Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2017 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ведибура И.Н. ВЛИЯНИЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» НА НОВЕЙШУЮ АРАБСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(18).pdf (дата обращения: 23.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» НА НОВЕЙШУЮ АРАБСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Ведибура Иван Николаевич

студент 2 курса магистратуры, кафедра восточной филологии, факультет крымскотатарской и восточной филологии ТА КФУ им. В.И. Вернадского,

РФ, г. Симферополь

Научный руководитель Бекиров Рустем Александрович

канд. филологических наук, доцент КФУ им. В.И. Вернадского,

РФ, г. Симферополь

Постановка проблемы. На этот раз арабские страны вписали в мировую историю очередную очень важную и существенную страницу. Арабский мир вошел в революционный период, который ознаменовался митингами, массовыми беспорядками и восстаниями. Эти явления получили всемирную известность под названием «арабская весна». Как известно, литература является зеркалом жизни. Арабская литература всегда отражала быт, верования и убеждения арабов, и реагировала на все происходящее вокруг. Этот вид искусства не только реагирует на все события, но и дает свою собственную и зачастую разностороннюю оценку происходящему. Как и на предыдущих этапах своего становления, новейшая арабская литература претерпела ряд изменений и трансформаций, и именно «арабская весна» оказала ключевое влияние на современных писателей, заставив их реагировать на разворачивающиеся революционные события.

Актуальность. Актуальность научного исследования обусловлена одним из важнейших событий в современной истории арабских стран, которым бесспорно является феномен «арабской весны». Стоит отметить, что революционные события до сих пор не исчерпали себя, и последствия этого процесса по-прежнему активно разворачиваются на карте арабского мира. Не вызывает сомнений тот факт, что вопросы, касающиеся арабских бунтов и литературной реакции на них, являются весьма актуальными. Так же стоит обратить внимание на падение интереса исследователей по отношению к новейшему литературному периоду в арабской литературной традиции. Так же стоит отметить спад активности арабских литературных деятелей и их вялую реакцию на происходящее на Ближнем востоке, за что вышеупомянутые деятели не раз подвергались критике. Актуальность темы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости анализа и совершенствования работы в рассматриваемой области.

Цель статьи. Целью данной статьи является рассмотрение и исследование влияния «арабской весны» на новейшую арабскую литературу, выявление актуальных проблем в литературе арабских стран, определение современных тенденций и путей их реализации в современной арабской литературе. Так же целью является выявление характерных особенностей, новшеств и изменений в контексте развития арабской литературы в целом. Новизна полученных результатов обусловлена литературным анализом произведений Тахара бен Джеллуна «Искра. Восстание в арабских странах» и Басмы Абдель Азиз «Очередь» Анализ данных произведений проводится впервые. В процессе анализа впервые обобщаются литературные сведения, полученные на базе используемого материала. Анализируется современное состояние и степень изученности новейшей арабской литературы, приводится соответствующий материал. Делается попытка выявить приемы, способы и методы, используемые современными авторами. Проводится анализ современного положения арабской литературы. Результаты анализа повысят эффективность процесса исследования новейшей арабской литературы, кроме того, они могут послужить базой для дальнейшего исследования. Выявление сходств и различий в способах выражения в современной и классической литературе поспособствует раскрытию проблем и особенностей, характерных для новейшего периода. Исследование может быть интересно литераторам, а также станет полезным для студентов. При решении данной задачи в статье были рассмотрены основные этапы развития арабской литературы и предпосылки их становления. Основными этапами развития арабской литературы являются: доисламская литература, средневековая арабская литература, время упадка – «подражания», современная арабская литература – период «возрождения» [4, с. 152]. В процессе решения поставленной задачи был поведен детальный литературный анализ книги «Искра. Восстание в арабских странах». Выявлены характерные особенности и тенденции новейшей арабской литературы. Особенности заключаются в тенденции к упрощению литературного языка, который используют современные писатели. По состоянию на данный период, по нашему мнению, наблюдается спад литературной активности арабских авторов. Современные литературные деятели избегают, сложных, витиеватых конструкций, употребления архаизмов и слов, которые могут быть известны не каждому читателю. Таким образом, литературная речь становится сухой и скучной. Так же можно отследить активный отток деятелей литературы из арабских стран. Сейчас поэты и писатели экспериментируют как с новыми, так и со старыми литературными приемами, несмотря на то, что споры и дискуссии вокруг формы произведений уступили место интересу к содержанию [3]. Литераторы активно пробуют себя в новых литературных формах и жанрах, стремятся позаимствовать как можно больше от современной европейской литературы. А публицистика, которая испытала стремительный подъем в XX веке сейчас снова идет на спад. Этому способствовали годы жесткой цензуры, которая, кстати, и после событий «арабской весны» нисколько не уменьшилась. По нашему мнению те процессы, которые сейчас происходят в арабской литературе, очень схожи с теми, которые происходили в период так называемого «упадка», когда распался арабский халифат. Причины и   последствия тех процессов полностью совпадают с процессами, протекающими в новейшей арабской литературе.

Учитывая потрясения, которые, с 2011 года постоянно преследуют арабский регион, литературный мир арабов, ожидаемо, начал реагировать на события революций и отражать происходящие, пытая донести свое видение ситуации и помочь читателю сформировать сове мнение о, так называемой, «арабской весне» [5, с. 86]. Во всех своих жанрах, формах и проявлениях, литература представляет собой отличный источник развлечений, которые помогают людям отвлечься от повседневной суеты и забот, путём эстетического, познавательного, и поэтического наслаждения. Но, период трансформации, в котором сейчас находится ближневосточная литература, заставил современных арабских литературных деятелей столкнуться со сложными испытаниями. Но именно в процессе преодоления этих трудностей арабские литераторы проложили путь к возникновению уникальных и не характерных тенденций в арабской художественной литературе. Это напоминает о том, как первая и вторая мировые войны заложили основу для появления футуристических романов и романов-антиутопий, и привели к появлению таких классиков, как Олдос Хаксли и его знаменитый роман «О, дивный новый мир» и Джорджа Оруэлла «1984» [1]. В арабской литературе, на данный момент, существует новая тенденция к изображению ближнего востока в антиутопическом или пост-апокалиптическом свете. Некоторые литературные критики выражают мнение, что научная фантастика и сюрреализм долгое время служили «тайной тропинкой» чтобы избегать цензуры для авторов живущих и творящих под гнетом деспотических режимов. Здесь, однако, важно понять, что заставило арабских авторов прибегнуть к такому подходу? Является ли это просто желанием вырваться из застоя? Или, все-таки, причиной этому является действительно безнадёжное состояние настоящего? Или же есть более широкий контекст и более глубокое основание для этого? Для писателей, живущих в арабских странах, где действует жесткая цензура и авторитарная власть, заниматься своим творчеством представляется не лёгкой задачей. Именно в таких случаях авторы чаще всего прибегают к выбору таких жанров, как научная фантастика или антиутопия, чтобы выразить свой способ постижения и толкования реальности.

Применение таких творческих подходов, которые предполагают альтернативу реализму и идеализму, таких как, например, магический реализм, драматическая фантазия, антиутопия, сюрреализм, и даже совсем новые формы, такие как графический роман – не выглядит, как попытка избежать цензуры и осуждения со стороны правительства, а скорее, больше похоже, на хорошо продуманное и смелое творческое начинание. Так, сама же Басма Абдель Азиз, в одном из своих интервью для издания «The New York Times» писательница рассказывает, о причинах выбора именно жанра антиутопии: «Я выбрала жанр антиутопического романа потому, что мне кажется это современным, интересным и творческим решением. Это было сделано вовсе не для того, чтобы избежать внимания со стороны органов безопасности. У меня достаточно много социологических исследований, которые подвергаются критике со стороны государства, однако, я никогда не пыталась скрыть или как то замаскировать свои работы. Моя цель, как раз таки привлечь внимание к проблемам общества, а не избежать его. Поэтому выбор такого жанра для моего романа «Очередь» является обдуманным, оригинальным, по моему мнению, творческим решением, а не попыткой бегства от цензуры» [2]. Так же, следует отметить, что вышеперечисленные жанры, последнее время набирают популярность не только в арабских странах, а и по всей Европе.

 

Список литературы:

  1. Арабская литература после второй мировой войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http//www.portalus.ru (дата обращения 21.02.2017)
  2. Официальное периодическое издание «The New York Times» статья «Middle Eastern Writers Find Refuge in the Dystopian Novel». [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://www.nytimes.com/2016/05/30/books/middle-eastern-writers-find-refuge-in-the-dystopian-novel.html?_r=0. (дата обращения 25.02.2017);
  3. Современная арабская литература [Электронный ресурс]. Режим доступа. – URL: http://www.arablit.narod.ru (дата обращения 02.02.2017);
  4. Шуйская Н.М. Хрестоматия по современной арабской литературе: учебное пособие. В 2 ч. – М.: МГИМО-Университет, 2007 – 345 с.
  5. Basma Abdel Aziz. «The Queue» / Basma Abdel Aziz – The Melville House, 2016 – 156 c.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий