Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 апреля 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вальдес-Вальдес Н. ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(19). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(19).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ

Вальдес-Вальдес Натали

магистрант, кафедра специального фортепиано, Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова,

РФ, г. Казань

Алемдар Сабитович Караманов – крымский, российский композитор, основоположник уникального направления «религия в симфонизме». Непризнанный при жизни, он по праву считается сегодня одним из крупнейших композиторов современности. Его наследие масштабно и включает двадцать четыре симфонии (включая симфонические циклы «Совершишася» и «Бысть»), вокально-симфонические произведения («Stabat Mater», «Реквием» и др.), два балета, увертюры, три фортепианных и два скрипичных концерта, концерт для трубы и джаз-оркестра, камерно-инструментальные, вокальные и хоровые сочинения, музыку к гимну Республики Крым. Произведения Караманова звучали в исполнении таких выдающихся музыкантов, как Владимир Федосеев, Владимир Ашкенази, Антонио де Альмейда и других.

Процесс формирования самобытного композиторского стиля Караманова был сложным: на определенных этапах творчества композитор испытывал влияние выдающихся композиторов прошлого и современников, культуры разных народов и религиозных концепций.

Жанр фортепианного концерта занимает важное место в творчестве Караманова, отражая эволюцию его стиля, изменение жизненных, творческих концепций, видения формы и восприятия самого инструмента.

В трех концертах для фортепиано с оркестром проявляются основополагающие черты стиля композитора: импровизационность и вариационность воплощают идею «инструментальной концертности»; идея «целостности» реализуется в общности концертного, камерного и симфонического жанров. Все три фортепианных концерта уникальны по замыслу, но все тяготеют к «поэмности», в том числе, и Третий концерт «Ave Maria», на первый взгляд кажущийся трехчастным.

Для Караманова фортепианный концерт был «симфоничен по природе», а его форма подчиняется определенной симфонической концепции, индивидуальной в каждом концерте.

В фортепианных концертах присутствует виртуозное начало, однако оно не является самоцелью либо главенствующим. Караманову были чужды «показательная техника» и пафосность традиционных моделей фортепианного концерта, за которыми, по ироническому замечанию А. Шнитке, стоят некие «штампы»: «романтически-приподнятый»; «элегически-академический»; «объективная (этюдная) музыка». Жанр фортепианного концерта был для композитора способом своеобразного «общения» с широкой аудиторией. В центре внимания в его концертах находится мастерство солиста, не столько техническое, сколько эмоциональное, музыкантское, оттеняемое оркестром, который предстает одновременно как соперник и партнер.

Первый фортепианный концерт, написанный в 1958 году, – образец раннего творчества Караманова. В целом для концерта характерна опора на стилистические средства С. Рахманинова и С. Прокофьева. Тонально-гармонический план сочинения еще находится в рамках «классической» системы, отражая лишь небольшое влияние «модернизированной» гармонии. Автор демонстрирует «игру стилей», которая является проявлением развивавшегося композиторского таланта, ярких художественных впечатлений Караманова.

Концерт одночастен, по форме представляет собой сонатное Allegro, включающее в себя скерцо вместо разработки и медленную каденцию. Как раз она, мрачная и контрастная радостному образу остального музыкального материала, и является кульминацией. Однако эта «страшная» музыка пока не имеет глубокого подтекста, это всего лишь проба, одна из своеобразных «музыкальных масок» Караманова.

Сам композитор мыслил концерт как классический по форме, и действительно, он представляет собой одночастное поэмное сочинение (подобные образцы присутствуют у Листа). Однако вместе с этим Первый концерт как бы пародирует классику, это своеобразный эксперимент композитора в трех стилях – романтическом поэмно-симфоническом стиле, стиле русского симфонизма и импрессионистическом стиля.

В партии фортепиано дважды проводится мелодия - «монопопевка». В дальнейшем принцип «монопопевочности» станет одним из основополагающих в зрелом творчестве Караманова, в его симфонических произведениях и позднем, Третьем концерте. В каденции солиста фактура, динамика и образность преувеличена, но воспринимается этот образ отнюдь не как драматический, трагический пафос, а как нечто «искусственное», «игровое».

Заголовок «Юношеский», данный Карамановым концерту, вполне соответствует его образам и содержанию. Четыре раздела олицетворяют «маски-образы». На первый план выходят не образное содержание и глубина, а моделирование конкретных состояний, своеобразная игра «музыкальных масок».

Однако, многие фактурные и гармонические формулы «Юношеского» Концерта станут типичными для фортепианного письма Караманова и найдут отражение в его двух зрелых концертах – Втором, также одночастном, и, особенно, в Третьем концерте «Ave Maria».

Второй фортепианный концерт написан Карамановым в 1961 году, в  «рубежный» период его творчества. В это время композитор отходит от неоклассики и подражания великим предшественникам, увлекаясь музыкальным авангардом. Поэтому в данном концерте сочетаются черты раннего и авангардного стилей композитора. В концерте угадывается влияние творчества С. Рахманинова (Караманов использует тему «Dies Irae»), С. Прокофьева (принцип «кинематографичной смены образов»), П. Чайковского, А. Скрябина, К. Дебюсси, Дж. Гершвина.

В концерте композитор обращается к глубокой теме, волнующей человечество, - противопоставление мира человеческих чувств и рока, зла, которое приводит к крушению всего.

Второй концерт, как и Первый концерт, одночастный, реализующий принцип поэмности. В нем проявляются неповторимость и свобода выражения замысла автора, которая подчас игнорирует рамки классических форм. Однако, в отличие от Первого концерта, здесь нет юношеских, в некотором плане, «искусственных» образов-«масок».

Музыкальный стиль концерта более зрелый, что отражается в образном содержании, способах музыкального выражения, фактуре и т.д.

Принцип строения концерта и развития тематизма существенно отличается от Первого концерта. Автор все еще применяет контрастное сопоставление тем, однако это появляется лишь эпизодически и не характеризует форму в целом. В концерте можно отследить разработочный отдел, видоизменение основных тем по мере развития произведения.

Наряду с этим, в концерте присутствуют сформированные черты индивидуального стиля композитора, особые приемы музыкального и гармонического языка, которые будут присутствовать в произведениях последующих периодов его творчества.

Третий фортепианный концерт «Ave Maria» написан на «религиозном» этапе творческого пути, когда композитор изучает мировые религии, находит близкие себе концепции и идеи, творит, как он сам говорил, «во славу Божию».

Концерт посвящен Богородице, включает три части, которые объединены на основе монотематизма и выступают частями своеобразного иконописного триптиха, где I часть (Allegretto) – «Благовещение», II часть (Largo) – «Мадонна с младенцем», III часть (Andantino/Allegretto) – «Распятие».

В сюжетно-драматургическом плане концерт представляет собой светлую мистерию из ряда эпизодов, воплощающих переживаемый в музыке диалог архангела Гавриила и Марии, где кульминация сменяется просветленным завершением, передающим настроение Богородицы: «Да будет Мне по слову твоему».

Концерт написан для фортепиано и тройного состава симфонического оркестра. Музыкальный язык концерта связан с использованием «расширенной диатоники», смешением ладов, полигармоническими наслоениями. Важнейшими семантически значимыми мелодическими элементами концерта являются: тема трубы, которая отражает ладовую, интонационную и тембровую «парадигму» концерта; крестообразные интонации, имеющие символическое значение, подобно «теме креста» у Баха.

Фортепианный концерт является одним из важнейших и показательных жанров в контексте стилевой эволюции творчества Алемдара Караманова. Именно в этом жанре представляется возможным отследить основные черты музыкального языка автора, их изменение, выделить концепции, как претерпевшие изменения, так и являющиеся ключевыми для всего творчества. Жанр концерта ярко отражает внутренние, личностные изменения самого автора и их влияния на его музыку. Композитор руководствуется своим собственным стилем, накладывая его на традиционные основы жанра фортепианного концерта. Именно это сочетание рождает индивидуальное, уникальное прочтение этого жанра Карамановым.

 

Список литературы:

  1. Алемдар Караманов. Как живой с живыми говоря / Сост. С.С. Крылатова. – М: Научно-издательский центр «Академика», 2013. – 408 с.
  2. Холопов Ю.Н. Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов // Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания статьи, беседы, исследования, радиопередачи / Ред.-сост. С.С. Крылатова. – М.: Классика-XXI, 2005. – С. 76-95.
  3. Шнитке А. В поисках своего пути // Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания статьи, беседы, исследования, радиопередачи / Ред.-сост. С.С. Крылатова. – М.: Классика-XXI, 2005. – С. 29-33.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.