Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИНФЕРНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»
Поэма «Демон», написанная Лермонтовым в 1838 году, до сих пор вызывает горячие споры среди читателей и исследователей творчества великого поэта [1, с.190]. Камнем преткновения стал сам образ демона, значительно отличающийся от классического образца. Традиционно в основу образа положен конфликт Добра и Зла, и сатана несет в себе дьявольское начало, противостоящее Добру. В поэме представлен философский конфликт, но борьба Добра и Зла происходит не между Демоном и окружающим миром, а в душе самого героя. Эмоциональные полюса и диалектика души главного героя – идейный центр этого произведения. С одной стороны, Демон лукав и коварен, «все благородное бесславил и все прекрасное хулил», «и все, что пред собой он видел, // он презирал иль ненавидел». Но, с другой стороны, - «Он сеял зло без наслаждения… и Зло наскучило ему» [4, с.12].
У Лермонтова добро и зло – не абсолютные понятия и не всегда противостоят друг другу. Они могут перетекать одно в другое, двоиться, обращаться к нам новой стороной. Вот Демон видит красавицу Тамару и влюбляется в нее, но великое чувство влечет за собой гибель жениха Тамары. Демон целует Тамару и, тем самым, убивает ее, совершает величайшее зло, т.е. все, к чему он прикасается, обречено на гибель, он несет смерть.
Образ Демона тесно связан с одним из персонажей не только Библии, но и Корана – Сатаной, который в Коране именуется Иблисом. Интерес к Востоку и исламской религии Лермонтова общеизвестен, и это дает основание полагать, что он мог использовать один из сюжетов Корана в своем произведении.
В Библии история возникновения Сатаны, олицетворяющего мировое зло и грех, как таковая, отсутствует. Сам Сатана предстает лишь в облике коварного Змея-Искусителя, совратившего Адама и Еву. В Коране это один из излюбленных сюжетов, в которых Сатана вовсе не так отвратителен, как Библейский Змей. Он не столько «исчадие ада, средоточие мирового зла, сколько дух отрицания, дух сомнения». Он мечется между добром и злом и никак не может выбрать ни одну из сторон.
«Вот сказал Господь твой ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклонитесь ему»! и пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. Он (Господь) сказал: «О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что я создал своими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?» Он (Иблис) сказал: «Я лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». Он (Господь) сказал: «Выходи же отсюда: ведь ты – побиваемый камнями. И над тобой мое проклятие до дня суда» [3, с. 48].
И в Коране, и в Библии в основе характера Сатаны – «с небом гордая вражда». Но в Библии это просто гордыня и стремление встать вровень с Богом: «А говорил в сердце своем – «взойду в небо, выше звезд Божиих вознесу престол свой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». В Коране же Иблис не желает поклоняться не Богу, а человеку, то есть не желает самоуничижения, лишения той власти, которую уже имеет. Более того, здесь указаны и причины неповиновения: «Его ты сотворил из глины, а меня из огня».
Прослеживая диалектику Добра и Зла, борьбу разных полюсов в характере Демона, мы можем определить последовательность движения характера во времени. В самом начале поэмы описано прошлое Демона: «…когда в жилище света // Блистал он чистый херувим, «когда он верил и любил, // Счастливый первенец творенья! // Не знал ни злобы, ни сомненья» [4,с.10]. Причина изгнания из рая остается за пределами произведения. Основное действие начинается, когда Демон «давно отверженный блуждал // в пустыне мира без приюта», наслаждаясь и тяготясь своей злой силой.
Закономерна следующая трансформация образа Демона, красота Тамары пробуждает лучшие чувства в его душе:
…На мгновенье
Неизъяснимое волнение
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук –
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! [4,с.15]
В эпизоде первой встречи Тамары с Демоном поэт описывает его мечущуюся душу и готовность повернуться как к Добру, так и ко Злу.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет! [4,с.18]
Красота Тамары и неземная любовь помогают Демону бороться со злом внутри себя: «И входит он, любить готовый, // С душой открытой для добра»
Но этот порыв и продвижение по пути добра наталкивается на непонимание и непринятие со стороны Ангела-хранителя Тамары:
И вместо сладкого привета
Раздался тягостный укор:
«Дух беспокойный, дух порочный,
Кто звал тебя во тьме полночной?
Твоих поклонников здесь нет,
Зло не дышало здесь поныне;
К моей любви, к моей святыне
Не пролагай преступный след» [4, с. 22]
Возможно, если бы не оттолкнул Ангел Демона, то жизнь героев могла бы пойти по доброму пути. Но Лермонтов выстроил более изощренный сюжет: в ответ на укор ангела «Злой дух коварно усмехнулся и вновь в душе его проснулся// старинной ненависти яд». Еще одна возможность задуматься о силе слова и пример того, как Добро может обернуться Злом.
В дальнейшем ходе сюжета продолжается внутренняя борьба Демона с самим собой.
Романтизм проникает в глубины человеческой души, передает тончайшие нюансы чувств и размышлений персонажа, и Лермонтов блестяще демонстрирует это в кульминационном монологе Демона («я тот, кого никто не любит!»; Какое горькое томленье// всю жизнь, - века без разделенья, // И наслаждаться и страдать»). Это исповедь одинокой души, души грешившей , страдавшей, но все еще жаждущей Добра
Образ Демона весьма нетрадиционен, т.к. он мечтает молиться и примириться с Небом, и во многом автобиографичен. Сам поэт также всю жизнь метался между бунтарством и смирением, любовью и ненавистью. Так же, как и Демон, был всегда непонятым, отвергнутым и бесконечно одиноким.
Лермонтов всю жизнь безнадежно любил Варвару Лопухину и отнюдь не из подражания общепринятому идеалу называл ее «мадонной»: любовь к ней, в чисто человеческом плане, была спасением. В «Сказке для детей» поэт дает описание ее души:
Я понял, что душа ее была
Из тех, которым рано все понятно.
Для мук и счастья, для добра и зла
В них пищи много – только невозвратно
Они идут куда их повела
Случайность, без раскаянья, упреков
И жалобы – им в жизни нет уроков;
Их чувствам повторяться не дано…
Такие души я любил давно [1, c.177].
Однако «Сказка для детей» написана позже, в 1839 году; в 1835 Лермонтов истолковал внезапное замужество Варвары как банальную измену.
И встала обида! Лермонтов открыто говорил, что брак Лопухиной и Бахметева сладили деньги. Он был ослеплен болью, помноженной на обиду, когда уже невозможно понять, кто прав и, кто виноват, когда судит не здравый смысл, а чувство невосполнимой – навеки! –потери.
Для Лермонтова любовь – не только сильнейшая из страстей, но и чудо. Чудо, способное переменить и теченье жизни, и самый состав человеческого естества, природу его. Так и Демона преображает волшебная красота Тамары.
Но Демона мы не можем назвать Ангелом! Суть героя – в непримиримых противоречиях его характера. А главная цель поэмы – показать неразрешимость этих противоречий, утверждение абсолютного торжества Добра над Злом и наоборот.
Различные мнения и положения, высказанные по поводу этого произведения, свидетельствуют о сложности художественного мира поэмы и неоднозначности ее прочтения.
Список литературы:
- Архангельский А.Н., Э.Л. Безносов, В.А. Воропаев и др. Русские писатели. ХIХ век: Биографии. – М.: Дрофа, 2000.
- Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
- Крачковский И.Ю. Коран М. – 1963.
- Лермонтов М.Ю. Поэмы и повести в стихах. – М.: Правда, 1984.
дипломов
Оставить комментарий