация, проявившаяся еще до рождения ребенка, оставляет след и несет влияние на последующее становление личности этого ребенка.

Обобщая данные можно выделить то, что интернатные условия воспитания ребенка формируют стереотипные формы поведения для всех детей, при этом характерные для каждого возрастного этапа отдельно:

- в младенчестве это несформированность базового доверия к миру;

- в младшем возрасте, на основе коллективного воспитания выделяется несамостоятельность, неосознанность своего Я, невозможность проявления инициативу;

- в школьном возрасте, при ориентации оценивания ребенка по успеваемости в школе проявляется чувство неполноценности, простой, одномерный, негативный Я-образ, дисгармоничное развитие интеллекта, отсутствие познавательной мотивации, интеллектуальная пассивность;

- в подростковом возрасте, за счет отсутствия свободы выбора, подавления спонтанной активности и механизмов самоопределения в сторону требований режима, дисциплины, невозможности уединения формируется ориентация на внешний контроль, тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других, низкий уровень самосознания, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, ограниченность временной перспективы, иждивенчество, пассивное отношение к жизни, несформированность навыков взаимодействия вне учреждения [5, с. 101].

Также у детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина. Отсутствие или недостаточный опыт жизни в семье способствуют идеализации взаимоотношений в семье, образа семьянина. Этот идеал носит зачастую расплывчатый характер, не наполнен конкретными бытовыми деталями.

 

Список литературы:

  1. Orphans. Unisef: Current issues. – [электронный ресурс] – режим доступа. – URL: https://www.unicef.org/media/media_45279.html (дата обращения 16.07.2017)
  2. Божович Л.И. Б76 Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче­ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  3. Виноградова Г. А., Бобкова Т. С. Проблемы формирования семейных ролей у детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – № 3-2.– 2010. – С. 386-393.
  4. Касьянова Г.П. Научнотеоретические аспекты изучения особенностей личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – №5. – 2014. – С. 355-357.
  5. Фоминых Е.С. Проблема виктимогенного потенциала в феноменологии сиротства: социальная депривация как фактор формирования позиции жертвы // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – №3 (26). – 2016. – С. 100-104.
  6. Царёва О. Ю. Особенности социально-психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Технологии социальной работы с различными группами населения. – 2015. – С. 296-300.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий