Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шань С. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «ПОЗДРАВЛЕНИЕ» В ПЬЕСАХ НИКОЛАЯ КОЛЯДЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(46).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «ПОЗДРАВЛЕНИЕ» В ПЬЕСАХ НИКОЛАЯ КОЛЯДЫ

Шань Сюэянь

магистрант 2-го курса, Казанский федеральный университет, ИФМК им. Л.Н. Толстого,

РФ г. Казань

Шахматова Татьяна Сергеевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доцент, Казанский федеральный университет, ИФМК им. Л.Н. Толстого,

РФ г. Казань

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок. [1, c. 18-121]

Положение праздника в современной культуре неоднозначно. Происходит тотальная бытийная экспансия «праздничного» (атрибутивные свойства праздника) в мир повседневности, в результате чего праздник как форма эмоционально-символической деятельности теряет специфику своей самодостаточности в культуре. При этом сущностные характеристики праздника иногда приписываются современной культуре в целом. Ф. Мюрэ провозглашает ее «гиперфестивной эрой», а Р. Генон характеризует как эпоху «непрерывного и зловещего карнавала». Эта ситуация увязывает проблему определения границ праздника в культуре с проблемой его сущностной специфики и качественной определенности. [2, c.218]

Глубокая внутренняя противоречивость праздника находит свое отражение также в том, что он выполняет в социокультурной системе две важнейшие, противоречащие друг другу и в то же время теснейшим образом взаимосвязанные функции: ритуально-партисипативную (в которой проявляются социально-интегративные потенции праздника) и ритуально-смеховую (в которой находит свое отражение игровое, гротескно-смеховое начало праздничной культуры). Различные виды праздников в разные эпохи в тех или иных культурах характеризуются различным соотношением выделенных функций: преобладание той или другой определяет историческое «лицо» праздника.

Театр с самых своих истоков неразрывно связан с праздником. Первые театральные действа, как известно, во время праздников появились. Ритуалы праздничные определили основную парадигму театрального действия возрождение, которая позднее оформилась в театральной эстетике в категорию катарсиса.  В тоже время в русской драматургии сложилось так, что изображение праздника как такового часто сопровождается обнажением неблагополучия окружающего мира, веселые становится гротескным, зачастую оборачиваясь пустотой. Говоря о литературе 21 века, в этой связи можно было бы порассуждать о загадке пресловутой русской перестроечного периода, то здесь прослеживается идеологическая тенденция - протест против старого советского театра, вызов его праздничной театральности, что выразилось в последовательном изгнании праздника со сцены во всех его формах.

Прочитав пьесу Николая Коляды «Баба Шанель» можно проанализировать использование речевого оформления праздника.

Начинаются моменты поздравлений. Первым вступает молодой баянист Сергей, говоря: «Ура! Да здравствует ансамбль «Наитие»! Да здравствует! С юбилеем, женщины! Ура! – поздравление… Итак! Внимание! Тост! Друзья! Итак! Мы собрались здесь, чтобы отметить юбилей нашего ансамбля «Наитие»! В этот торжественный день я бы хотел сказать о каждом члене нашего коллектива отдельное слово, отметить и поблагодарить каждого! Итак, я рад приветствовать за этим столом старейшего члена нашего ансамбля, нашего патриарха, можно сказать, мэтра самодеятельной сцены, демиурга, властительницу дум, прелестную, безотказную, добрейшую и величественнейшую Капитолину Петровну». [3]

Молодой баянист Сергей начинает перечислять и поздравлять всех участниц ансамбля: «А ещё я приветствую здесь также нашу Сару Абрамовну, которая с нами все эти годы!» На что Сара громко смеется и начинает лезть к Сергею с поцелуями. Также она вручает Сергею подарок, томик Цветаевой и томик Ахматовой.

«Скрипка, бубен и утюг» – две пьесы в одной, написанные Николаем Колядой в 2013 году. Спектакль поставлен по первой части дилогии – «Бубен и утюг». [4]

Россия, русская свадьба во всей красе или, скорее, безобразии – ужасно смешное и до ужаса горькое зрелище. Николай Коляда приглашает зрителей стать гостями самой весёлой и невероятной свадьбы, на какой они только могли побывать. Это яркий, многослойный и очень красивый спектакль, в котором режиссёр использует все возможности площадки (на сцене даже идет самый настоящий дождь).

Общая канва такова: свадьба, девушка из состоятельной и вроде бы интеллигентной семьи и парень из «простой» (мама уборщица) женятся – два дня, как и положено, и различные коллизии между ними и их родными в этот момент происходят. [4]Но как бы лебедь, рак и щука не старались, все в музыканты не годятся, тянут в разные стороны, а воз и ныне там, т.е. все складывается не очень радужно, уж больно молодожены разные. Негативных отзывов о «Скрипке, бубне и утюге» я пока нет, в том, что спектакль радует и смотреть его надо, все сходятся, но по деталям мнения есть разные. Одни, например, не могут понять-принять Свинью-стриптизершу – появление которой квинтэссенция и кульминация разухабистого свадебного веселья, другие не очень оценили лирическую сцену с дождем, идущим на сцене в финале . [4] Идущий дождь в финале спектакля «Скрипка, бубен и утюг» [4]

Кажется, что два этих момента – и есть те композиционные пики, между которыми растянута ткань постановки, те два полюса, из «колоссального, режущего, оглушительного контраста» между которыми и рождается чудо спектакля, выдерживающее перепады от такого градуса ненависти до такого градуса любви к одним и тем же персонажам, что дух захватывает почище, чем на американских горках. [4]

«В Москву, разгонять тоску» - трогательная комедия про двух провинциалок, приехавших в Москву – посмотреть столицу.   Проанализируем жанры  поздравления в данной пьесе.

Данная пьеса рассказывает о не совсем удавшемся празднике. То есть для молодых девушек он сулил новые впечатления и новую любовь, а для Даниила – это тяжёлый период краха личной жизни. Праздничный жанр поздравление здесь выступает в непраздничной функции.

Главные герои в конце концов не оправдывают свои надежды…девушки разочаровываются в увиденной Москве и в любовных отношениях, правдивости намерений парней…а вот главный герой Данил остается один на один со своей «несостоявшейся» любовью.

 

Список литературы:

  1.  Брыжак О. В. Праздничная культура: функциональный анализ / О. В. Брыжак // Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 2011. – № 197. – т. 2. – с. 18-121.
  2. Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ - начала XXI века / М.И. Громова. - М.: Флинта / Наука, 2006. – 218 c.
  3. Николай Коляда. Комедия в двух действиях «Баба Шанель». http://kolyada.ur.ru/chanel/
  4. Официальный сайт «Коляда-Театр» и спектакля «Скрипка, бубен и утюг». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kolyada-theatre.ru/performance/skripka-buben-i-utyug
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.