Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Медведева Я.В. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АЛЛЕГОРИИ В РОМАНЕ СПИРОСА ПЛАСКОВИТИСА «ПЛОТИНА» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (дата обращения: 09.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АЛЛЕГОРИИ В РОМАНЕ СПИРОСА ПЛАСКОВИТИСА «ПЛОТИНА»

Медведева Ядвига Владиславовна

студент магистратуры кафедра теории языка, литературы и социолингвистики КФУ им. В.И. Вернадского,

РФ, г. Симферополь

Александрова Ольга Николаевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц. КФУ,

РФ, г. Симферополь

Раскрытие политической аллегории романа Спироса Пласковитиса «Плотина» позволяет лучше понять исторические и социальные события в 60-е годы в Греции, и помогает современному обществу не допустить ошибок прошлого, полностью отказаться от политики террора, что определяет актуальность данного исследования.

Теоретическую базу исследования составили работы литературоведов Брюса Мэри, Николау Н.Г., Апостолоса Вакалопулоса. В отечественном литературоведении политический роман «Плотина» изучала Банах Л.С.  На украинский язык перевод романа осуществили В. Степаненко и  Т.Н. Чернышёва.

Цель данного исследования состоит в раскрытии политической составляющей романа Спироса Пласковитиса «Плотина».

Исследование проводится при помощи типологического, социологического, сравнительного, герменевтического, психологического, исторического подходов и методов символической интерпретации, тщательного прочтения.

С момента создания романа, как отдельного жанра, тема политики всегда затрагивалась различными авторами. Естественно, это связано с особенностями содержания в романе. Во-первых, в романе описана общественная жизнь того или иного времени. Во-вторых, у романа существует и другая, индивидуальная сторона, связанная с описанием характера героя, морально-этических ценностей, развития и мироощущения.

Идея каждого политического романа заключается в раскрытии политической проблематики с помощью описания личных и общественных конфликтов, несогласий, противостояний.

Безусловно, тема политики может затрагиваться и в социально-бытовом, социальном и даже в коротком рассказе. На фоне событий в вымышленных странах, городах на самом деле автор критикует существующий политический уклад своей родной страны. Например, сборник рассказов объединенных антивоенной тематикой и повествующий о трудностях послевоенного времени Антониса Самаракиса «Требуется надежда» (1954). Последний роман Стратиса Циркаса «Потерянная весна», вышедший в 1976 году, также посвящен политическим событиям и ситуациям, сложившимся в Греции в 1965 году.

Сам Спирос Пласковитис всегда имел отношение к политике и государственному аппарату Греции. Писатель окончил юридический факультет Афинского университета и стажировался в Сорбонне. На протяжении всей своей жизни Пласковитис работал в суде, был кандидатом в члены Высшего административного суда Греции. Безусловно, Спирос Пласковитис был замечательным юристом, но и талантливым писателем, который был удостоен Государственной литературной премии. После окончания диктатуры «чёрных полковников» Спирос Пласковитис избирается в 1977 году депутатом Греческого Парламента.

Первый роман Спироса Пласковитиса – это роман «Плотина» («Το Φράγμα»), изданный в 1960 году [2, с. 190]. Стоит отметить, что в произведениях, написанных в 60-е годы в Греции, описываются социально-политические реалии страны. А именно, недовольство политическим укладом, экономическим положением, социальное неравенство граждан одной страны.

Мы предполагаем, что в романе «Плотина» описываются события, которые происходили во время правления премьер-министра Константиноса Караманлиса (1955-1963). В энциклопедии современной греческой литературы под редакцией Брюса Мэрри находим следующее утверждение: «Но плотина, власти и инженер словно намекают на Восьмилетний план К. Караманлиса, с его проектами, соглашениями, аукционами и незамедлительной прибылью» («But dam, authorities, and engineer also suggest a critique of the first Eight Year Plan of Karamanlis, with an aura of projects, contracts, rigged auctions, and instant wealth») [2, с. 335].

Возможно, Пласковитис в своём романе подразумевает не только Константиноса Караманлиса, но и премьер-министра Александроса Папагу (1952-1955). Л. С. Банах утверждает: «Однако тот факт, что инженер-механик Валерис сравнивает Гризу с концентрационным лагерем, позволяет расширить временные границы аллегории и на годы правления премьер-министра Александроса Папагоса (1952-1955)» [1, с. 43].

Александрос Папагу был военным и политическим деятелем. Он был Главнокомандующим во время Итало-греческой войны в 1940-1941 годах, и главнокомандующим в гражданской войне против коммунистического движения в 1949-1951 годах. В годы его правления тысячи политических заключенных, коммунистов, солдат-дезертиров были отправлены на острова Гиарос, Макронисос и Ай-Стратис.

В самом деле, греческие историки отмечают, что Караманлис активно модернизировал экономику Греции, заключал соглашения об ассоциированном членстве страны в ЕЭС, поднял показатель ВВП до 6,25% в год. Премьер-министр инвестировал строительство огромных гидроэлектрических сооружений, привлекал иностранный капитал, занимался строительством дорог. С одной стороны, все эти действия привели к экономическому развитию. Однако с другой стороны, в стране не хватало квалифицированных работников, была очень низкая заработная плата трудящихся, жители сельской местности покидали плодородные земли и эмигрировали за границу. Во внутренней политике существовали гонения за несогласие с действующим правительством [4, с. 449-450].

Главный герой романа инженер-механик Валерис приезжает по приказу премьер-министра в город Гриза (Серость) для того, чтобы проверить состояние плотины. Безусловно, это был промышленный город, и всё в этом городе было связано с плотиной: «Все названия магазинов, так или иначе, были каким-нибудь образом связаны с плотиной или этой местностью, например: «Каменная дуга», «Водопад», «Открытое сотрудничество», «Стойкость» («ʹΟλα τα ονόματα κι οι επιγραφές των καταστημάτων είχαν, πολύ ή λίγο, κάποια σχέση με το φράγμα ή την τοποθεσία του -όπως: «Το πέτρινο τόξο», «Ο καταρράχτης», «Η εγκάρδια συνεργασία», «Η Αντοχή» και τέτοια») [5, с. 22 ] (здесь и далее перевод мой – Я. М.).

Однако, индустриальный пейзаж Гризы был скудным и унылым, а порою и пугающим: «Деревьев в Гризе было мало, хотя воды хватало везде… Только деревьев не было, хоть откуда смотри, их не увидишь. Почти совсем не было деревьев» («Τα δέντρα ήταν εκάχιστα μέσα στην ίδια τη Γκρίζα, αν και έτρεχαν παντού νερά... Δεν είχαν δέντρα να εμποδίζουν το μάτι. Από παντού, οπού κι αν στεκόσουν, δε γινόταν να μην το βλέπεις. Δεν υπήρχαν σχεδόν καθόλου δέντρα») [5, с. 22].

Плотина была построена в городе, чтобы удержать реку, но к великому удивлению инженера никто не видел чертежи плотины. В свою очередь Алексис Валерис сталкивается с абсолютной безграмотностью рабочих, инженеров, химиков, и даже начальников инспекции. Так, Андреас Флориас, главный инспектор начинает интересоваться чертежами плотины лишь в тот день, когда плотина начала протекать и вода хлынула по улицам города. Инспектор преследовал простую цель: сжечь поскорее все документы и планы, касающиеся плотины, чтобы его не сумели привлечь к ответственности. Он сумел пробраться в подвальное помещение администрации и среди слоев пыли и грязи отыскать ненавистные ему чертежи. Следовательно, инспектор, который должен нести огромную ответственность оказался преступником.

Плотина символизирует ограничение свободы, отсутствие права выбора, страх человека перед государственной машиной, отстранение от внешнего мира, отсутствие развития.

Кульминация романа – это призыв Алексиса Валериса проломить плотину, тем самым устроить бунт против властей, которые всё время подвергают опасности жизни простых людей: «Проломите эту плотину!...Смерть – это всего лишь один из механизмов этой запутанной ловушки, которая может скрываться в плотине» («Σπάστε αυτό το φράγμα!...Ο θάνατος είναι μονάχα ένας απˈτους μηχανισμούς της πολύπλοκης παγίδας, που μπορεί να κρύβεται μέσα στο φράγμα») [5, с. 276].

Таким образом, роман Спироса Пласковитиса «Плотина» является аллегорией на время правления Константиноса Караманлиса. Роман содержит в себе призыв задуматься над действующими властями Греции и над несправедливыми методами правления в стране, которые приносят страдания греческому народу.

 

Список литературы:

  1. Банах Л. С.  Многозначность смыслового плана аллегории в романе Спироса Пласковитиса «Плотина» ∕∕ Культура народов Причерноморья. – 2013. – № 255. – С. 42-45.
  2. Николау Н. Г. Краткий словарь новогреческой литературы. – М. : Книжный дом «Либроком», 2010. – С. 190 - 191.
  3.  Encyclopedia of modern Greek literature / Bruce Merry. – USA, Greenwood Press Publishing Group, 2004. – P. 335.
  4. Βακαλόπουλος Απόστολος. Νέα ελληνική ιστορία 1204-1985 / Απόστολος Βακαλόπουλος. – Θεσσαλονίκη :Βάνιας, 2005. – 486 σ.
  5. Πλασκοβίτης Σπύρος. Το φράγμα / Σπύρος Πλασκοβίτης. – Αθήνα: Κέδρος, 1987. – 280 σ.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.