Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СТАНОВЛЕНИЕ СТАНКОВОГО ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Целью данной статьи является рассмотрение истории развития декоративного натюрморта в западноевропейской живописи конца XIX–начала XX веков, выявление наиболее ярких представителей художественных течений данного периода.
В изобразительном искусстве натюрморт (фр. Naturemorte-мертвая натура; англ. stilllife, нем. Stilleben) – это жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности - от «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символистическим смыслом [1].
Изображение предметов было известно ещё в искусстве Античности и Средних веков, именно в эти периоды закладываются композиционные основы жанра. В XIX веке натюрморт приобретает новый смысл. Как отдельный жанр живописи, Натюрморт стал лишь в XVII веке, в голландской и фламандской живописи. Живопись в XIX веке внесла новый смысл в жанр натюрморта Франции конца XIX века. Эдуард Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира. Остановимся, рассмотрим творчество Поля Сезанна (1839—1906 гг.). Натюрморты Поля Сезанна, замечательны монументальностью, конструктивностью, точной лепкой формы цветом. Провозглашая своей задачей объективную передачу действительности, «реализацию» природы, Сезанн старался установить определенные закономерности ее изображения, выработать строгую художественную систему. Однако живопись была для него, прежде всего средством выразить свои ощущения, что в его понимании давало простор весьма субъективной интерпретации действительности. Натюрморты Сезанна, изображающие обычно простые, обыденные мотивы — фрукты, цветы, скромную посуду, отличает цельность и устойчивость композиционных решений. В их построении господствует строгая внутренняя логика, а богато разработанный цвет передает полноту формы, объемность, материальность предметов мертвой природы. То же хроматическое богатство цвета при общей сдержанности колорита характеризует портреты и фигурные композиции Сезанна, всегда очень несложные по сюжету. Классический, на первый взгляд, натюрморт из фруктов и простейших бытовых предметов стал настоящим апофеозом авангардной живописи(«Натюрморт с корзиной яблок», музей – Чикагский институт искусств, 1894). В нем нашло отражение все, что художник считал новаторскими приемами в искусстве. Яркие, выразительные, словно вибрирующие и рвущиеся с полотна краски, резкие линии мазков, подчеркивающие форму предметов, но не делающие их оторванными от окружающей среды, много воздуха и непередаваемо живое впечатление от изображения – вот основные черты этой картины. Когда присущее художнику своеобразие видения и живописная сила сочетаются с проникновением во внутренний мир модели, возникают портреты, исполненные жизни, настроения, характера [2].
Художественную манеру Сезанна характеризуют, прежде всего, поиски синтеза формы и цвета, четкой конструктивной композиции, стабильных соотношений формы и пространства. Стремясь создать синтетическое искусство, способное выразить внутреннюю структуру вещей, художник обобщает и упрощает форму, строит объемы четкими гранями цвета. Это придает его работам пластическую выразительность, целостность монументальность. Однако метод Сезанна с течением времени становился все более узким и односторонним, что в сочетании с растущим субъективизмом восприятия породило во многих поздних работах художника значительную схематизацию видимого мира [2].
В натюрмортах другого художника – Винсента Ван Гога (1853-1890 гг.), наоборот преобладала экспрессия мазка, символичность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. Напряженные сочетания чистых тонов, динамичный лаконичный рисунок, рождающий впечатление неустойчивости и беспокойства, причудливая техника, характеризующаяся параллельным наложением нервных извивающихся мазков. Все это усиливало острую выразительность образов и композиций в натюрморте. В поисках подчеркнутой экспрессии он нередко весьма произвольно трактует физические и психологические особенности человека, создавая образы, захватывающие своей эмоциональностью, но очень субъективно увиденные и понятые. Субъективный момент в восприятии и выражении действительности усиливается на протяжении творческого пути художника [3].
В XX веке открылись новые возможности натюрморта –это наиболее ярко проявилось в творчестве Пабло Пикассо и Анри Матисса.
От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и деструкция натуры, односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.
Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, увеличивает и ломает объёмы, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картин. Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том, чтобы более убедительно, чем с помощью традиционных приёмов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо вводит в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков [4].
Примером позднего творчества Матисса является натюрморт 1940 года «Раковина на черном мраморе», написанный в Ницце, в тот период, когда для Франции начинались тяжкие испытания. Восхищаясь красотой предметов, художник создает ощущение гармонии и цельности бытия, но вместе с тем в напряженности и звучности цвета сквозит тревога. Матисс рационально упрощает художественные средства для усиления выразительности и декоративной целостности. Художник полностью отказывается от моделировки объемов, уничтожая тем самым трехмерное пространство, и превращает натюрморт в сверкающую цветом драгоценную плоскость. При помощи чистых цветов, напоминающих своим сверканием средневековую эмаль, художник передает сильное душевное переживание, которое вызвал в нем изображенный мотив. Линия, очерчивая силуэты предметов, несет в себе ритмическое и орнаментальное начало. Сделав цвет и линию главными элементами своего художественного языка, живописец использует их не только для придания своему полотну равномерной изобразительной напряженности, но и для решения пространственных соотношений в картине. Не разрушая плоскости картины, Матисс заставляет зрителя воспринимать некоторые предметы как более близкие благодаря тому, что окрашивает их в светлые и теплые тона, предметы же, окрашенные в темные и холодные оттенки, кажутся более далекими, а намечающие формы вещей линии выявляют пространственные связи между ними [5].
В искусстве XX века нашло выражение трагедия многих представителей западной интеллигенции в этот сложный, кризисный период. Болезненно воспринимая противоречия капиталистической действительности, ее социальные конфликты, он все более замыкался в трагически напряженный мир субъективных мыслей и чувств. По этому пути в XX веке устремляются многие художники разных стран, прежде всего представители течения, известного под названием «экспрессионизм» [2].
Натюрморт в течение долгого времени развивался как жанр изобразительного искусства. На протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, совершенство, красота и уважение к труду. В процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Искусство развивалось через раскрытие вновь понятых качеств вещей и выражало своё современное отношение к действительности, происходила переоценка ценностей, мера понимания реальной действительности. К настоящему времени у натюрморта как жанра изобразительного искусства сформировались свои характерные черты и особенности.
Список литературы:
- Большой современный толковый словарь русского языка. 2012
- Французское искусство конца 19 – начала 20 века. Постимпрессионизм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.la-fa.ru/history/history397.html (дата обращения: 11.03.2018)
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/1274786/pedagogika/natyurmort (дата обращения: 11.03.2018)
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пикассо,_Пабло (дата обращения: 11.03.2018)
- Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.newpaintart.ru/artists/m/matisse_h/index.php(дата обращения: 11.03.2018)
дипломов
Оставить комментарий