Поздравляем с Днем народного единства!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Низамутдинов Т.М. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «КОНОВАЛОВ» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(46).pdf (дата обращения: 04.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «КОНОВАЛОВ»

Низамутдинов Тимур Маликович

студент 4 курса факультета русской филологии, кафедры русской и мировой литературы Самаркандского государственного университета,

Узбекистан, г. Самарканд

Ранее творчество М. Горького – это два течения или 2 типа произведений: романтические и реалистические. К ранним реалистическим произведениям М. Горького относится рассказ «Коновалов». Рассказ был написан в 1896 году, когда в творчестве писателя большое место занимала тема босячества. Героями ранних произведений Горького являются босяки, которые, по высказыванию писателя, являются «необыкновенными людьми». Современный Толковый словарь дает следующее определение: «босяк – опустившийся человек из деклассированных слоев населения».

В 90-е годы XIX века из-за тяжелого экономического положения в Российской империи стало расти количество безработных, обреченных на голод и нищету людей. Многие писатели обращали внимание на это явление. Они изображали их как слабых существ. Совсем по-другому взглянул на босяков М. Горький. В них он увидел сильных духом людей, которым просто стало тесно и душно в условиях спокойной, размеренной жизни и которые ушли в трущобы или отправились странствовать.

К таким героям относится Коновалов, человек с открытой душой и детской наивностью. Он появляется в начале повествования, когда «подручному» Максиму, от имени которого ведется рассказ, присылают нового пекаря: «…прислонясь плечом к косяку двери, стоял высокий, плечистый мужчина лет тридцати. По костюму это был типичный босяк. На нем красная кумачовая рубаха, невероятно грязная и рваная, холщовые широкие шаровары, на одной ноге остатки резинового ботика, на другой – кожаный опорок» [3. c. 4].  Описание внешности автор строит на контрастах: рубаха вроде бы кумачовая, но в то же время рваная и грязная. «Губы его, красивые, но немного бледные, улыбались под русыми усами. Улыбка была такая, точно он хотел сказать виновато: «Вот я какой… Не обессудьте» [3. с. 5].  Особое внимание писатель обращает на глаза Коновалова: «изнуренное лицо освещалось большими голубыми глазами, они смотрели ласково». Но, вопреки богатырской внешности, Коновалов имеет душу романтического героя, который на протяжении всего рассказа терзает себя, не находит постоянного места и переживает острый разлад с собою и со средой, окружающей его. Стоит отметить любовь Коновалова к книге, а также талант умельца («Ах, какой пекарь! Золото!»). Читателю демонстрируются эстетические и этические эмоции Коновалова: тонкое чувство природы, мягкость, доброта, нежность и уважение к женщине. В ходе развития сюжета этот человек несколько раз поднимает философские темы о назначении человека, задумывается о жизни: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь». Привлекает в Коновалове то, что он никого не винит в несостоятельности своей жизни кроме себя: «…кто виноват, что я пью? Павелка, брат мой, не пьет – в Перми у него своя пекарня. А я вот работаю лучше его, однако бродяга и пьяница, и больше нет мне ни звания, ни доли <…> Выходит – во мне самом что-то неладно» [3. с. 18].

Как и все босяки, Коновалов был необразованным, читать и писать не умел, поэтому все время просил Максима читать вслух книги. Больше всего ему понравилась монография «Бунт Стеньки Разина». Бунтарь Разин с буйной силой и широкой натурой был ему по душе. А вот роман «Бедные люди» Коновалову вовсе не понравился: «ишь, ты, ластится к старику! Хитрая! ... А он – экое чучело. Он к ней, она к нему… Портили бумагу…» [3. с. 23].

Коновалов стремится изменить судьбу, совершив героический поступок, нацеливаясь на образы Стеньки Разина и Тараса Бульбы, а всё банальное Коновалову претит: «…если у человека в жизни нет ничего хорошего, не повредит, если он сам выдумает для себя сказку… Без любви какой-нибудь – жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить…» [3. с. 12]. Как и все герои-романтики, он ищет «свое место» на земле. Н.И. Адыева и Т.Ю. Климова в своей статье пишут: «Следует отметить и традиционный для романтиков мотив противостояния природы и города как квинтэссенции цивилизации» [1. с. 93]. Коновалов отрицает город: «Ни воздуху, ни простору, ничего, что человеку надо»

Интересна и этимология слова, от которого происходит фамилия Коновалова. Коновал — ветеринар-ремесленник, традиционно занимавшийся обслуживанием и лечением домашней скотины в русских деревнях. В Российской империи ХVIII-XIX веков под словом «коновал» официально понимали состоящих на государственной службе представителей ветеринарного персонала, которые окончили специальные учебные заведения [5]. 

Теперь же это все входит в обязанности ветеринарного врача, однако значимым отличием коновалов являлось то, что они были самоучками, то есть не получали определенного соответствующего образования. Раньше профессия лечить домашних животных часто передавалась из поколения в поколение или же, согласно традициям ученичества, от коновала его ученикам [5].

В современном литературном языке слово «коновал» может использоваться в значении оскорбительного по отношению к врачу или ветеринару, при этом имеется в виду, что он не обладает достаточным уровнем, и нехорошо выполняет свои обязанности [5].

Коновалов – босяк с широкой душой, который не может найти себе постоянного места. Хронотоп в рассказе условно можно разделить на две части. Первая часть представлена пекарней, в которой работал Коновалов, она помещалась в подвале: света и воздуха было мало, но зато много сырости, грязи и мучной пыли. Сводчатый закопченный потолок давил своей тяжестью на нашего героя, а Коновалова же тянуло на открытое пространство. Широкие поля и просторы - вот что было ему по душе.  Неудивительно, что спустя два месяца работа пекаря Коновалову приелась, он ушел в запой и в пекарне больше не появлялся. Следующая встреча с главным героем происходит через пять лет, когда Максим отправляется в странствие по Руси и встречает его в Феодосии. Коновалов любил природу и всегда в поле или на речке проникался каким-то миролюбиво-ласковым настроением, еще более увеличивавшим его сходство с ребенком. Поэтому не случайно встречаем мы его на берегу Черного моря, среди бескрайних просторов и широких полей – это и является второй частью хронотопа. Сколько времени проходит от начала до конца рассказа точно не указывается, но нам известно, что Коновалову в начале рассказа было около 30 лет, а умер он в 40 лет ровно.

М. Горький наделяет главного героя чертами русского богатыря Ильи Муромца: высокий, плечистый, с благородным лицом. Но, пожалуй, самое главное - подобно Илье Муромцу, Коновалов также родом из города Мурома.

В то же время автор сравнивает Коновалова с ребенком. Например, Вера так и обращается к богатырю: «Ребенок, ты, еще не понимаешь ничего!». Для Коновалова стать ребенком значит стать новым, отринув все прежние установления.

Известно, что М. Горький увлекался философией Ницше, в частности, если следовать логике Ницше, то свободный человек «остается верным земле» [3, c. 24]. Эту привязанность Горький также трактует в своем рассказе: «Я, брат, решил – ходить по земле в разные стороны это всего лучше. Идешь и все видишь новое... И ни о чем не думается... Дует тебе ветерок навстречу и выгоняет из души разную пыль. Легко и свободно...». Романтическое сознание отрицает статичность, и быть привязанным к земле значит, быть привязным к дороге – к извечному русскому пространственному хронотопу, в котором человек должен обрести согласие с собой.

Жизнь Коновалова прерывается трагически. В одной из газет Максим увидел небольшой заголовок: «Вчера ночью, в 3-ей камере местного тюремного замка, повесился на отдушине печи мещанин г. Мурома Александр Иванович Коновалов. Самоубийца был арестован в Пскове за бродяжничество. Причиной побудившей Коновалова к самоубийству, как заключил тюремный доктор, следует считать меланхолию».

В заключение хотелось бы отметить, перед нами предстает по-настоящему доброй и широкой души человек, заслуживающий лучшей жизни, однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству?

«Не нашел я точки моей... Ищу, тоскую, -- не нахожу...» [3. с. 20] – таким является вывод раздумий Коновалова, таков же ответ на заданный выше вопрос.

 

Список литературы:

  1. Адыева Н.И., Климова Т.Ю. Реализация образа «сверхчеловека» в ранних реалистических рассказах М. Горького// Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. Вып. №2. – с. 88 – 98
  2. Быков Д. Л. А был ли Горький? – М.: Астрель, 2008. – 50 с.
  3. Горький М. Коновалов. Часть сборника. На дне. Избранное. – М.: Эксмо, 2003. – 52 с.
  4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: Мир книги, 2006. – с. 320
  5. Википедия.  [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коновал. 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.