Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Усиление интеграционных процессов в современном мире выдвигает задачи подготовки учащихся к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Изучение собственной культуры на разных образовательных уровнях является важнейшим звеном гуманизации образования и способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся: гармоничному развитию их интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств. Это напрямую соответствует достижению целей основного общего образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Большое значение в воспитании личности школьника имеет изучение развития культуры первой половины XIХ века. В этот исторический период русская художественная культура переживает невиданный взлет и приобретает всемирное значение.
В наше время осуществляется поиск новых форм и методов обучения, способствующих улучшению образовательного процесса. Вместе с этим, уменьшается значимость традиционных методов обучения, позволяющих решить образовательные задачи в учебной и внеучебной деятельности.
Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к изучению истории. Это может объясняться особенностями работы учителя, который не использует в своей работе различные средства наглядности, ограничиваясь одной лишь работой с учебником. Мы полагаем, что материал, предоставленный в учебниках по истории, несмотря на значимость информации, не обладает эмоциональным воздействием на учащихся, а это, в свою очередь, является необходимым звеном в познании истории.
Цель исследования - раскрыть роль изучения художественной культуры России первой половины ХIХ века на уроках истории в формировании личности учащихся с помощью наглядных средств обучения.
Объект исследования - процесс развития художественной культуры России первой половины ХIХ века.
Предмет исследования – изучение художественной культуры России первой половины ХIХ века в школьном курсе отечественной истории с использованием наглядных средств обучения.
Гипотеза исследования: уровень знаний о культуре России первой половины XIX века у учащихся будет повышаться, если при организации обучения будут соблюдаться следующие условия:
– расширение знаний о культуре России первой половины XIX века;
– использование наглядных средств обучения в рамках заявленной темы;
– развитие умений ориентироваться в объектах культурного наследия.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и объем понятия «культура».
2. На основе имеющейся литературы рассмотреть особенности и условия развития культуры России первой половины ХIХ века.
3. Проанализировать содержание учебного материала учебников для 8-го и 10 классов общеобразовательных школ.
4. Опытно-экспериментальным путём определить уровень знаний учащихся о культуре России первой половины XIX века, а также выявить его динамику.
5. Разработать рекомендации по изучению культуры первой половины ХIХ века в школьном курсе истории.
Теоретически обосновав необходимость использования наглядности на уроках истории, использование которых положительно повлияет на повышение уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у учащихся, мы провели опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление действенности этого условия на практике. В соответствии с целями и задачами проводимого исследования педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа:
1. Констатирующий (декабрь 2016г. – август 2017г.): проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме повышения уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у старшеклассников; разработать методику для выявления уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у старшеклассников.
2. Формирующий (сентябрь 2017г. – апрель 2018г.): подобрать наиболее эффективные организационные формы и методы для формирования уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у старшеклассников.
3 Контрольный (апрель 2018г.): вывить динамику в формировании уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у старшеклассников.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБОУ СОШ пгт. Уруша в 10 «Б» классе с 09.01.18 по 31.01.18, который был выбран в качестве экспериментального. В классе на момент проведения исследования было 19 человек. Из них 6 девочек и 13 мальчиков. В качестве контрольного класса был выбран 10 «А» в количестве 19 человек: 8 девочек и 11 мальчиков.
В качестве критериев, характеризующих уровень знаний о культуре России первой половины XIX века у старшеклассников, нами рассматривались формирующие компоненты уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у старшеклассников (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий):
1. Знания о культуре России первой половины XIX века (о великих художниках того времени и их произведениях, архитекторов, музыкантов и т.д.).
2. Эмоционально-оценочное отношение к культуре.
3. Практические умения по культуре России первой половины XIX века (умение определить стиль архитектурной постройки, жанр литературного произведения и автора, и т.д.).
Для выявления знаний учеников о культуре России первой половины XIX века у старшеклассников мы использовали тест, который были разработан нами для того, чтобы выявить уровень сформированности знаний у учащихся о культуре России первой половины XIX века.
Второй критерий (эмоционально положительное отношение к культуре России первой половины XIX века) мы оценивали с помощью второй части теста. Нами был проведен срез, в ходе которого необходимо было выявить, как учащиеся данного класса относятся к культуре России первой половины XIX века.
Для выявления практических умений и навыков учащихся в области культуры России первой половины XIX века мы использовали метод тестирования на выявление формирования уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у старшеклассников.
Тест для учащихся содержал 12 вопросов, на который нужно было выбрать правильный ответ. В тест входили вопросы касающиеся направлений искусства, авторов произведений и т.д.
На основании проведенного тестирования мы выделили три уровня сформированности у учащихся знаний о культуре России первой половины XIX века: высокий, средний и низкий. Высокий уровень присваивался, если учащийся дал от 24 до 18 правильных ответов, средний уровень – если учащийся дал от 17 до 9 правильных ответов и низкий уровень, если учащийся дал от 0 до 8 правильных ответов. Для большей наглядности результаты тестирования были представлены в виде таблицы (см. таблицу 1) и диаграммы (см. рисунок 1 и 2).
Таблица 1.
Уровни сформированности знаний о культуре России первой половины XIX века у учащихся десятых классов в начале ОЭР
Класс |
Уровень |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
10 «А» (Контрольный класс) |
23% |
43% |
34% |
10 «Б» (Экспериментальный класс) |
18% |
41% |
41% |
Низкий уровень – характеризуется отсутствием ярко выраженных знаний о культуре России первой половины XIX века. Имеет место безразличное отношение к овладению знаниями о культуре России в воспитательном процессе.
Средний уровень – воспитательный процесс занимает второе-третье место в жизни школьников. Учащиеся воспринимают необходимость знаний о культурных ценностях, но не осознают её социальной значимости. Получают знания только под контролем учителя.
Высокий уровень – знания о культуре России воспринимается на уровне убеждения. Получение знаний у учащихся занимает ведущее место. Они осознанно проявляют себя в повседневной деятельности.
Из таблицы видно, что на начало ОЭР высоким уровнем сформированности знаний о культуре России первой половины XIX века обладают 18-23 % учащихся, средним уровнем обладают 41-43% учащихся, а учащихся с низким уровнем 34-41%. Можно сделать вывод, что учащиеся 10 «А» класса хорошо знают имена архитекторов, художников, писателей и их работы, а учащиеся 10 «Б» менее компетентны.
На формирующем этапе экспериментальной работы планировалось внедрение организационных форм и методов обучения в образовательный процесс по основам культуры России первой половины XIX века 10 «Б» класса, способствующих формированию уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у старших школьников при освоении учащимися темы «Культура России перовой половины XIX века».
В качестве основной формы и метода по формированию уровня знаний о культуре России перовой половины XIX века старших школьников был разработан комплекс уроков с применением наглядных средств обучения.
После формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы провели сравнительный анализ диагностики до и после развивающей работы, обработав и интерпретировав все полученные данные (использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе). Также нами был произведён сравнительный анализ результатов повторной диагностики в контрольном и экспериментальном классах (см. таблица 2).
Таблица 2.
Уровни сформированности знаний о культуре России первой половины XIX века у учащихся десятых классов на контрольном этапе ОЭР
Класс |
Уровень |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
10 «А» (Контрольный класс) |
23% |
43% |
34% |
10 «Б» (Экспериментальный класс) |
24% |
42% |
34% |
Из таблицы 2 следует, что после формирующего этапа опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе значительно увеличилось число учащихся, имеющих высокий и средний уровень знаний о культуре России первой половины XIX века, низкий уровень уменьшился на 9%. В контрольном классе результаты не изменились.
Для того чтобы наглядно показать динамику изменения уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у учащихся экспериментального класса в начале ОЭР и в конце ОЭР результаты изменения представим в виде диаграммы (см. рисунок 5).
Рисунок 5. Динамика уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у учащихся экспериментального класса в начале и в конце ОЭР
Анализ представленных в таблицах и диаграммах результатов показал, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика по всем показателям сформированности уровня знаний о культуре России первой половины XIX века у старших школьников посредством наглядных средств обучения. Стоит заметить, что после проведенной нами работы на формирующем этапе отчетливо виден значительный подъем высокого уровня сформированности знаний о культуре России первой половины XIX века по всем критериям у учащихся 10«Б» класса в конце эксперимента и спад низкого уровня также по всем критериям в конце преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Таким образом, на основании данной работы мы можем сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения при изучении культуры России перовой половины XIX века, что в свою очередь приводит к следующим результатам:
– помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;
– дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся;
– использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;
– помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
– раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;
– проанализированный опыт преподавания истории показывает, что использование наглядных пособий значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала;
– обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании истории.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.
Список литературы:
- Асафьев, Б.В. Композиторы I половины XIX века / Б.В. Асафьев. – М.: Просвещение, 1959. – 212 с.
- Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения / П.В. Гора. – М.: Просвещение, 1971. – 214 с.
- Мочульский, К.В. Великие русские писатели XIX века. Русское зарубежье / К.В. Мочульский. – СПб.: Алетейя, 2001. 160 с.
- Пилявский, В.А. История русской архитектуры / В. А. Пилявский, Т. А. Славина, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков, Г. В. Заушкевич, Ю. Р. Савельев. – СПб.: Стройиздат, 1994. – 600 с
- Сарабьянов, Д.В. История русского и советского искусства / Д. В. Сарабьянов. – М.: Высшая школа, 1979. – 413
дипломов
Оставить комментарий