Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
Философские и эстетические взгляды А.Жоливе в его циклах для флейты соло
Андре Жоливе является знаковой фигурой в музыке ХХ века, внесшей неоценимый вклад в искусство Европы. Его наследие составляет около 200 сочинений самых разнообразных жанров. В своем творчестве Жоливе синтезировал классическую школу музыкального письма с неевропейскими музыкальными системами, создав, таким образом, собственный неповторимый стиль. Он постоянно находился в поисках нестандартных тембровых сочетаний, новых ритмических и синтаксических элементов развития музыкального материала. Жоливе говорил, что стремится «быть настоящим универсальным человеком, человеком космоса». Данное стремление обусловило восприятие композитором музыки как волшебной силы, оказывающей магическое воздействие на людей. [3, с. 1]
Среди других инструментов особое внимание Жоливе уделял флейте, обладающей всевозможными разновидностями и прототипами в древнейших культурах, а также находящей свое применение в ритуалах и обрядах и по сей день. Кроме того, значение флейты объясняется также тем, что именно этот инструмент «оживает» благодаря дыханию, исходящему изнутри исполнителя, он «разговаривает», взаимодействует с окружающим миром. Жоливе верил, что подобный диалог понятен не только людям, но и высшим силам. Стоит отметить, что одной из главнейших идей в творчестве композитора было создание универсального языка, позволяющего людям осуществлять общение посредством музыки. [1, с. 180]
Жоливе был создан ряд произведений, отличающихся жанровым разнообразием, как для флейты соло, так и в составе ансамблей. Среди них сочинения, получившие широкое распространение среди исполнителей-флейтистов, такие как «Песнь Линоса» (1944), существующая в двух транскрипциях (для флейты и фортепиано или флейты, струнного трио и арфы), Концерт для флейты и струнного оркестра (1949), «Cabrioles» для флейты и фортепиано (1953), Соната для флейты и фортепиано (1958), а также два цикла для флейты соло: «Пять заклинаний» (1936) и «Asceses» (1967).
Цикл «Пять заклинаний» занимает особое место в творчестве композитора. Цикл стал продолжением магической темы в музыке Жоливе раннего периода после своего знаменитого предшественника - цикла «Мана» (1935) для фортепиано. «Пять заклинаний» были исполнены в 1936 году Жан-Пьером Рампалем и записаны им же на грампластинку, вызвав к себе большой интерес современников. [2, с. 68-69]
Исследователями было отмечено сходство «Пяти заклинаний» с другой, более поздней работой композитора - «Ascèses» для флейты соло. Монофоническое произведение без аккомпанемента знаменует возвращение Жоливе к средствам обращения к слушателю, использованных им тридцать лет назад. Создание произведений для инструмента соло Жоливе рассматривал как глубочайшее проникновение в его выразительные возможности и создание на этой основе высочайшего духовного состояния, раскрепощенного самосозерцания, размышления. На протяжении нескольких десятилетий после создания цикла «Пять заклинаний», написанного в 1936 году, и одиночного «Заклинания» для флейты соло 1937 года Жоливе не создавал музыку для не сопровождаемого монофонического инструмента. Настолько длительный перерыв привлекает особенное внимание к значимости циклов среди остальных сочинений Жоливе для флейты.
«Ascèses», датированный 1967 годом, занимает важное место среди поздних работ Жоливе, так как многие признаки указывают на то, что цикл стал убедительным воплощением основных убеждений и идеалов в последнюю декаду его жизни. Важность связи «Заклинаний» с «Ascèses» заключается в том, как сам Жоливе позиционировал «Заклинания» - образцовым утверждением собственной ранней музыкальной эстетики.
Связь между философией и музыкой Жоливе, а также убеждение, что философские идеи были центральными в его работе в качестве композитора, впервые были объяснены в знаменитой статье 1946 года «Reponse a une enquete: Andre Jolivet, ou la magie experimentale» («Ответ на опрос: Андре Жоливе или экспериментальная магия»). В этой статье Жоливе и многих других французских композиторов просили объяснить «каноны» их музыкальной эстетики. Жоливе ответил, что ясно представлял себе каноны собственной музыкальной эстетики, начиная с 1935 года: во-первых, утверждая философскую идею о том, чтобы «...возвратить музыке ее древнее и первоначальное значение, когда она была магическим и заклинательным выражением религиозности человеческих сообществ»; а во-вторых, делать это с помощью музыки, которую он создавал, ссылаясь при этом на «Мана» (1935), «Danse incantatoire» (1936) и «Пять заклинаний» (1936), а также на «Пять ритуальных танцев» (1938). В статье Жоливе четко обозначил собственные музыкальные принципы как существующие с точки зрения двух граней - абстрактной интеллектуальной идеи («почему») и конкретной реализации данной идеи («что»). [4, с. 8-9] В поздних сочинениях композитора 60-х годов взаимоотношение этих двух элементов в его композиторской работе остается неизменным вплоть до конца его жизни. Жоливе никогда не обсуждал композиционную технику без обозначения роли и цели музыкальной экспрессии; более того, он обращал больше внимания на то, что находится за пределами композиционной практики. Таким образом, «что» значительно усиливается пониманием лежащих в основе философских влияний - «почему».
«Пять заклинаний» были идентифицированы самим Жоливе как яркое выражение самой сути его музыкальных принципов и оставались единственной существенной работой для монофонического инструмента в списке произведений Жоливе до 1960-х. «Ascèses» получают особое значение, учитывая тот факт, что, кроме «Пяти заклинаний», среди его работ для духовых инструментов без аккомпанемента больше не найдется других подобных сочинений.
Каждая из частей «Ascèses» отмечена небольшой цитатой, отражающей основную идею части и являющейся напоминанием об описательных названиях каждого из «Заклинаний». Конструкция «Ascèses» и использование цитат устанавливают явную связь с ранними произведениями для флейты соло, утверждая личные убеждения композитора, став объявлением его идеалов на закате карьеры.
Оба цикла отмечены и другими сходствами, включая количество частей в каждой работе и текстовую ассоциацию с каждой частью. Во всех Заклинаниях текст принимает форму заглавия, предельно конкретно проясняющая слушателю желаемый эффект каждого заклинания, либо молитвы, будь то достижение мирных переговоров, или рождение сына. В конце каждой из частей «Ascèses» композитор предлагает текст, принимающий вид цитаты. Так же, как и названия Заклинаний, они подразумевают духовный контекст - одна цитата обращается к богам, другая заимствована из католической теологии (Тейяр де Шарден). Само название цикла, «Аскетизмы», увеличивает духовный смысл. Несмотря на то, что в русском языке обычно употребляется прилагательное «аскетичный», название может быть интерпретировано как отсылка к некоторым ограничениям, практикуемым с целью усиления восприятия человеком божественного начала - другими словами, духовные практики.
Учитывая тот факт, что «Пять заклинаний» были идентифицированы самим Жоливе как объявление его наиболее важных принципов, цикл «Ascèses» может быть также позиционирован как немаловажный спутник Заклинаний, а также может быть интерпретирован в качестве манифеста его идеалов так же, как и «Пять заклинаний» тридцать лет назад.
Таким образом, оба цикла являют собой пример обращения к архаичным неевропейским истокам, становятся попыткой воссоздать первозданную магическую силу музыки и разгадать связь с Космосом, создаваемую посредством древнего ритуала, через призму собственных философских взглядов и композиторских принципов. Текст, применяемый в циклах, будь то заголовки пьес в «Пяти Заклинаниях» или цитаты в «Ascèses», усиливает желаемый эффект, направляя мысли слушателя в задуманное композитором русло. В обоих циклах ярко проявляются пристрастия Жоливе к ритуально-заклинательной музыке и основные эстетические принципы, заключающиеся в придании музыке ее первозданного предназначения посредством собственных сочинений. В то же время произведения Жоливе не воссоздают в точности ритуальную или обрядовую музыку, а являются вариацией на стиль, по-своему интерпретированный композитором в стремлениях воплотить человеческое естество в его первородности.
Список литературы:
- Меньшенина Е. Неизвестное творчество известного композитора А.Жоливе // Музыкальная академия. - 2012. - №4. - 178-181.
- Мутузкин И. Экспериментальная флейта в музыке ХХ века (на примере произведений зарубежных композиторов для флейты соло): дис. канд. искусствовед. - Нижний Новгород, 2009. - С. 62-69.
- Тразанова Э., Некоторые музыкально-стилистические особенности раннего творчества А. Жоливе (на примере цикла «Пять заклинаний» для флейты соло) // Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура: сб. ст. Двенадцатой Всероссийской конф. - Саратов, 2013. - С. 1-3.
- Michelle A. Cheramy. Dwelling in the Secret: Andre Jolivet’s Asceses in the Context of his Life and Philosophy: дис. докт. муз. иск. - Хьюстон, 2005. - С. 7-10.
дипломов
Оставить комментарий