Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Физическая культура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КРАСОТА НЕ В ТРАВМАХ, КРАСОТА В ЗДОРОВЬЕ
В последнее время мода на художественную гимнастику возросла. В России художественная гимнастика считается самым популярным видом спорта. На летних олимпийских играх большинство чемпионок и призёров по художественной гимнастике – российские спортсменки: Юлия Барсукова (2000г), Алина Кабаева (2004г), Евгения Канаева (2008, 2012г), Маргарита Мамун (2016г). Спорт, бесспорно, связан с риском, временами даже с несомненной опасностью (здесь можно вспомнить выступление с булавами астраханской гимнастки Екатерины Донич) и, конечно же, большим физическим усилием. Именно поэтому без травм, к сожалению, никак не обходится. Имеется даже специфическая отрасль медицины, именуемая спортивной медициной. В ее статистике можно увидеть страшный факт, который гласит, что нет такого вида спорта, который обходился бы без травм, растяжений или ушибов, но одно из самых первых мест в этой печальной статистике занимает художественная гимнастика.
Несомненно, художественная гимнастика - весьма выразительный и очень распространенный вид спорта, многие родители девочек отдают свое предпочтение именно этому виду спорта. И это достаточно предсказуемо, ведь купальники для художественной гимнастики - такие дивные, все в блестках и в стразах, музыка в художественной гимнастике - эффектная и, гимнастки - неотразимые, изящны и подтянутые. Но родители не задумываются, какой ценой эта красота дается. И что такое художественная гимнастика, и какие бывают травмы в результате усердных тренировок? Такими вопросами мало кто задается.
Художественная гимнастика — это вид спорта, включающий в себя выполнение под музыкальное сопровождение (Раньше выступали под пианино . Теперь используются фонограммы. Выбор музыки зависит исключительно от желаний гимнастки и тренера) различных гимнастических и танцевальных элементов без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Так же художественную гимнастику можно охарактеризовать как вид спорта, который предъявляет повышенные требования к здоровью спортсмена, предполагает наличие высоких компенсаторных возможностей его организма, а также требует строгого соблюдения техники безопасности при выполнении базовых элементов и комплексных упражнений.
Для этого вида спорта характерны хронические травмы, что связано с постоянными и усиленными нагрузками на определённые анатомические структуры, во время которых компенсаторные возможности организма иссякают. В результате неоднократного повторения одних и тех же упражнений, превозмогая боль, в организме спортсменки развиваются необратимые изменения на морфологическом уровне, которые в последствие трансформируются в функциональные проблемы.
Значительный уровень травматизма напрямую связан с такими особенностями данного вида, как развитие прыгучести, гибкости и вращательной подготовкой. Со стороны это очень яркие элементы, выполняемые гимнастками с такой необыкновенной легкостью, что никто особо и не размышляет над тем, какая была проделана утомительная, механическая и, самое главное, долгая работа по достижению безусловной свободы гимнастического движения.
Для предотвращения травм во время тренировочного процесса применяют следующие приемы:
- прогибания и глубокие наклоны, разнообразные повороты и вращения при подготовке межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке;
- подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти для подготовки лучезапястного сустава;
- упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для формирования мышц, фиксирующих лучезапястный сустав;
- вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с применением гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов;
- вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах, балансирование на разнообразных опорах и прочие упражнений при подготовке голеностопного сустава.
При отсутствии на тренировках подготовительных упражнений очень вероятны повреждения кожи ладоней, мозоли, растяжения связок, трещины, ушибы, вывихи, переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков и прочее.
Чтобы выяснить самые распространенные травмы у гимнасток, я провела социологический опрос среди астраханских спортсменок в количестве 100 человек, возраст участниц составил 12-16.
Первый вопрос: Были ли травмы во время тренировок?
Рисунок 1 "Наличие травм"
Как видно из диаграммы, все участницы опроса получали какие-либо травмы. Этот факт невольно заставляет задуматься, что важнее эстетичная красота и пластика движений или все-таки здоровье?
Второй вопрос: Самые распространенные травмы?
Рисунок 2 "Самые распространенные травмы в художественной гимнастике"
Для предотвращения или сокращения травм такого рода (даже при соблюдении абсолютно всех правил никто не дает 100% гарантии) рекомендуется повысить спортсмену ежесуточное время растяжки. Хорошо подготовленные мышцы меньше подвержены травмированию даже в тех случаях, когда гимнастка произвела неуклюжее движение.
Третий вопрос: Часто возникают травмы коленных суставов?
Рисунок 3 "Наличие травм коленных суставов"
Травмы коленных суставов связаны, в первую очередь, с прыжками у спортсменок. Демонстрация огромной силы, доступной в первую очередь мужчинам-танцорам (например, в армянском народном танце встречается эффектное приземление на колени), становится нормой почти для всех гимнасток. Однако не стоит забывать, что подобная прыгучесть – это дар далеко не каждой девочки. И если Евгения Канаева выполняла этот элемент с абсолютной легкостью, то это не значит, что такая же легкость свойственна и всем остальным гимнасткам.
Кроме этого, травмы коленных суставов возникают при выполнении такого элемента, как «гран батман жете». Высокая перегрузка на колено, появляющаяся при приземлении с этого элемента на ногу, приводит к классической ситуации травмы ПКС. Спортсмены, которые получают такую травму, делают операцию, и далеко не все вследствие этого могут продолжать карьеру.
Рисунок 4 "Коленный сустав"
Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки в момент прыжка и сведения к минимуму вращательных элементов после его исполнения.
Четвертый вопрос: насколько часто у вас возникают боли в спине? И есть ли уже какие-либо заболевания связанные с позвоночником?
Рисунок 5 "Травмы позвоночника у гимнасток"
Так же не стоит забывать о проблемах со спиной у гимнасток. Это одна из самых частых жалоб. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.
Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неправильном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.
У художественных гимнасток уже в 6-9 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) – из-за непомерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.
Рисунок 6 " Спондилиоз с последующим спондилолистезом"
Появление травм у юных гимнасток должно стать причиной тщательного изучения состояния здоровья ребёнка, выявления противопоказаний к занятиям художественной гимнастикой. Очень важно, чтобы на период реабилитации было выделено достаточно времени, а возобновление тренировочного процесса возникало в бассейне, и только после достижения наибольшей тренировочной нагрузки в воде занятия проводились в зале с соответствующим понижением уровня нагрузок и постепенным последующим их нарастанием.
Список литературы:
- Журнал «Мир Художественной гимнастики» - Выпуск за февраль 2005г
- Книга «Упражнения художественной гимнастики» (Д. П. Мавромати)
дипломов
Оставить комментарий