Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шарафутдинова Э.М. ВИДЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХIХ ВЕКА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(44).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВИДЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХIХ ВЕКА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Шарафутдинова Эльмира Маратовна

студент, факультет филологии и истории, Елабужский Институт КФУ,

РФ, г. Елабуга

Как известно, появление высшего образования в России связано с именем Петра Великого. Именно при его правлении открываются первые университеты в стране, ставятся новые задачи во внутренней и внешней политике всего государства. Развивается промышленность, обновляется армия и флот, открываются месторождения железных и медных руд. Возникла необходимость дополнительных кадров во всех областях жизни и науки, которые способны были преумножать достояние России. «Новым человеком» как в жизни, так и в литературе становится студент, активный, стремящийся к переменам.

Студенческая тема интересует многих психологов, литераторов и педагогов, но в настоящее время она не достаточно изучена. Так, доктор филологических наук А. В. Злочевская в своей статье «“Студент” А. П. Чехова: Некоторые размышления» пишет о том, что название произведения «банальнейшее из банальных: студент – герой большинства произведений русской прозы 1890-х годов» [7, с.1], что подчеркивает большой интерес к данной теме у писателей конца ХIХ века. В своей диссертационной работе «Студенческая жизнь в новейшей российской интернет-литературе» К. А. Розанов говорит о том, что «большинство своих литературных проб они (студенты) посвящают собственной студенческой жизни» [11], что позволяет нам понять: тема актуальна и по сей день, она интересовала и интересует как писателей, так и самих студентов.

Нас заинтересовала типология студентов, разработанная психологом В. Т. Лисовским, которая «наиболее полно отражает представления о студенте, как о гармонично развивающемся субъекте с учетом специфики его деятельности» [8]. Исследователь выделяет «Гармоничный» тип студента, осознанно выбирающего свою профессию. Это активные личности, успевающие и в учёбе, и в общественной деятельности. Подобный студенческий тип справедлив, честен, терпим к недостаткам окружающих. «Профессионал» тоже осознанно выбирает профессию, ориентирован на практическую деятельность. Честен и нетерпим к недостаткам окружающих людей, пользуется уважением преподавателей и однокурсников. Студент-«академик» болезненно принимает поражения, посвящает себя исключительно научной деятельности. «Общественник», напротив, не любит научно-исследовательскую деятельность, но имеет склонность к общественной деятельности. «Любитель искусств» интересуется исключительно искусством: литературой, театром, живописью. «Старательный» студент добросовестный, малообщительный, учится с трудом, но без задолженностей. «Середняк», гордится тем, что не имеет успехов в учёбе, поскольку нужен подобному студенту только диплом. «Разочарованный» тип студента осознал, что специальность выбрал неправильно, но решил всё-таки завершить обучение. «Лентяй» - не хочет учиться, не имеет планов на будущее. «Творческий» - ему свойствен творческий подход к любому делу: будь то учеба, общественная работа, или сфера досуга. Интересны те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина его не увлекает. Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.«Богемный» - учится успешно, выбирает престижный факультет, внимателен к окружению и внешним деталям. Интересуется всем, но знания его поверхностны, не отказывает себе в светских удовольствиях [8].

Студенты часто становились героями произведений русской литературы XIX века, и это неудивительно, ведь именно студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.

Одним из ярких студентов в русской литературе является герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Студент» Евлампий Беневольский. Персонаж комедии представлен читателям как чувствительный молодой человек, который еще недавно «возрастал <…> в Минервином храме, в университете» [4, с. 190].Студент приезжает в Петербург, чтобы увидеться с будущей избранницей, однако при встрече путает ее с женой благодетеля и признается в любви незнакомой барыне. Звездова подыгрывает персонажу и даже соглашается выйти замуж. После того, как студенту говорят об ошибке, он невозмутимо отвечает, что притворялся обманутым. Герой умеет красиво говорить, мечтает о красивой жизни, но, к сожалению, не хочет трудиться и работать, надеясь на то, что адюльтер спасёт его от скучной и бедной жизни. Сложная интрига полностью приковывает к себе внимание читателя и зрителя, а литературные «опусы» Евлампия лишь усиливают комический эффект, и именно благодаря тому, что цитата каждый раз оказывается искаженной. Фраза «… законы вас осуждают, но какой закон святее любви?» [4, с. 214], сказанная Звездовой демонстрирует обычное желание студента говорить красиво, торжественно, напыщенно, казаться взрослым, успешным, знающим жизнь. Перед читателем появляется «богемный» студент, способный подстроиться под любую ситуацию. Беневольский записывал свои ощущения в дневник, мечтал стать поэтом, писать послания к женщинам, которыми был увлечен в Казани, иметь в лице Звездова мецената, получать специальную пенсию за неимоверный талант, который непременно должен привести его к богатству. Беневольский изображен А. С. Грибоедовым молодым и заносчивым плутом, копирующим манеру говорения и поведения литературных героев.

С течением времени менялись студенты, их род деятельности, интересы и увлечения. Владимир Ленский, герой романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» «Красавец, в полном цвете лет,/Поклонник Канта и поэт./Он из Германии туманной/Привез учености плоды:/Вольнолюбивые мечты…» [10, с. 128]. Как отмечает А. Ю. Андреев в своем научном исследовании «Русские студенты в немецких университетах ХVIII – первой половины ХIХ века», сами университеты и идея о них появляется именно в Европе и потому «во многом именно через побывавших там русских студентов общество узнавало, что такое университеты и зачем в них нужно учиться» [1]. При Петре I перед Россией уже стоит цель привить ценность высшего образования в его европейском понимании, потому «зарубежные, прежде всего немецкие университеты рассматривались как место обучения собственных кадров для русской науки» [1]. Герой произведения получает образование за рубежом, а не в России, где и знакомится с творчеством Шиллера, Гете и увлекается лирикой. Евгений Онегин относился к сочинительству стихов Ленским с усмешкой и считал это «горячкой юных лет», «юным жаром» и «юным бредом» [10, с. 132]. Владимира Ленского можно отнести к разряду студентов-«любителей искусств», так как именно такому типу свойственно увлечение сферой литературы, а также к студентам-интеллектуалам и мечтателям, увлекающимся написанием стихотворений и верящим в крепкую любовь и дружбу:«Он верил, что душа родная/Соединиться с ним должна,/Что друзья готовы/За честь его приять оковы…» [10, с. 128].

В начале романа Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» перед читателями тоже появляется влюбленный, мечтательный герой Александр Адуев. Приехав в Петербург из провинции, он мечтал найти настоящую любовь, верную дружбу и стать известным писателем. Его дядюшка Петр Адуев говорит ему при знакомстве, что в городе «мечтать некогда» [3, с. 70], нужно строить карьеру и не забывать про фортуну, а также дает совет «забыть священные да небесные чувства, а приглядываться к делу» [3, с. 70]. Со временем меняется манера героя разговаривать слишком возвышенно и мечтательно. В финале романа герой смотрит на вещи уже более приземленно, исчезает и его стремление стать поэтом. Александр понимает, что в Петербурге тысячи таких же посредственных лириков, как и он, а как писатель, он писал лишь о том, о чем уже неоднократно писали до него. Разочаровывается герой и в своей первой любви, а после и в дружбе. Так, из мечтательного провинциального студента он превращается в обычного делового городского жителя и уже «в тридцать с небольшим лет – коллежского советника» [3, с. 384], теряя в себе все возвышенные чувства. Мы можем заметить, что перед нами вновь студент-«любитель искусств», для которого на первом месте находится искусство и литература, а научная работа почти не привлекает его. Из романтичного студента, смотрящего на мир влюбленными глазами, он превращается в самого «обыкновенного» человека.

Вид студента-«академика» мы можем увидеть в произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров предстает перед читателем в роли студента-практика. На следующее утро после знакомства с семьей Аркадия Кирсанова, Евгений отправляется на прогулку по имению, знакомится с мальчишками и вместе с ними идет к болоту, чтобы поймать лягушек и «посмотреть, что у них там внутри делается» [13, с. 219]. Эти знания нужны герою для того, чтобы лечить людей и применять на практике все, что он узнает, ведь «мы те же лягушки, только на ногах ходим» [13, с. 219]. Даже после двух недель пребывания в Марьино «жизнь текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, а Базаров работал»[13, с. 220]. В конце произведения, возвращаясь домой к родителям, Базаров скажет отцу: «Я к тебе на целых шесть недель приехал <…> я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне» [13, с. 339]. После того, как «лихорадка работы» [13, с. 339] сошла, герою снова стало скучно. Евгений начинает помогать Василию Ивановичу перевязывать раненому ногу и «с тех пор стал участвовать в его практике» [13, с. 341]. Эта самая практика и приводит героя к смерти. При вскрытии больного тифом мужика, Базаров заражается и не успевает приложить вовремя адский камень к ране, после чего через пару дней умирает. Появление подобного студента связано с пореформенным временем, когда общество разделилось на три группы: дворяне, либералы и разночинцы. В художественных произведениях второй половины XIX века представлена своеобразная модель героя-нигилиста. В течение XIX-ХХ веков в литературе наблюдается эволюция данного образа: нигилист – революционер – террорист. Образ террориста включает в себя типологические черты, как нигилиста, так и революционера.

Университетский устав Александра II 1863 года привнес ряд изменений в сферу образования, важным составляющим которого являлось положение о том, что студентами могут стать любые молодые люди, достигшие 17-летнего возраста и окончившие гимназию или сдавшие там экзамен и получившие аттестат, а также окончившие высшее или среднее учебное заведение. Герой Льва Николаевича Толстого Николенька Иртеньев в повести «Юность» представитель как раз этого времени и является «богемным» видом студента. В свои шестнадцать лет герой «поневоле и неохотно готовился к университету» [12, с. 206], отвлекаясь на различные вещи вокруг, что свойственно было его возрасту. При поступлении в университет, Николенька на «отлично» сдал историю, математику, а вот латинский язык - не смог. Удивительна студенческая психология в повести. Николенька во всех неудачах винит не себя, а чрезмерную требовательность преподавателей, после чего «несправедливость эта» до такой степени сильно подействовала на него, что он «и остальные экзамены спустил без всякого старания и даже волнения» [12, с. 241]. После этой ситуации герой считал, что необходимо делать все так, «чтоб ни слишком дурно, ни слишком хорошо» [12, с. 242] и думал впредь только «о мундире, трехугольной шляпе, о собственной свободе» [12, с. 242]. Следуя своей собственной свободе, Николай Иртеньев начинает подразделять всех людей на «comme il faut и наcomme il ne faut pas» (на благовоспитанных и неблаговоспитанных) и только людей comme il faut он «уважал и считал достойными иметь с ним равные отношения» [12, с. 318]. Интересно, что главное для людей комильфо, по мнению героя, было отличное владение французским языком, «длинные, отчищенные и чистые» ногти [12, с. 319], умение «кланяться, танцевать и разговаривать» [12, с. 319], а так же нахождение в «постоянной некоторой изящной, презрительной скуке» [12, с. 319].Николенька заметил, что «не уважал бы ни знаменитого артиста, ни ученого, ни благодетеля рода человеческого, если бы он не был comme il faut» [12, с. 320]. Только повзрослев, герой поймёт, что такое деление людей чистое зло и ничего хорошего из этого получиться не может. Люди комильфо не стремятся принимать деятельного участия в общественной жизни, не посвящают себя труду или какой-нибудь определенной отрасли, они считают, что быть «comme il faut» уже самостоятельное положение в обществе.

Бесправная, интеллектуально обедневшая элита России стремилась к высшим демократическим ценностям, но, чем больше подавлялись студенческие стремления, тем сильнее проявлялось желание изменить существующие порядки, присутствующие на тот момент в обществе.

В отличие от многих закрытых учебных заведений, в которых, как правило, учились в основном дворяне, преобладающим числом учащихся в университетах были люди незнатные и небогатые. Зачастую, для того, чтобы просто прокормить себя, студенты были вынуждены подрабатывать. Здесь формируется привычный, «стереотипный» облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зарабатывающего на жизнь частными уроками или переводами.

В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» перед читателем появляется вид студента совмещающего сразу несколько типов: «разочарованный», «творческий», «ленивый». Родион Романович – человек острой мысли, огромной внутренней прямоты и честности, в этого героя Ф. М. Достоевский вложил душевные переживания отдельной личности. Раскольников молод, он ищет свое место в жизни, формирует свои взгляды, его интересует место человека в мироздании.

Молодой студент не выдуман Ф. М. Достоевским. «Социальное положение Раскольникова – это терминология эпохи и самого Достоевского – обозначено в романе очень точно» [2, с. 29]. Раскольников принадлежит, как и большинство героев Достоевского, к «бедному люду среднего класса»[6], он постоянно находится в материальной зависимости. Жизнь Раскольникова представлена на фоне улиц Петербурга. Студент-разночинец, обедневший дворянин, у него нет недвижимости, капиталов. Он приезжает в Петербург для того, чтобы, окончив учебу в университете, стать юристом. Учиться ему приходилось на медные деньги, которые могла выделять ему мать из нищенской пенсии и на собственные скудные заработки от уроков, однако разочарование в системе образования, также как и в мироустройстве, приводит героя к ложным убеждениям и лени, поскольку даже успешное окончание университета не гарантировало полного и скорого благополучия, необходимого Раскольникову не только для себя, но и для сохранения здоровья матери и ограждения чести сестры. Слой разночинной интеллигенции формировался в большем числе, чем имелось вакансий в новых капиталистических конторах.

На смену всем его ожиданиям приходит полнейшая нищета, в которой герой слишком болезненно ощущает унизительность своего положения. Убежденный в своей уникальности и исключительности, Раскольников искренне верит в правоту своей теории и проверяет ее, убив старуху-процентщицу. Бунт персонажа не может быть средством решения острых проблем, так как их нельзя решить, применяя насилие. Автор осуждает своего героя, но также и сочувствует ему.

Герой последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван Карамазов также поступает в университет. В первые два года ему приходится слишком «солоно, так как он принужден был все это время кормить и содержать себя сам» [5, с. 16] и совмещать все это с учебой. Герой не ждет помощи от отца и не просит ее, а самостоятельно ищет работу и средства, сначала зарабатывая «уроками в двугривенный» [5, с. 16], а потом бегая по редакциям газет и доставляя «статейки в десять строчек об уличных происшествиях» [5, с. 16]. Именно после знакомства с редакциями и публикаций данных статей, Иван Федорович в последние свои годы в университете «стал печатать весьма талантливые разборы книг на разные специальные темы, так что даже стал в литературных кружках известен» [5, с. 17]. Уже окончив университет и факультет естественных наук, Иван печатает «одну странную статью» [5, с. 17], которая обращает на себя внимание многих, так как была посвящена вопросу о церковном суде. Сам автор характеризует героя словами «ученый», «гордый», «осторожный», «своенравный», «загадочный», но к этому же списку можно добавить и такую черту героя, как «амбициозный», поскольку Ивану за время своей учебы даже удается накопить денег на поездку за границу. Интересно, что автор почти не уделяет внимание самой учебе и делает акцент именно на заработках, поскольку такие студенты и составляли большинство. Ивана Карамазова можно отнести к «профессиональному» типу студентов, так как он занимается не только учебой, но и написанием статей, пусть и вынужденно, а также пользуется уважением у окружающих его людей.

Как известно, в дореволюционное время статусу студента отводилось особое место. Однако множество сторон студенческой жизни оказались практически не затронутыми. Так, в статье Д. И. Писарева «Наша университетская наука» автор подробно описывает жизнь студента конца ХIХ-го века. По его мнению, система университетского образования заставляет выполнять ненужные функции, не приносившие никакой пользы в дальнейшей жизни. Многие студенты оказались разочарованы в обучении. Д. И. Писарев приходит к выводу, что «студент записывает бестолковую лекцию, потому что она назначена по расписанию» [9, с. 103], другими словами, каждый студент иногда не догадывался и не понимал, для чего он обучается тем или иным предметам. Так, спустя почти тридцать лет, тему студенчества и непонимания своего обучения затрагивает А. П. Чехов в рассказе «Студент». За это время образ студента немного видоизменяется, несмотря на все еще присутствующую духовность, мы видим существенные изменения в образе Ивана Великопольского, которого можно представить прямой параллелью студенту Раскольникову. Герой произведения – «разочаровавшийся» студент духовной академии, имя которого является древнееврейским, что означает «милость, благодать Божия», но к осознанию этого герой придёт лишь в конце рассказа.

Автор практически не дает внешних характеристик студента Великопольского. Если уже по внешнему виду Родиона Раскольникова нам удается определить насколько скудна его жизнь, то здесь автор говорит лишь о том, что от холода у Ивана «закоченели пальцы и разогрелось от ветра лицо» [14, с. 20]. Однако в дальнейшем мы видим описание быта, окружающего студента духовной академии, которое впоследствии дает нам понять, что материальное положение студента Ивана практически не отличается от положения Родиона Раскольникова.

Душевное состояние Великопольского можно определить уже в самом начале произведения. Действие происходит в Страстную пятницу, накануне Пасхи. Студент возвращается домой с охоты, что по сути своей уже является грехом. Но главный его грех заключен в лживой духовности, поскольку обучение юного героя неосознанное – дань новому времени, попытка вырваться из давящего родителей быта. Герою не интересны навязанные в семинарии мысли, его не интересует наука. Бедность, которую он видит вокруг, толкает героя на создание своей теории: он уверен в том, что «пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше» [14, с. 43], а вот правда и красота, по мнению героя, не главное в человеческой жизни.

Для студента Великопольского мир сгущается темными красками, ему кажется, что историческое движение человечества бесперспективно, но не случайно в этот момент на его пути появляется костер, воплощающий собой образ света, который освещает тьму, создает тепло. Однако и здесь Иван не отступает от своих убеждений: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр» – говорит студент [14, с. 27]. И в той ночи он видит такой же холод и страх, что присутствовал в людях и в его дни. Герой случайно отождествляет себя с Петром, для чего автор включает в рассказ евангельскую историю, которая привела Ивана на переосмысление своих убеждений.

В отличие от Раскольникова, сдвиг в сознании Великопольского происходит неожиданно, под влиянием случайных обстоятельств. Неожиданно для себя он открывает сегодняшний день с новой стороны, освещает жизнь, раскрывает все человеческое бытие. В этот момент пространство реального и библейского времени окончательно сливаются воедино. На смену безверия в изменение мира приходит красота и людская правда. В чеховском «Студенте», так же, как и в романе «Преступление и наказание», появляется мотив духовного воскресения.

Иван, сам того не понимая, изменяет ход своих мыслей и совершает новое открытие, что в этом, «бренном» мире, все-таки существуют «правда и красота», ради которых стоит жить. Из простого студента духовной академии Иван превращается в настоящего, понимающего свое назначение, пастыря.

Ироничен и лишён внутренней и внешней динамики студент Петя Трофимов «облезлый барин», «недоучившийся студент», герой комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» [14]. Тип «ленивого» студента становится пророчеством Чехова, который уверяет, что будущее России призрачно, поскольку цивилизация, стремление к капиталу разрушают внутренний потенциал русского человека. Герои Антона Павловича красноречивы и бездеятельны, а жизнь постоянно требует решительности и инициативы.

Итак, в русской литературе XIX века герои произведений, так или иначе связанные с темой студенчества, представлены в самых разных жизненных и житейских ситуациях и обстоятельствах, весьма далеких, как правило, от непосредственного студенческого быта и бытия. Несмотря на то, что статус студента в дореволюционные времена был высок, а студенчество являлось сословием, формировавшим впоследствии интеллигенцию (в том числе и разночинную) – элиту российского общества, в литературе не были затронуты все стороны студенческой жизни. Возможно, объяснение этому можно найти в журнальной статье Д. И. Писарева под названием «Наша университетская наука» (1863г.). Автор вспоминает о недавних событиях студенческой жизни и подробно описывает быт и нравы российского студенчества конца 1850-х годов. Итог размышлений Д. И. Писарева – «разочарование во всех профессорах и преподавателях» [9, с. 23], вызывавшее первоначально уважение и даже восторг, «неприятие самой системы университетского образования» [9, с. 100], заставлявшей производить пустые действия, не приносившие в итоге реальной пользы, а также «внутренний протест против казенности университетской среды» [9, с. 102], отвергнутой не только студентами, но и общественностью. Однако образ студента в литературе ХIХ века противоречив и многогранен. В начале столетия преобладают такие студенческие типы, как «богемный», «гармоничный», «любитель искусств», это непосредственно связано с политической программой в России, обучением за границей. Нельзя не обратить внимание и на сословное определение героев – это преимущественно передовые люди, дворяне. Творчество становилось причиной самовыражения, поэтому и Евлампий Беневольский, Владимир Ленский и Александр Адуев пишут стихи, мечтают об интеллектуальной славе, а во второй половине ХIХ века доминирует тип «разочарованного», «ленивого» студента-разночинца, вынужденного бороться с окружающим несовершенством. Очевидно одно: психологический портрет студента включает такие качества, как амбициозность, хитрость, леность, склонность к переоценке своих способностей.

 

Список литературы:

  1. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах ХVIII – первой половины ХIХ века. [Электронный ресурс] – URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/22813/ogl.shtml (дата обращения: 21.04.18)
  2. Божкова Г.Н., Якученко О.Ю. Этнокультурная идентификация как процесс интеграции героев-студентов в романе Д.И.Стахеева «Студенты»: Курсовая работа: Елабуга, 2016. – 32 с.
  3. Гончаров И.А. Обыкновенная история: роман. – Спб.: Азбука-Аттикус, 2017. – 416 с.
  4. Грибоедов А.С., Катенин П.А. «Студент». Полн. собр. соч.: В 3 т.—Т1, Спб., 1999. — 211 с.
  5. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 800 с.
  6. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти т. Т.5. - Л.: Наука, 1989. — 247 с.
  7. Злочевская А.В. «Студент» А. П. Чехова: Некоторые размышления. Научный богословский портал, — М., 2008. – 9 с.
  8. Лисовской В.Т. Типология личности студента. [Электронный ресурс] – URL: https://studwood.ru/615795/psihologiya/tipologiya_lichnosti_studenta (дата обращения: 21.04.18)
  9. Писарев Д.И. Сочинения в 4 т. Т. 1. —М., 1955. — 327 с.
  10. Пушкин А.С. Стихотворения; Евгений Онегин: Роман в стихах. – М.: Дет. лит., 1979 – 349 с.
  11. Розанов К.А. Студенческая жизнь в новейшей российской интернет-литературе [Электронный ресурс] – URL: http://cheloveknauka.com/studencheskaya-zhizn-v-noveyshey-rossiyskoy-internet-literature (дата обращения: 21.04.18)
  12. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 384 с.
  13. Тургенев И.С. Накануне: Рассказы и романы. ‑ Казань, Татарское книжное издательство, 1984. – 352 с.
  14. Чехов А.П.  Студент. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти т. Т.8. —М.: Наука, 1986.— 158 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.