Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 февраля 2017 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / ИЛЛЮСТРАТОР: К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «МИНУСА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Профессиональный музыкант и даже любитель при желании в настоящее время может найти в сети Internrt любой «минус» популярных сочинений: от Антонио Вивальди до Селин Дион. Почти весь репертуар музыкальных школ состоит из произведений академической музыки и не всегда широко известных композиций. Но найти аккомпанемент ко многим классическим произведениям, а тем более переложения для различных инструментов произведений композиторов-классиков, таких как И.С. Бах, Ф. Шуберт, Д. Шостакович практически невозможно.
Цель данной статьи – обобщить опыт работы по созданию виртуальных композиций (минусов) в помощь обучающимся на базе ДМШ №4 г. Красноярска[1].
Специфика преподавания в музыкальной школе требует проводить урок по специальному инструменту два раза в неделю, один из которых проходит с концертмейстером. Такие занятия необходимы, так как развивают гармонический слух, формируют навык коллективного музицирования (исполнение в коллективе), а также навык слушать не только себя, но и другого исполнителя [1, 2].
В музыкальных школах с обучающимися по специальности фортепиано на уроках аккомпанемента присутствует всегда иллюстратор, исполняющий самостоятельную партию. К сожалению, за урок можно не успеть отрепетировать все необходимое, поэтому обучающиеся занимаются дома, готовясь к последующим урокам.
Для полноценных занятий дома необходимы специально подготовленные звукорежиссером записи (минусы аккомпанемента или сольных партий иллюстраторов), чтобы ученик мог воссоздать дома ситуацию урока.
Домашние занятия с виртуальным концертмейстером / иллюстратором могут способствовать успешному формированию перечисленных ранее навыков. Кроме того они позволят избежать так называемого человеческого фактора[2]. На уроках с концертмейстером / иллюстратором обучающиеся часто исполняют музыкальное произведение ускоряя или замедляя, не придерживаясь необходимого темпа. Из-за ошибок ученика в нотном тексте концертмейстеру / иллюстратору так же приходится останавливаться и начинать с ближайшего или же удобного для начала исполнения места. В результате возникает музыкальный текст, «искаженный» не по вине концертмейстера / иллюстратора.
Аудиозапись звучит непрерывно и не будет «подстраиваться» под неверное исполнение, не позволяя полностью воссоздавать реальную ситуацию урока с ошибками в нотном тексте, что вынуждает обучающегося стараться сохранять один и тот же темп, избегать неточностей на протяжении всего исполняемого произведения.
В настоящее время редкие минусы классических произведений не соответствуют требованиям, предъявляемым к виртуальному концертмейстеру / иллюстратору; таких записей практически нет, а, значит, необходимо их создать.
Для записи такого «минуса» понадобится оборудованная студия звукозаписи, концертмейстер или иллюстратор, исполняющий произведение, которое разбирает ученик в данный момент. В идеале такая студия должна быть разделена на две части: помещение звукозаписи и отдельно оборудованная контрольная комната.
Помещение звукозаписи должно быть отделано звукоизоляционным материалом, необходим настроенный рояль, специальные микрофоны для записи инструментальной музыки, стойки для микрофонов, коммутационные провода и другое полезное оснащение.
Контрольная комната так же должна быть соответственно оборудована: в первую очередь двойным стеклом с воздушным пространством между стеклами (для визуального контакта с исполнителем), портативным компьютером с установленным необходимым программным обеспечением, микшерным пультом, акустической системой мониторинга, оборудованием эффектов и обработки звука, коммутационными проводами и другим полезным оснащением [3].
К сожалению, в условиях детской музыкальной школы такую студию оборудовать невозможно, поэтому приходится прибегать к более простым вариантам. Например, в моем распоряжении находилось помещение, в котором имелся портативный компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, микшерный пульт, акустическая система мониторинга, конденсаторный студийный микрофон, стойки для микрофонов, коммутационные провода, midi клавиатура, но не хватало многих важных условий и части оборудования, необходимого в идеале.
Для создания минуса концертмейстер / иллюстратор приглашается в помещение, выполняющее временно роль студии звукозаписи. Исполняемая партия записывается с помощью оборудования, находящегося в данный момент в распоряжении звукорежиссера для записи нужного инструмента. После чего идет процесс обработки полученного аудиоматериала. Например: наложение эффекта реверберации, дополнительная «вставка» звучания метронома в начале трека и удаление попавших в процессе записи шумов.
Далее аудиозапись переконвектируется в формат MP3. Законченный аудио-файл отдается ученику, который в дальнейшем будет заниматься с ним дома. Данная форма домашних занятий с имитацией концертмейстера / иллюстратора не только полезна и актуальна в нынешнее время, но и интересна самим учащимся.
Ниже приводится список выполненных автором статьи аудиозаписей в помощь обучающимся по специальности «кларнет» и по дисциплине «аккомпанемент» в классе фортепиано.
«Виртуальный концертмейстер» (фортепианная партия для солиста-кларнетиста):
- Р. Вагнер. Адажио (5 класс).
- Ч. Пешетти. Престо (5 класс).
- В. Гамалий. Концертное интермеццо (7 класс).
- Ю. Савалов. Колыбельная (1 класс)
Исполнители: Поляков А.П. (№1 – 3), Мельникова Т.Г. (№4).
«Виртуальный иллюстратор» (дисциплина «аккомпанемент», партия солиста – виолончель):
- О. Евлахов - Романс
- Ж. Рамо - Сельский танец
Исполнитель: Шилина Е.Ф.
Список литературы:
- Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48.
- Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. - Л.: Музыка, 1972. – 81 с.
- Севашко А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм: профессиональное руководство. – М. : Альтекс, : Издательский дом "Додэка-XXI", 2007. – 432 с.
[1] От возникновения замысла до его реализации автору статьи потребовался 1 год (2014 – 2015 у.г.). Автор статьи является преподавателем по классу кларнета ДМШ №4 и студентом-звукорежиссером заочной формы обучения КГИИ.
[2] Под человеческим фактором, как правило, подразумеваются конкретные ситуации, приводящие к нежелательному результату.
отправлен участнику
Оставить комментарий