Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Костин Б.В. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ АЦТЕКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(18).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ АЦТЕКОВ

Костин Богдан Викторович

студент, кафедра всемирной истории БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Колыбелью блестящих индейских цивилизаций в первой половине II тысячелетия являлась центральная Мексика, а именно долина Мехико (или как её называли в древности Анахуак – страна воды). Пришедшие с севера племена тольтеков смогли покорить территории и образовать мощное государство со столицей Толлан (нынешнее название – Тула). Начиная с X века, тольтеки, покорили Юкатан и горною Гватемалу. Хоть завоеватели и строили огромные по тем временам города и сооружения, но не смогли устоять под натиском северных воинствующих племён, которые на языке нахуа получили название – Чичимеки (варвары). Чичимеки были кочевым народом, поэтому не смогли внести прогресс за своё недолгое господство в регионе, но, и не разрушали, и не противились к знаниям, полученным предыдущими поколениями. В конце XIV – начале XV века на арене появляются западные племена – Тепанеки, которые смогли распространить свою гегемонию на всю центральную Мексику. Под их властью оказывается и город Теночтитлан, будущая столица ацтеков.

Легенда связывает основание этого города со следующими событиями. По велению свыше, ацтеки покинули свою древнюю родину Аслан (местонахождение не известно) и отправились в путь. Жрецы предрекали, что новую родину они обретут там, где увидят орла, клевавшего змею. Долго путешествовали ацтеки, пока не нашли долину с озером, по середине которого находился остров. И именно там они увидели орла, который пожирал змею. Вот так и образовался Теночтитлан. Но кто же такие ацтеки?

На родном их языке слово “ацтек” буквально означает некто из Аслана (мифическая родина племени). Сами  ацтеки именовали себя “мешика” от которого происходит современное слово – Мексика. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Но вернемся к истокам. 1426 год. Теночтитлан вступил в союз с двумя гордами-государствами Тескоко и Тлакопаном. Вместе им удалось сломить племя Тепанеков. Далее союз подчинял себе соседние племена, а вскоре и всю долину. Будучи приемниками более ранних цивилизаций и перенявши их культуру, а так же опыт соседей, ацтеки смогли добиться верховенства в союзе и распространить своё влияние на всю Центральную Мексику. С возвышением Теночтитлана в XV веке наступил и расцвет ацтеков.

Главным хозяйством ацтеков считается земледелие. Начиная со II тысячелетия до н.э. в Месоамерике (область охватывающая Центральную и Южную Америку, а так же Гватемалу, Сальвадор и Белиз) широкое распространение получила тыква, кукуруза и фасоль. Ацтеки “строили” своё земледелие главным образом на искусственном орошении. Благодаря природным свойствам кукурузы, она могла давать урожай, даже при малейшем уровне агротехники. Более хуже дела обстояли со скотоводством. Дело в том, что ацтеки не знали других домашних животных кроме кур, уток, индюков и собак. Лошади появились только с приходом европейцев. Ацтеки компенсировали отставание в скотоводстве своим ремеслом и строительной техникой.

Ацтеки жили родами (общинами). Вожди рода являлись выборными. Земля так же принадлежала лишь общине, которая сама распределяла её между пользователями. Тлатоани (военный вождь), избирался из представителей определённого рода. Главной особенностью тлатоани было то, что он совмещал в себе сразу три функции: жрец, верховный правитель в военное время, а так же верховный правитель в мирное время. Из – за постоянных войн с соседними племенами, у ацтеков наблюдалось ранее расслоение по имущественному призаку. Так, особо отличившиеся войны получали намного больше, нежели рядовые. Это касалось как дележа добычи и трофеев, так и земельных наделов и рабов. Более того, со временем и более бедные ацтеки становились рабами своих богатых соплеменников. Институт рабства стал постоянным атрибутом ацтецкого общества. Всё это свидетельствует о разложении родового строя ацтецкого строя и переходу к классовому обществу. По мере разложения родового строя, верхушка ацтеков усиливала разграбление и угнетения своих соплеменников, а так же покоренных племён, из – за чего часто возникали восстания.

Но, не смотря на ярко выраженную кабальность простого народа, ацтеки могли похвастаться развитием науки, образования и медицины. Что касается образования, то детей обычно учили их родители, чего мы не можем в полной мере наблюдать у европейцев. Помимо получения знаний от родителей существовали аналоги современных школ, где мальчиков с пяти лет учили письму и счёту. Выделение учеников от остальных детей осуществлялось при помощи причёски. Все школьники носили одинаковые причёски: косичку с одной стороны. С другой стороны волосы сбривали на лысо, что тоже не имело аналогов. Помимо обучения наглядного существовало так же и устное, получившее название – уэуэтлатолли (речь стариков), где были основаны морально – этические нормы поведения в обществе. Девочек учили быть привлекательными уметь поддерживать своего мужа, вне зависимости от его имущественной принадлежности. Мальчиков же учили скромности и трудолюбию. Кроме образования, высоко ценилась и медицина, которая ничуть не уступала странам Востока. Однако, особенностью врачевания у ацтеков было то, что оно было тесно связана с магией, хоть и основывалось на эмпирическом опыте предшествующих поколений и накопленных знаниях предыдущих цивилизаций. Одних только терминов для обозначения частей человеческого тела насчитывалось порядка 130. О врачевании и лекарственных растениях Месоамерики вкратце упоминали почти все хронисты XVI века (Эрнан Кортес, Берналь Диас дель Кастильо, Диего Дюран, Тесосомок, Иштлильшочитль, Торквемада, Мотолиниа, Мендьета, Акоста, Мартин де ла Крус, Саагун). Следует отметить, что Бернардино де Саагун подошел к этому вопросу с особым энтузиазмом, описав сами растения, приведя их местные названия, а в некоторых случаях и место произрастания. В своей «Общей истории о делах Новой Испании» сам Саагун дал описания 123 лекарственным травам, в то время, как в текстах его информаторов упоминаются 266 растений. Данные Саагуна отличаются от собранных ранее крещенным ацтеком Мартином де ла Крусом (1552), который написал на науатль иллюстрированную рукопись, переведенную на латынь Хуаном Бадиано под названием «Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis» (либо «Кодекс Де ла Крус Бадиано») на 63 листах. Только 15 растений у последнего совпадают с теми, что у Саагуна, и 29 растений совпадают с теми, что у индейских информаторов. Всего в кодексе (книги X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.

Таким образом, ацтеки не просто добились значительных успехов в области медицины, строительства, технике и образования, но и смогли создать эффективное земледелие. Симбиоз письменных наук и эмпирических познаний, на ряду с симбиозом врачевания и магии, смогли создать уникальное общество людей, а так же ране классовое государство. Ацтеки внесли весомый вклад в развитие культуры и науки всего человечества.

 

Список литературы:

  1. Вайян Д. История ацтеков. – М.: Издательство иностранной литературы, 1949г.
  2. Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. – М.: Наука, 1972г.
  3. Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. пер. с испан. - М.: Знание, 1985г.
  4. Фрай Бернардино де Саагун. "Обычаи и верования" (отрывок из книги "Общей истории о делах Новой Испании — Украина, Киев, 2006. Перевод с испанского - А.Скромницкий.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий