Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось оной из важнейших задач человечества. Детство и юность – это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, а патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Патриотическое воспитание явление социальное. Оно возникло вместе с человеческим обществом и прошло вместе с ним длительный путь развития.
Понятие «патриотизм» большинство источников возводят ко временам расцвета греческой культуры времён античности (первая половина первого тысячелетия до н.э.). Именно поэтому нерусское по корневой базе слово «патриотизм» происходит от греческого πατριώτης – «соотечественник», или πατρίς – «отечество».
Говоря о самом понятии «патриотизм», нужно отметить, что оно в разные исторические периоды в истории Руси, Российского государства, России понималось и трактовалось неодинаково. В истории можно проследить эволюцию понятия «патриотизм» и тождественное ему понятие «Отечество», которое и явилась основой патриотического воспитания.
Изначально, в эпоху древнерусского государства в дидактических памятниках ключевыми являлись понятия «Русская земля», «родная сторона», «мать земля». Любовь к Родине, готовность к защите Отечества – главная идея воспитания в Древней Руси и основа формирования патриотического сознания подрастающего поколения.
В первую очередь, внимание педагогики Древней Руси было обращено на «житейские правила, а не научные знания» [4, с.11], которые и закладывали основы патриотизма и любви к Родине. «Древнерусская начальная общеобразовательная школа – это дом, семья.
Первой естественной воспитательницей ребёнка была мать. От нее дитя воспринимало мелодику и слова колыбельной песни, а вместе с тем – обычаи, традиции, ценности рода. Поговорки, пословицы, игры приобщали ребёнка к заботам старших членов семьи, к трудовой деятельности и правилам жизни, отвечающей принятой в общине и племени законам.
С введением при Владимире христианства в 988 г. укрепились связи между отдельными частями киевского государства, а школа служила средством христианизации народа.
В памятнике «Поучение детям» Владимира Мономаха провозглашены нравственные принципы русского человека. Нравственный и гражданский долг человека состоял в следовании человеком христианским идеалам и заповедям. В XIV-XVI вв. появляются «поучения», регламентирующие отношения в семье и обществе – «домострои» [3, с.12], который представляет собой кодекс социально-экономических норм и нравоучений в жизни русской семьи.
Проблема патриотизма и Отечества остро встала в начале XVIIвека. Это связано, конечно же, с периодом Смуты. Но несмотря на братоубийсвенное кровопролитие в годы Смуты, патриотизм в умы людей продолжала вкладывать церковь. Так патриарх Гермоген обращался к русским людям с призывом к спасению Отчизны, оказывая тем самым огромное воздействие на умы и сердца людей, благословляя их на создание народного ополчения для отстаивания и защиты своих интересов [5, с.12].
Истоки гражданского и патриотического воспитания как целенаправленного процесса прослеживаются в XVIII веке. Отношение к Отечеству в это время понималось как один из критериев в оценке человеческой важности. Важнейшей целью воспитания считалось формирование человека. Для которого борьба за благо и процветание Отечества совпадала с его стремлением к праведной жизни.
Воспитательная парадигма XIXвека совершила существенный рывок в вопросе патриотического воспитания. Уже в начале века Министерство народного просвещения руководствовалось представлением о школе, как об учреждении, необходимом для воспитания граждан [1, с.245].
Литераторы, учёные, историки были уверены в том, что подрастающее поколение обязательно должно изучать историю, поскольку благодаря этому оно учится обязанностям человека и гражданина, то есть становится настоящим патриотом.
В связи с этим началась практика социальных заказов на воспитание гражданина своего государства, настоящего патриота. Среди качеств такого гражданина педагоги К.Д Ушинский и В.Я. Стоюнин выделяли справедливость и честность, которые помогают гражданину вступить в большое общество.
В начале XX века в российской школе уже определялись принципами государственно-национального воспитания, которые были ориентированы на воспитание подрастающего поколения, жизненные цели которого должны были совпадать с целями жизни всей нации.
Таким было понятие «патриотизм» до февраля 1917 года. Коренные социальные изменения после прихода большевиков к власти повлекли за собой пересмотр взглядов на понятие «патриотизм».
После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах педагогов того времени.
А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом» [4, с.11]. При этом он подчеркивал, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Школа должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных.
Исследования по данной проблеме не прекращались и в период Великой Отечественной войны. Так, в работе И.А. Каирова раскрываются возможности внеклассных занятий патриотического содержания, сочинений на патриотические темы, форм и методов воспитания патриотических чувств учащихся.
В период после Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей.
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности.
В 1980 гг. начинается разработка различных аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения.
Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы, определения эффективности патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. (Ф.С. Савченко, Т.В. Страго, К.3. Сафиуллина, Л.А. Саклешина, В.И. Шахненко и др.) [2, с.355].
На современном этапе развития системы образования и теоретико-методологических аспектов педагогики понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитания» трактуются по-разному. В рамках исследования вопроса патриотического воспитания в современной российской школе нами было проведено анкетирование учащихся и учителей общеобразовательных школ Алтайского края. Анкетирование проводилось в МБОУ «СОШ №2» Кулундинского района, МКОУ «Глубоковская СОШ» Завьяловского района, МБОУ «СОШ №12» г. Новоалтайска, МБОУ «Гимназия №42», МБОУ «Лицей №122» и МБОУ «СОШ №60 имени Владимира Завьялова» г. Барнаула.
Всего в анкетировании приняло участие 115 учащихся 5-11 классов и 40 педагогов – учителей-предметников, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
Цель данного анкетирования – изучение отношения учащихся и учителей к патриотическому воспитанию в системе школьного образования. Одним из 20 вопросов анкеты был вопрос: «Что такое патриотизм?».
Исходя из ответов учащихся и учителей, были сделаны следующие выводы: 72 % от общего числа опрошенных учащихся (83 человека) под словом «патриотизм» понимают «любовь к Родине/своей стране/Отечеству», 9% (10 человек) рассматривают патриотизм как «преданность своей стране», 7% (9 человек) соотносят патриотизм с «готовностью заступиться за свою Родину, защитой страны», 3% (4 человека) – «стремление трудиться для своей Родины».
Среди ответов опрошенных на первый вопрос также присутствуют единичные ответы, в которых патриотизм для школьников – это «уважение к стране», «когда ты голосуешь за свою страну» и «действие людей, которое направлено против какой-либо страны». Затруднение при ответе на этот вопрос вызвало у 7% опрошенных – учащиеся либо просто оставили этот вопрос без ответа, либо в строке, отведённой для ответа написали «не знаю».
Таким образом, результаты проведенного анкетирования позволяют сделать вывод о том, что у большего числа респондентов – школьников сформировано представление о том, что такое патриотизм. Общее понимание этого термина основано на тех базовых исторических знаниях, которые даёт учитель-предметник.
Системный анализ материалов по проблеме патриотизма и патриотического воспитания школьников на различных этапах исторического развития России позволил уточнить сущность, содержание и роль патриотизма, причин, условий и механизмов становления всей системы патриотического воспитания. Это позволило нам разработать модель становления системы патриотического воспитания в российской школе (см. рис.).
Рисунок. Модель становления системы патриотического воспитания в российской школе
Данная модель представляет собой схему, в которой отражены организационные структуры патриотической воспитательной системы на разных этапах их развития и на которых строилась и базировалась современная система патриотического воспитания.
Основой модели становления системы патриотического воспитания в X-XVII вв. является семья, которая формировала первоосновы патриотизма у ребёнка. Эти первоосновы в семье как в первичной организационной структуре патриотического воспитания закладывались при помощи таких основных элементов патриотизма, как житейские правила, обычаи, традиции и ценности рода. Благодаря вышеперечисленным элементам ребёнок обучался нравственности. Параллельно с семьёй в воспитание патриотизма вовлекается церковь, которая упорядочила практику семейного воспитания и заложила основы законопослушности. К основным элементам патриотизма добавились христианские идеалы и заповеди.
Совокупность семейного и церковного воспитания в модели становления системы патриотического воспитания – база патриотического воспитания в российской школе. На этой основе (базе) в XVIII-XIX веках происходит зарождение гражданского и патриотического воспитания как целенаправленного процесса. Этот процесс нашёл своё выражение в школе, как в учреждении необходимом для воспитания подрастающего поколения.
В этот период для школы были характерны такие элементы патриотического воспитания, как знания, качества, жизненная позиция, ценности и действия. Знания были поставлены во главу процесса обучения и воспитания учащегося-патриота. Ценности и жизненная позиция остались основополагающими от совокупности семейного и церковного воспитания, значение которых не изменилось со временем. Под таким основным элементом, как действия педагоги-просветители понимали защиту Отечества, без которой немыслимо воспитание патриота.
Следующей ступенью в модели становления системы патриотического воспитания в российской школе является период XX века и начало нового XXI столетия. В этот период из организационных структур патриотического воспитания своё значение утрачивает церковь. Это связано, в первую очередь, с большевистской политикой в начале века, которая коренным образом изменила канонический строй церкви. Затем были начаты гонения на церковь, которые в конце 30-х годов приобрели более массовый характер. И только лишь в послевоенное время началось возрождение церковной жизни, но значение церкви в воспитательном процессе было сведено к минимуму или вовсе утрачено.
Таким образом, на место церкви в систему патриотического воспитания в российской школе приходит государство и общество при сохранении школы как организационной структуры патриотического воспитания. В школе утверждается государственно-национальное воспитание. Особенная роль отводилась межшкольным организациям, кружкам и группам. Чуть позже происходит становление коммунистического воспитания, которое соединяло в себе и любовь к Родине, и знание истории своего государства, и активное участие в общественной жизни страны.
На этой ступени системы основными элементами патриотизма по-прежнему остаются знания, жизненная позиция, ценности и действия. Именно в этот период патриотическое воспитание приобретает вид системы, включающий в себя не только основные элементы, но и оформляется по направлениям и наполняется содержанием.
В патриотическом воспитании выделяются следующие направления:
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-правовое воспитание;
- культурно-историческое воспитание;
- военно-патриотическое воспитание.
Эти направления воспитания находят своё отражение в школьном воспитательном процессе. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга в системе патриотического воспитания.
Каждое из направлений патриотического воспитания в российской школе наполнено содержанием, выражающимся в понятиях, методах и формах. К ключевым относят такие понятия, как «патриот», «Россия», «Родина», «Отечество» и др.
Формами патриотического воспитания в школе выступают традиционные и интерактивные формы обучения и воспитания на уроках истории.
Таким образом, совокупность всех вышерассмотренных организационных структур и входящих в них элементов и представляет собой разработанную модель становления системы патриотического воспитания в российской школе. В данной модели, при рассмотрении каждой ее ступени, можно увидеть, что школа была и остаётся главным институтом патриотизма, а ведущими элементами патриотического воспитания являются знания.
Список литературы:
- Афанасьев, А.Ф. Мысли о воспитании//Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века/Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987 г. – 369 с.
- Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Соц. Педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский. – М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010 г. – 400 с.
- Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И. С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1992 г. – 181 с.
- Метелягин, А. Воспитание на традициях русской культуры/ А. Метелягин// Воспитание школьников. – 1996. - №5. – С. 11
- Преображенский А.А. Патриотические традиции русского народа//ПИШ, 1993 г., - №1. – С. 12
дипломов
Оставить комментарий