Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5-6 КЛАССАХ
Для российской школы интерактивное обучение является достаточно новым явлением, т.к. появилось у нас только в начале 90-х годов. Поэтому у исследователей и практиков нет единого подхода к определениям и классификациям раскрывающим сущность понятия «интерактивные методы» обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. «Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы или диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, из этого понятия мы можем определить, что же значит интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика» [3, с. 6].
Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам [2, с. 18]:
- Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.
- Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры.
- Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направленные на формирование образной и логической сфер сознания).
Активизировать познавательную деятельность в 5-6 класса целесообразней с использованием различных игр. Так как данные формы обучения в большей степени соответствуют психологическим особенностям данного возраста, потому что они быстро утомляются и существующие у них исторические представления менее развиты, а также такое обучение отвечает познавательным потребностям учащихся.
Используя игру, учитель исходит из естественных потребностей детей данного возраста. Она делает занятие более динамичным, при этом учащиеся не просто изучают материал, а участвуют в нём практически: рассматривают с разных сторон и раскладывают на логические ряды. Многие игры занимают не большой промежуток времени, тем самым позволяя комбинировать их с другими видами учебной деятельности.
Проведение нестандартных уроков вызывает интерес своей новизной. Интерактивность позволяет расширить творческо-поисковые способности, формирует умение находить решение проблемных ситуаций.
Начать изучение новой темы (или вообще впервые нового предмета: истории) можно с работы с заголовком. Например, проанализировать заголовок параграфа, выделить ключевые слова и определить первоначальные вопросы, о которых пойдёт речь.
По моему мнению, в 5-м классе следует заложить базу для заинтересованности основными процессами истории. Поэтому следует начинать с объяснения понятия «ассоциации» (чтобы привлечь к рассуждении). Например, перед изучением главы «Древней Египет» детям задаётся вопрос: какие ассоциации у вас вызывает слово «Египет». Следует сказать учащимся, что со всеми ассоциациями вы встретитесь в ходе изучения темы. В конце занятия можно вспомнить ассоциативный ряд и сравнить с изученным материалом.
Интерактивное обучение лучше начинать с работы в парах, так как это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке (например, исторических дат).
При проверке индивидуальной работы используется приём «горячий стул», когда ученики готовят требующийся материал, далее по желанию ученик садится перед классом на стул. Одноклассники задают ему вопросы и после этого оценивают его, а он выбирает самый интересный для него вопрос.
На этапе рефлексии, учащимся может быть предложено закончить предложение: «Сегодня я понял, что…».
С помощью интерактивного обучения учащиеся учатся различать исторические факты, выполнять задания по заданным алгоритмам. Следует при возможности оптимально сочетать традиционные и нетрадиционные методики, ведь при этом традиционные знания становятся средством для формирования умений и навыков в процессе интерактивного обучения.
Начинать интерактивное обучение в 6 классе следует с более простых форм работы, например: «аквариум», «вертушка», «большой круг» (разновидности технологии «мозгового штурма»). Тем самым создаётся ситуация выбора, диспут или дебаты.
«Аквариум» - это форма диалога, в ходе которой происходит обсуждение проблемы. При изучении следующих темы: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Начало раздробления Древнерусского государства», «Церковь и государство в конце XV – начале XVI века» [3, с. 123].
На подготовку отводится в среднем 3 – 5 минут, затем представитель каждой группы озвучивает их позицию (2 – 3 мин.). После групповой работы переходят к общему обсуждению.
Организация формы работы «большой круг» происходит в три этапа:
- учащиеся рассаживаются в большой круг, и учитель задаёт им проблему;
- в течение примерно 5 минут ученики работают индивидуально, записывая свои идеи по решению проблемы;
- учащиеся по кругу зачитывают свои предложение и в конце проводится голосование по каждому критерию – подводятся итоги.
На уроке по «Истории России» в 6 классе можно использовать следующие варианты дискуссионных вопросов: роль варягов в процессе образования Древнерусского государства; роль Ивана IV Грозного в российской истории; причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.
Проблемно-познавательные и логические задания: например, при изучении темы «Куликовская битва» учитель формулирует проблемный вопрос: «Почему 250 лет Русь платила дань Орде и все попытки освободиться терпели неудачу? Чем же объяснить успех войск в 1380 году?». Такие задачи способствуют становлению мыслительных умений, в первую очередь анализировать.
Также учащимся 6 класса можно предложить написать сочинение-рассуждение, сказки, стихотворения, при подготовки домашнего задания. «Я, Владимир Красное Солнышко, ввёл христианство на Руси, так как…» и т.д.
Использую работу в микрогруппах, можно поставить урок-путешествие. В этом случае в микрогруппах распределяются роли: картограф, готовит геополитические характеристики территории и времени о котором будет идти речь на уроке (с использованием карты при ответе); историки – составляют историческую справку; экономисты занимаются основными чертами торговли, средств коммуникации; социолог анализирует сословный состав; демограф даёт характеристику, касающуюся численности населения, распределения его по регионам, национальный состав и т.д.;
Применения игровых технологий:
Игра – информационный лабиринт предполагает работу с историческими источниками. Например, учащимся предоставляют исторические документы, сирвенты Б. де Борна и даются задания по теме «Рыцарство»: охарактеризуйте то, как относились феодалы к простым жителям? Проанализируйте и ответьте, были ли противоречия в рыцарском кодексе чести и т.д.
Также учащимся 6 класса можно предложить составить рассказ о суде на Руси, высказываясь от имени участников картины И.Я. Билибина «Суд во времена «русской правды».
С помощью интеракции можно легко объединить фактический и теоретический материал. В процессе дискуссий и дебатов учащиеся демонстрируют гибкость мышления, приводя различные аргументы, что в свою очередь приводит к возрастанию скорости мыслительной деятельности.
Но не нужно забывать, что применяя ту или иную технологию, следует учитывать готовность всех участников учебного процесса. Не стоит часто использовать даже самые эффективные формы работы. В преподавании необходимо разнообразие, как содержания, так и методик.
Список литературы:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, с древнейших времён до конца XVI века 6 класс / учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Долбилина И.Ю. Развитие критического мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2008 №7
- Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // педагогический журнал Учитель. - 2000. - № 1
дипломов
Оставить комментарий