Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июля 2017 г.)

Наука: Экономика

Секция: Реклама и PR

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Макарихина В.Д. ОСОБЕННОСТИ МЕДИАДИСКУРСА ОБ УЧАСТИИ РОССИИ В ОЛИМПИАДЕ-2016 В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(25). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/14(25).pdf (дата обращения: 04.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАДИСКУРСА ОБ УЧАСТИИ РОССИИ В ОЛИМПИАДЕ-2016 В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Макарихина Валерия Дмитриевна

студент департамента Интегрированных коммуникаций Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики,

РФ, г. Москва

СМИ традиционно являются одним из средств реализации политической коммуникации, которые служат связующим звеном между политическими субъектами и обществом как внутренне, так и внешне. Являясь субъектом политического дискурса, СМИ оказывают все большее влияние на формирование общественного мнения по ключевым вопросам, в том числе на международном уровне. Цели и задачи политического дискурса зачастую реализуются посредством информационных кампаний. Именно данный формат организации информационного взаимодействия, в первую очередь, посредством СМИ, считается сегодня наиболее эффективным для достижения политических целей и реализации масштабных проектов в политической сфере. С этой точки зрения, информационные кампании представляют собой средство позиционирования важных для политических акторов проблем. Это достигается путем присвоения или переприсвоения соответствующим проблемам политического статуса, то есть распространения в СМИ такой трактовки социальных вопросов, усвоение которой приведет к наращиванию легитимности поддержки организаторов кампании [9].

В настоящее время, когда международная обстановка продолжает характеризоваться повышенной нестабильностью, возрастает интерес к проблеме информационных войн не только со стороны мировых политических элит, но и ученого сообщества. Сегодня очевиден процесс ведения западными странами информационной войны, направленной против России. Если изначально это выражалось в оказании политического давления, то теперь это затрагивает и культурную, и социальную и спортивную сферы.

Показательной в этом отношении является информационная кампания, связанная с участием России в Летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро и развернутая рядом западных стран с целью дискредитации России как спортивной державы. Спорт, как одна из составляющих комплексного имиджа государства, имеет высокий социокультурный статус и способность влиять на формирование образа государства, как для внутренней, так и для внешней аудитории [1]. Спортивный имидж государства отражает уровень развития общества, в частности ее культурные ценности, характер и эффективность ведения государственной политики. Одним из ключевых показателей влияния страны в мире является олимпийский спорт. Олимпийские игры стали неотъемлемой частью международных отношений. Страны, демонстрирующие высокие результаты на Олимпийских играх, имеют престиж в мире, что, в свою очередь, способствует развитию международного сотрудничества. Однако победа России на зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году, напротив усилила неоднозначность политических оценок на фоне уже обострившихся отношений между Россией и Западом.

Проблема исследования заключается в том, что нестабильность политической ситуации в мире диктует необходимость изучения методов воздействия и механизмов защиты в рамках организованных информационных кампаний. Понимание принципов организации и ведения политических кампаний, направленных, в том числе на дискредитацию имиджа государства, помогает выявить используемые оппонентами стратегии и в дальнейшем определить подходящую стратегию поведения при схожих обстоятельствах. Сегодня со стороны ряда западных государств ведется информационная война, направленная на дискредитацию имиджа России. В этой связи России необходимо тщательно изучать особенности, средства и методы ведения информационных войн, включая способы защиты от негативного воздействия. 

Решение данной проблемы тем более актуально в связи с возможным отстранением российской сборной от участия  в Олимпиаде-2018 в Пхенчхане и наложением санкций на проведение будущих международных спортивных мероприятий в России.

Данное исследование направлено на выявление основных методов  и средств информационного воздействия, которые использовались российскими, американскими и немецкими СМИ в контексте ситуации, связанной с отстранением российских спортсменов от участия в Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро и допинговым скандалом и, как следствие, призвано доказать наличие негативной информационной кампании, направленной на дискредитацию России как спортивной державы.

При проведении научного исследования автор выдвигал гипотезу о том, что ситуация, связанная с отстранением российских спортсменов от участия в Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро, является целенаправленной негативной информационной кампанией, направленной на дискредитацию имиджа России как спортивной державы.

Для решения поставленных задач автор использовал следующие методы исследования:

1. вторичный анализ эмпирических данных, полученных центрами изучения общественного мнения;

2. контент-анализ публикаций российских, американских и немецких печатных СМИ;

3. сравнительный анализ полученных данных.

Базу исследования составили публикации американских, немецких и российских печатных изданий. Издания были выбраны в соответствии с такими показателями, как периодичность, охват аудитории, статусность и направление издания. Среди американских газет были выбраны The USA Today, The New York Times и The Washington Post. Среди немецкой печатной прессы для исследования были выбраны Süddeutsche Zeitung, Frankfurter Rundschau и Die Zeit. Российскую прессу представили издания Коммерсантъ, Российская газета и Известия. Все выбранные издания являются лидерами по охвату аудитории и тиражу, ежедневными и соответствуют направлению исследования.

В современном информационном обществе  СМИ являются одним из ключевых институтов, играющих важную роль в политических процессах и влияющих на политическую сферу жизни общества. Одной из основных функций СМИ в политической коммуникации - информативная. Она позволяет передавать новые знания о политических процессах, происходящих как внутри страны, так и за рубежом. Немало важной функцией является регулирующая, которая делает СМИ одними из главных участников политических процессов, происходящих в обществе. Они не только влияют на ход политического процесса, но и формируют общественное мнение, что раскрывает третью функцию СМИ – манипулятивную. Информация сегодня играет важную роль. Поэтому эффективное ее использование есть необходимое условие функционирования власти. Согласно немецкому социологу Л.Н. Луману, функция СМИ заключается в порождении и обработке раздражений, с помощью которых возникают описания мира и общественных отношений, на которые ориентируется современное общество [6]. Л.Н. Луман также выделяет такую функцию, как управление самонаблюдением общественной системы, которая состоит в том, что СМИ пытаются разделить мир на систему, а именно на общество и внешний мир.

Т.Г. Добросклонская определяет медиадискурс как «совокупность процессов и продуктов речемыслительной деятельности, относящаяся к сфере массовых коммуникаций, во всем своем богатстве и сложности их взаимодействия» [3]. Согласно М.Р. Желтухиной [4] и Т.Г. Добросклонской, к понятию «медиадискурс» можно отнести вербальный и невербальный, устный и письменный текст, продуцируемый СМИ. Тексты СМИ отражают  действие, взятое в событийном аспекте, которое играет важную роль в социокультурном взаимодействии и формировании механизма сознания коммуникантов. Как отмечает Н. Фэрклоу [10], существует тенденции персонификации медиасообщений и дихотомия образов «мы» и «они». Политическая коммуникация является основной средой функционирования СМИ. Принимая во внимание, что функции политического дискурса и медиадискурса во много схожи, а также и то, что одним из каналов реализации политического дискурса являются СМИ, можно говорить о политическом медиадискурсе.

Согласно Э.А. Навицкайте [7], целью политического медиадискурса является борьба за власть. Это достигается путем воздействия на общественное мнение, что включает в себя производство вербальных текстов, отвечающих социокультурному контексту и использующие специальные языковые средства и коммуникативные приемы. Так же как и медиадискурс, осуществление целей политических акторов в политическом медиадискурсе происходит через внедрение определенных представлений и ассоциаций в общественное сознание. В этом случае тексты СМИ создаются не просто для описания событий, а для убеждения адресата в определенной позиции. Э.А. Навицкайте [7] также отмечает, что политическому медиадискурсу свойственна полемичность, которая реализуется через выбор порядка предоставляемой информации, слов и выражений, а также через навязывание определенных ценностей и оценок и отражение оппозиции «свои/чужие». В.И. Коньков [5] утверждает, что речевая структура политического медиадискурса отражает общую речевую деятельность общества. Также он отмечает, что данный тип дискурса всегда опосредован «координатами социального пространства-времени». То есть, тексты политического медиадискурса должны также отвечать ситуативному контексту.

Основной функцией и задачей политического медиадискурса является создание коллективной политической картины мира с помощью медийных конструктов, которые составляют политическую реальность. Такими конструктами являются, прежде всего, события, происходящие, как внутри страны, так и в мире, новости и медиаобразы политических субъектов и институтов. Выбор конкретного события зависит от целей коммуникантов. Придание же событию статуса новости обуславливается несколькими факторами. Во-первых, это актуальность. Необходимо, чтобы данное событие было в фокусе внимания большей части общества. Во-вторых, это эмоциональная составляющая или же вирусность, которая позволяют вызвать определенный общественный отклик. И наконец, это новизна или неожиданность события. Соответствие данным критериям вызвано тем, что современное политическое медиаполе характеризуется высокой конкуренцией агональных медиадискурсов, которые ведут борьбу за общественное внимание. Поэтому сегодня для осуществления целей политических акторов процесс воздействия на общественное мнение подчиняется определенным этапам и стратегиям.

Рассматривая ситуацию, связанную с отстранением российских спортсменов от участия в Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро и допинговым скандалом, автор выделил четыре основных этапа, которые позволяют характеризовать данную кампанию как целенаправленную. В период с 3 декабря 2014 года до 1 января 2015 года происходил «вброс» компрометирующих данных – фильм немецкого журналиста «Топ секреты допинга: Как Россия создает своих победителей» на телеканале «Das Erste». Второй этап, который продолжался до выхода первого отчета Всемирного антидопингового агентства, ознаменует этап «раскрутки» информации и сопровождается выходом следующих фильмов в серии «Топ секреты допинга» и созданием независимой комиссии для расследования. Далее начинается фаза активных действий, которая включает в себя публикацию отчетов ВАДА, появление новых компрометирующих сведений и авторитетных интервью. В период с 17 июня 2016 года начинается заключительный этап кампании, сопровождающийся принятием решений об отстранении российской сборной легкой атлетики и тяжелой атлетики от Олимпиады в Рио-де-Жанейро и всей российской сборной от Параолимпиады.

Проанализировав динамику выхода публикаций в российских, американских и немецких печатных изданиях с 3 декабря 2014 до 3 декабря 2016 года, можно заключить, что анализируемые зарубежные издания сохраняли последовательность действий. Это позволяет охарактеризовать данную информационную кампанию, как залповую, то есть демонстрирующую мгновенный вброс информации, и в то же время массированную. Первая активность российских СМИ наблюдается в третий период. Первые два этапа пропускаются.

По тональности было выявлено, что в целом негативное отношение к России формировалось американскими и немецкими СМИ, что соотносилось с общественным мнение – 60 % немцев и 43 % американцев относятся к России негативно. В России также наблюдались негативные публикации, которые по большому счету относились к обвинениям, хотя элемент самокритики присутствовал, но в меньшей степени. Это достигалось путем использования со стороны российских СМИ дистанцирования, самопрезентации и открытого диалога, что позволило сформировать образ чистой и сильной духом России и усилить образ жертвы.

В СМИ Германии и США негативное отношение сопровождалось критикой и сопутствующих приемов. И несколько публикаций носили характер презентации, сформировав образ «амбициозной» России. Но в большей степени превалировал образ нечестной страны и так называемой «Путинской» России.

Таким образом, рассматривая допинговый скандал с участием российских спортсменов, мы выделили этапы, которые помогают идентифицировать данную ситуацию, как целенаправленную информационную кампанию.

Задействование методов и средств манипулятивной и презентационной коммуникационных стратегий для отражения информационных кампаний, направленных на дискредитацию спортивного имиджа страны, может способствовать оказанию поддержки государству со стороны внутренней аудитории.

Использование тактики дистанцирования на начальном этапе и позднее реагирование на ситуацию способствовало преобладанию негативных публикаций за рубежом. Поэтому следование конвенциональной стратегии, а именно прямому и открытому диалогу помогает выстроить позитивное отношение западных СМИ.

 

 

Список литературы:

  1. Алексеев К.А. Спортивная составляющая имиджа страны [Электронный ресурс] Правоведение и политилогия. URL: https://pravo33.wordpress.com/2010/02/16/  (дата обращения: 12.03.2017)
  2. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2013 – 479 с.
  3. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системаный подход к изучению языка СМИ. - М.: Флинта, 2008. -  С.151
  4. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: дис. ... д-р. филол. наук наук: 10.02.19. - М., 2004. – С.132
  5. Коньков В.И Политический медиадискурс: объем и содержание понятия. В кн. Язык в координатах массмедиа, Болгария, 2016: тез.докл. Спб.: Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», 2016. – C.168-170
  6. Луман Л.Н. Реальность массмедиа – М.: Праксис, 2005 – С.152
  7. Навицкайте Э.А. Политический медиадискурс как сфера реализации манипулятивности // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. - №10(6). - С.76-80.
  8. Соловьев А.И. Политические коммуникации. – М.: Аспент Пресс, 2004. – 332 с.
  9. Сулина О.В. Политический медиадискурс как элемент дискурсивного пространства // Вестник ВГУ: серия филология и журналистика. - №1 – 2014 – с.217-222.
  10. Fairclough, N. Media discourse. - London: Arnold, 1995. – P.24-25
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий