Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2017 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЗНАЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В СВЯЗИ С ТЕКСТОМ И ОСОБЕННОСТИ ТИПОГРАФИКИ В ДЕТСКОЙ УЧЕБНОЙ КНИГЕ
В современном мире все большей популярностью среди детей и их родителей пользуются компьютеры, планшеты и прочие электронные устройства, несущие определенную развивающую информацию. Разнообразие этой информации велико и имеет различные формы – это развлекающие и обучающие игры, мультфильмы, видеофильмы, музыка, песни и даже электронные версии книг. Тем не менее, невозможно переоценить значение обычной бумажной книги в развитии ребенка.
Чем же хороша обычная книга? В чем ее преимущества перед электронным аналогом? Как она создается, и в чем заключается особенная роль учебной книги для ребенка, который еще не умеет или только учится читать? Все эти вопросы мы попытались осветить в данной статье путем практического изучения проблемы создания книжных иллюстраций в синтезе с текстом и особенностями «детской» типографики во время работы над созданием азбуки в учебном исследовательско-творческом проекте «Рисунок в детской обучающей книге в контексте интеграции с педагогикой и психологией детского чтения» [3, с.136].
В процессе исследования были изучены работы Долгиеровой Л. В., Солодковой О. А., Алуевой М. А., Кулика Е. В., Югая Ю., Максимова А., Орловой Е. О. и др. авторов, освещавших интересующие нас вопросы [4; 11; 1; 7; 14; 8; 10]. По результатам изучения собранных литературных материалов проведен синтез и обобщение сведений о роли учебной книги в общем развитии ребенка и значении связи иллюстраций с текстом, а также о необходимости соблюдений определенных требований типографики для наиболее эффективного усвоения представленной информации в целом.
Книжные иллюстрации – одни из первых произведений искусств, с которым знакомится ребёнок [4]. При первом знакомстве с книгой основное внимание детей привлекают именно иллюстрации. Они смотрят и оценивают яркие картинки, даже если уже умеют читать, поэтому одной из главных задач нашей работы над книгой-азбукой является создание содержательных иллюстраций, которые помогут правильнее преподнести детям читаемый текст.
Художник-иллюстратор детской книги «появляется» в жизни ребенка, когда тот ещё не умеет разговаривать и читать [7]. Восприятие же цветных изображений и эмоциональное восприятие передаваемых родителями образов, содержащихся в книге, присутствует с очень раннего возраста малыша. Так как иллюстрация – это реально видимое изображение, она очень важна в развитии ребёнка и помогает воспитывать в нем эстетическую восприимчивость [9; 6]. Иллюстрации учат ребенка видеть красоту природы, расширяют кругозор, помогают познавать мир. Ясность, простота, выразительность – главные показатели художественной ценности зрительного образа [7; 2, с. 119].
Общеизвестно, что цвет – это главный помощник художника. Именно цвет всегда играет важную роль в процессе восприятия ребёнком иллюстрации, что связано с особой эмоциональностью детей [12]. Чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него яркая, многокрасочная обложка и внутреннее содержание книги.
Современные психологи и детские педагоги особо подчеркивают значимость иллюстрации в детской учебной книге как важнейшей и неотъемлемой составляющей учебного процесса [1, с. 106; 10, с. 80; 13]. Вместе с тем общеизвестно, что количество «читающих» людей становится с каждым днем все меньше. Что является причиной отрицательной тенденции в развитии книгочтения? Несомненно, XXI век – это век информационных технологий, легко и повсеместно доступных, разнообразных по направлениям, уровням и формам представления. Тем не менее, общество должно понимать, что с именно с детской иллюстрированной книги, содержащей художественные образы [12], начинается развитие и воспитание высоких эстетических чувств, любви к прекрасному у детей.
Поскольку ребенок всегда копирует поведение взрослых [10, с. 79], он учится любить то, что любят его родители. Чем правильнее, доступнее представлена перед ребенком информация, тем быстрее и легче он ее усваивает, что способствует эффективному развитию его мышления, воображение, речи, памяти и т.д. [13]. Огромное значение во всем этом имеет грамотный синтез иллюстрации и текста, представляющий собою соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Рассмотрим пример, взятый нами из практических наработок материалов к книге-азбуке по проекту «Рисунок в детской обучающей книге в контексте интеграции с педагогикой и психологией детского чтения». Книга рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста и содержит русский алфавит, сопровождающийся короткими четверостишьями и созданными по ним иллюстрациями животных. Иллюстрация с изображением филина (рис. 1), выполнена Калиевым Тимуром (эскиз) и Лупаревым Русланом (графическая обработка), студентами кафедры «ТиЕНД» специальности «Графический дизайн». Учитывая особенности внешнего строения, поведения, среды обитания и образа жизни в целом, был создан художественный образ филина, выраженный в гармоничном сочетании текста и рисунка:
Филин – птица важная,
Быстрая отважная.
Он летает по ночам –
Ловит мышек тут и там.
Рисунок 1. Филин.
Рассмотрим другой персонаж книги – цаплю (рис. 2). Черно-белая иллюстрация выполнена Мокан Викторией (эскиз), студенткой кафедры «ТиЕНД», и Лупаревым Русланом (графическая обработка). Здесь на место детализированного и реалистичного рисунка приходит контурное изображение, оставляющее возможность для свободной фантазии ребенка в выборе цветов и красок. Данная иллюстрация входит в состав раскраски, развивающего приложения к азбуке. При этом авторы использовали допустимые приемы стилизации животных, техническое «упрощение» рисунка и постарались сохранить соответствие образа цапли художественному описанию:
Цапля-длинноножка,
Потанцуй немножко –
Дразнятся лягушки,
Цаплины подружки.
Рисунок 2. Цапля.
Основой для синтеза текстовой и зрительно-образной информации является параллельно-последовательное восприятие текста и иллюстраций в книге [1, с. 106]. Особенно важно соблюдение условий синтеза в детских книгах, поскольку информационная нагрузка на иллюстративную составляющую в них особенно велика. Чем больше ребенок получает информации из текста, тем важнее соблюдение его связи с иллюстрациями.
Еще один немаловажный этап в создании детской книги – грамотный подбор шрифта и соблюдение правил типографики, или искусства оформления печатного текста. Правильная типографика позволяет сделать текст гармоничным, красивым, удобным для чтения [14; 8; 5].
Шрифт и композиция книги очень важны для понимания и восприятия детской аудиторией. Текст, для аудитории дошкольного возраста должен набираться шрифтами крупных кеглей (14-18) для удобства медленного чтения по слогам. Строка, загруженная мелким шрифтом, не воспринимается ребенком [8], приводит к быстрой утомляемости глаз и рассеиванию внимания.
Для детских изданий не рекомендуются узкие шрифты, печать светлыми буквами на темном фоне и цветными буквами на цветном фоне. Цвет шрифта лучше делать черным, фон – белым. Детские издания не могут быть оформлены больше, чем в две колонки.
Таким образом, мы убедились в том, что, несмотря на всеобъемлющую информативность Интернета и телевидения, детская книга остается одним из важнейших средств передачи художественной мысли, являя собою источник избирательного и разнонаправленного развивающего материала. При этом какой бы содержательностью текста не обладали детские книги, в том числе и учебные, самое важное в них – это иллюстрации, так как дети, прежде всего, обращают внимание на рисунки. Синтез иллюстраций с текстом обеспечивает параллельно-последовательное восприятие ребенком информации. Основным принципом типографики детской книги являются простота и доступность – чем проще шрифтовое оформление и крупнее буквы, тем эффективнее и легче воспринимается текст книги ребенком.
Список литературы:
- Алуева М.А. Синтез текста и рисунка в детской художественной книге// Историческая и социально-образовательная мысль, 1010. – Вып. № 1. – С. 105-109.
- Бейнарис Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги// Текст. Книга. Книгоиздание, 2014. – Вып. № 1(5). – С. 115-125.
- Гришаева О.В. Образовательное проектирование как метод обучения в высшем учебном заведении// Мат-лы межд. научно-практической конф. «VIII Торайгыровские чтения», посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2016. – Т. 1. – С. 135-139.
- Долгиерова Л.В. Особенности иллюстраций в детской книге, 2015. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/16/osobennosti-illyustratsiy-v-detskoy-knige (дата обращения 05.03.2017 г.)
- Кривцов Н.Ф. Анализ шрифтов детской печатной продукции. – 2014. – URL: http://bibliofond.ru/view.grlmv/1305678// (дата обращения 20.03.2017 г.).
- Комцян Т.Б., Черткова В.И. Книжные иллюстрации как источник воспитания младшего поколения. – URL: https://nauchforum.ru/studconf/ gum/xxviii/8498 (дата обращения 05.03.2017 г.).
- Кулик Е.В. Роль книжной иллюстрации в детских книжках, 2012. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/09/11/seminar-na-temu-rol-knizhnoy-illyustratsii-v-priobshchenii (дата обращения 05.03.2017 г.).
- Максимов А. Почему в детских книгах такой крупный шрифт? – URL: https://thequestion.ru/questions/71662/pochemu-v-detskikh-knigakh-takoi-krupnyi-shrift (дата обращения 24.03.2017 г.).
- Никитина Т.Ю. Особенности иллюстрирования различных типов изданий. – URL: http://www.fairyroom.ru/?p=13584 (дата обращения 05.03.2017).
- Орлова Е.О. Детское «нечтение» // Начальная школа на рубеже веков: взгляд в будущее: сб. статей. – Новгород: НовГУ, 2001. – Вып. 2. – С. 78-80.
- Солодкова О.А. Работа с книжными иллюстрациями в младшей группе. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/28/ rol-knizhnoy-illyustratsii-v-detskikh-knizhkakh (дата обращения 05.03.2017 г.).
- Шрамкова Г.Д. Роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению. – М., 2014. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/28/rol-knizhnoy-illyustratsii-v-detskikh-knizhkakh (дата обращения 05.03.2017 г.)
- Эльсессер Н.П. Роль книги и чтения в жизни детей. – URL: http:// multiurok.ru/files/rol-knighi-i-chtieniia-v-zhizni-dietiei.html (дата обращения 24.03.2017 г.).
- Югай Ю. История возникновения шрифта. – URL: http://pechatnick.com/ articles/istoriya-vozniknoveniya-shrifta (дата обращения 24.03.2017 г.).
дипломов
Оставить комментарий