Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кузьмина К.В. СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(43). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(43).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ

Кузьмина Кристина Вячеславовна

студент, факультет социально- культурных коммуникаций СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Главная цель представленной статьи - это раскрытие понятий «цвет», «цветовой круг», «цветовой контраст», «цветовая гармония», а также раскрытие актуальности и рассмотрение способов освоения колористических законов.

Что такое цвет? Цвет -  это свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Цвет является одним из основных средств изобразительного искусства, передающих материальные свойства предметного мира.  [1]

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Этот спектр содержал все цвета, кроме пурпурного. [2] Он разделил спектр на семь цветов, есть гипотеза что он хотел соотнести число цветов с числом нот в октавах. Это деление на семь цветов условное, так как человеческое зрение может различать огромное число оттенков цветового спектра, а также и пурпурный цвет, который в свою очередь отсутствует в цветовом спектре. Сегодня существуют и другие физические способы получения цветов, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.

С появлением цветового спектра и по сегодняшний день в промышленности, в дизайне, при создании картины и не только, мы практически постоянно сталкиваемся с проблемой в выборе более подходящего для нас цветового решения, определенного колорита, цветовой гармонии, в этом и заключается актуальность способов освоения колористических законов.  

Чтобы освоить колористические законы необходимо знать, что такое цветовой круг, он необходим для подбора цветовых гармоний, необходимо владеть такими понятиями как: основные, составные и третичные цвета, ахроматические и хроматические цвета, цветовой контраст, а также основные признаки цвета, виды цветовых контрастов, гармоничные сочетания цветов.

Цветовой круг - круг, состоящий из различных сегментов (делений), которые имеют свой определенный цвет и оттенок. В цветовой круг входят основные цвета, составные, третичные, в свою очередь они составляют кайму круга, остальные же оттенки внутри круга они либо выбелены, либо затемнены. Чтобы приступить к освоению колористических законов, необходимо научится правильно пользоваться столь простым и в то же время необходимым приспособлением.

Понятия, которые необходимо знать:

Основные цвета - это красный, жёлтый, синий, с помощью этих цветов получаются другие цвета.

Составные цвета - это цвета, которые получаются в процессе смешения основных цветов.

Третичные цвета - это смешение основного цвета с составным.

Ахроматические цвета - это белый, чёрный и все оттенки серого.

Хроматические цвета - это все цвета, за исключением чёрного, белого и оттенков серого.

Основные признаки цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Цветовой тон - свойство цвета, указывающее на его сходство с каким- либо спектральным цветом или оттенком пурпурного цвета. Цветовой тон - это главная характеристика цвета.

Насыщенность - это яркость и чистота хроматического цвета без использования белых, чёрных и серых оттенков. Самые насыщенные цвета это спектральные.

Светлота - это степень отличия цвета от другого по степени яркости (светлоту также можно определить, как близость наблюдаемого цвета к белому или черному).

Цветовой контраст - цветовое противопоставление.

Символика контраста часто используется в целях определённого мировоззренческого содержания. [3]

Иоганн Иттен выделил следующие виды контраста: по оттенку, яркости, насыщенности, теплоте, комплементарности, а также по количеству. [4]

На сегодняшний день существуют такие виды цветовых контрастов, но они так же не однозначны:

  1. Контраст холодного и тёплого
  2. Контраст светлого и тёмного
  3. Контраст дополнительных цветов
  4. Контраст цветовых сопоставлений
  5. Симультанный контраст
  6.  Контраст цветового насыщения
  7. Контраст цветового распространения

Контраст холодного и теплого - часто используется для передачи пространства в композиции, холодные цвета используются на заднем плане, тёплые же цвета приближают пространство, используются для переднего плана.

Контраст светлого и тёмного - различие оттенков по светлоте одного хроматического ряда называются монохроматическим контрастом. Каждый спектральный цвет имеет сою светлоту, самый светлый-жёлтый, самый тёмный синий и фиолетовый. Каждый спектральный тон может быть осветлён или затемнён.

Контраст дополнительных цветов - такой контраст является основой гармоничного сочетания цветов. Это противоположные цвета в цветовом круге. Примеры таких контрастов: жёлтый-фиолетовый, красный-зелёный оранжевый-синий.

Контраст цветовых сопоставлений - это контраст любых других цветов, которые не являются дополнительными.

Симультанный контраст - происходит эффект взаимовлияния цветов, при котором цвета в восприятии меняются, сдвигаясь по оттенку в сторону дополнительного к контрастирующему цвету. [5] На желтом фоне серый квадрат будет иметь фиолетовый оттенок, а на красном фоне такой же серый будет иметь зеленоватый оттенок.

Контраст цветового насыщения - такой контраст строится на противоположно насыщенных цветах, яркими - с бледными, тёмными. Самые яркие цвета находятся в цветовом спектре, при добавлении в них белил или тёмных оттенков меняется их насыщенность.

Контраст цветового распространения - такой контраст заключается в сопоставлении малых и больших цветовых пятен.

Цветовая гармония - это закономерная взаимосвязь отдельных цветов или цветовых множеств, образующих органичное целое и вызывающих эстетические переживания. [6]

Классификации цветовой гармонии по А.С. Зайцеву.

  1. однотонная гармония, состоит из оттенков одного цветового спектра;
  2. сочетание родственных цветов, применяется три родственных цвета из 12-частного цветового круга;
  3. полярная, используется сочетание двух оттенков дополнительных или контрастных цветов;
  4. трёхцветная, построенная на триаде основных цветов или на триаде цветов равноудаленных друг от друга в цветовом круге;
  5. многоцветная с преобладанием одного цветового тона, в этой цветовой гамме все цвета подчинены одному главному;
  6. многоцветная, нет главного цвета, многообразие цветов.

Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день знания о законах колористики являются актуальными, их применяют практически везде:  дизайнерские студии применяют законы колористики при создании интерьера квартир, баннеров, визиток, буклетов, стилисты для подбора правильного сочетания цвета в одежде, художники при написании картин передают пространство, смысл или настроение именно через цвет, художники-оформители также используют законы при оформлении залов и так далее.

В данной статье при раскрытии понятий «цвет», «цветовой круг», «цветовой контраст», «цветовая гармония», а также раскрытие темы, нам удалось установить следующие способы освоения колористических законов: первое что необходимо, это умение пользоваться цветовым кругом. Также необходимо свободно оперировать такими понятиями как: основные, составные и третичные цвета, ахроматические и хроматические цвета, цветовой контраст и знать основные признаки цвета, виды цветовых контрастов и гармоничные сочетания цветов.

 

Список литературы:

  1. Денисова О.И. Цветоведение: учебное пособие – Кострома: Изд-во КГТУ, 2006. 4 с.
  2.  Иттен И. Искусство цвета: Издатель Д. Аронов; М.; 2004. 2с.
  3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 45 c.
  4. Архитектурная колористика. Цвет в интерьере: учебное пособие для студентов специальности 270301 «Архитектура» очной формы обучения / сост. В. Ю. Рыбникова, И.В. Кулага.- Кострома : КГСХА, 2007. 23С.
  5. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне: курс лекций / А.П. Рац ; М-во образования и наук  Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва : МГСУ, 2014. 67 с.
  6. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне. C.83
  7. Гилл М. Гармония цвета. Естественные цвета. М. : Астрель : АСТ, 2006. 4с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Евгений 29.04.2018 01:02
Честно я просто в шоке от прочитанного,очень понравилась статья,уважаемая Кристина не остонавливаетесь на достигнутом,удачи вам и успехов вы молодец!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.