Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Епифанцева М.В. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С УГРОЗОЙ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 21.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С УГРОЗОЙ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Епифанцева Милия Владимировна

студент, кафедра медицинской психологии и психотерапии СамГМУ, г. Самара

Дейнека Наталья Владимировна

научный руководитель,

канд. мед. наук, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии СамГМУ, г. Самара

Проблема материнства является междисциплинарной областью исследования и изучается в русле медицины, психологии, социологии, культурологи и физиологии. Беременность в психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины подготавливающий ее к дальнейшему выполнению материнских функций в постнатальном периоде, т.е. этап психологической подготовки к материнству [2]. При этом данный этап рассматривается как критический, кризисный период жизни женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации [5].

Актуальность проблемы навынашивания беременности определяется ее стабильной         и достаточно высокой частотой. Согласно официальным данным статистики частота невынашивания беременности составляет 15-30% всех зафиксированных беременностей, в свою очередь диагноз «угроза прерывания беременности» ставится каждой второй беременной женщине. Полагают, что в статистику не входит большое число прерываний в очень ранние сроки.

Одной из важных задач многих исследований в современной психологической науке является изучение психологического статуса женщины в период беременности. Современные исследования в области медицинской и перинатальной психологии устанавливают взаимосвязи между психологическими процессами, сопровождающими физиологические изменения в организме беременной женщины [3]. В период беременности происходят как физиологические изменения, так и изменения психоэмоционального состояния женщины, при этом психологические аспекты протекания беременности в данном случае остаются малоизученными [4].

В связи с актуальностью проблемы было предпринято данное исследование на базе Перинатального центра Самарской областной клинической больницы им В.Д. Середавина по изучению психоэмоциональных и индивидуально-характерологических характеристик женщин с угрозой прерывания беременности с целью оптимизации их лечения в структуре комплексного медико-психологического подхода, осуществляемого совместно лечащим врачом, психологом и психотерапевтом [1]. В исследовании принимали участие 43 женщины с угрозой прерывания беременности, 23 из которых составили экспериментальную группу, находящиеся на стационарном лечении, на сроках от 22 – 28 недель, в возрасте от 20-35 лет.

Объектом нашего исследования выступают психологические особенности беременных женщин.

Предмет исследования: психоэмоциональные и индивидуально – характерологические особенности, характерные для беременных с угрозой прерывания беременности.

Гипотеза исследования: женщины с угрозой прерывания беременности нуждаются в психологической коррекции эмоционального состояния, типа отношения к беременности и неконструктивных форм поведения.

Задачи исследования:

1. Исследование индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния женщин с угрозой прерывания беременности.

2. Определение ценностных ориентаций и актуальных потребностей женщин с угрозой прерывания беременности.

3. Определение типа отношения к беременности и самовосприятия женщин с угрозой прерывания беременности.

4. Определение основных направлений психокоррекционного воздействия и составление программы психокоррекции.

5. Проведение психокоррекционных воздействий и оценка эффективности проведенных мероприятий.

Методы исследования: Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттела, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарсуса опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича, Тематический апперцептивный тест Г.Мюррея, метод парных сравнений В.В. Скворцова, «Тест отношение беременной» И.В. Добрякова, рисунок «Я и мой ребенок».

Выявлено, что среди личностных особенностей беременных женщин с угрозой прерывания преобладают следующие: замкнутость, склонность к ригидности, сдержанности (50%); доминантность, проявляющаяся в независимости, самостоятельности, агрессивности и иногда конфликтности (65%); осторожность и эгоцентричность, настороженность по отношению к людям, стремление возложить ответственность на окружающих (70%); тревожность, неуверенность в себе, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины (60%), при этом большинству свойственен высокий самоконтроль эмоций и поведения (75%). Женщины не имеющие осложнений в беременности отличаются общительностью, внимательностью к людям, доверчивостью (60%), эмоционально устойчивы, выдержаны, спокойны (45%), жизнерадостны и энергичны, имеют низкие показатели тревожности (55%), при этом мягкосердечны, имеют стремление к покровительству, способны к эмпатии и пониманию, терпимы к себе и окружающим (70%), самостоятельны, находчивы (50%), самолюбивы, имеют тенденцию к самоконтролю, доминированию, целенаправленны (50%).

Получен высокой процент женщин отдающих предпочтение копинг-стратегиям «Дистанцирование» (34%) и «Бегство-избегание» (39%). Данные стратегии рассматриваются как неадаптивные и проявляются в попытках преодоления негативных переживаний, связанных с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, а так же реагировании по типу уклонения, отрицание, игнорирование проблемы. При этом 60% женщин, составивших контрольную группу и не имеющих осложнений в беременности, используют адаптивную копинг-стратегию «Планирование решения проблемы». Она предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, планирования действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и допустимых ресурсов. Примечательно, что копинг-стратегия «Принятие ответственности», проявляющаяся в признании субъектом своей роли в возникновении проблемы, в большинстве игнорируется женщинами обеих групп.

Исследование ценностных ориентаций показало, что беременные с угрозой прерывания отдают предпочтение терминальным конкретным ценностям личной жизни (76%) и инструментальным ценностям общения и конформистским (83%). Женщинам не имеющим осложнений в беременности свойственны терминальные ценности личной жизни и профессиональной самореализации в равной степени и инструментальные ценности общения и принятия других.

Выявлено, что преобладающим типом психологического компонента гестационной доминанты является смешанный (52% женщин), где ни один из типов нельзя считать преобладающим, это говорит о недостаточной сформированности механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщин при возникновении беременности, меняющих отношения беременной к себе и окружающим, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка. Женщины без осложнений беременности (65%) относятся к своей беременности ответственно, но без лишней тревоги, оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Полученные данные методики «Парные сравнения» позволяют сделать вывод, что основная часть обследуемых беременных женщин имеют неудовлетворенные потребности в самовыражении (39%) и безопасности (30%), при этом субъективно выставляют на первый план потребности в безопасности (51%) и материальные (43%). Результаты исследования женщин, составивших контрольную группу, распределились таким образом, что 40% женщин имеют неудовлетворенные потребности в самовыражении, 25% - в безопасности, однако на первый план в данной группе выходят потребности в признании (60%).

Результаты рисуночного теста «Я и мой ребенок» позволяют распределить женщин на четыре типа отношения к ситуации беременности – благоприятная ситуация для будущего материнства, незначительные симптомы тревоги и неуверенности, тревога и неуверенность в себе, конфликт с беременностью. У женщин с угрозой прерывания беременности преобладают такие отношения к беременности как тревога неуверенность в себе как в матери (43%) и конфликт с ситуацией материнства (34%), благоприятная ситуация для будущего материнства отмечается к 13% женщин. Женщинам, чья беременность протекает без осложнений, свойственны такие отношения как благоприятная ситуация (40%) и незначительные симптомы тревоги и неуверенности (40%), конфликта с беременностью в данной группе не обнаружено, тревога и неуверенность в себе как в матери отмечается у 20% женщин.

По результатам тематического апперцептивного теста у 65% женщин с угрозой прерывания беременности отмечена повышенная продуктивность работы, позитивно зависящая от значимости сферы и интенсивности эмоциональных реакций, последние в свою очередь преимущественно устойчиво отрицательны (65%). Наиболее легко проекцируются отрицательные эмоции (86%), 60% обследуемым женщинам свойственна пониженная самооценка. Часто встречаются конфликты в семейной (82%) и интимной (69%) сферах, как правило не имеющие разрешения, что указывают на несформированную сферу планирования, при этом показатель конфликтности у большинства превышает 50%, что свидетельствует о повышенном уровне проблемности. в стрессовой ситуации характерны реакции по типу торможения (47%). Результаты исследования потребностной сферы распределились следующим образом: 69 % женщин испытывают потребность в понимании, 41% -  в защите, 39 % женщин – в аффилиации, 34% обследуемых – в достижении. Женщинам без осложнений беременности так же свойственна повышенная продуктивность работы (50%), при этом она не зависит от значимости сферы, но позитивно зависит от интенсивности положительных эмоций (90%). Повышенная интенсивность эмоциональных реакций свойственна 85% женщин, в данном случае одинаково легко проецируются как отрицательные, так и положительные эмоции. Самооценка женщин в 45% случаев является нормальной, 25% женщин свойственна неустойчивая самооценка, 5% женщин имеют устойчиво пониженную самооценку, 15% - устойчиво завышенную. Преимущественно конфликтными сферами являются семейная и интимная (55% и 45% соответственно), при этом женщины с неотягощенной беременностью находят конфликты в социальной (40%) и профессиональной (30%) сферах, в 80% случаев конфликты имеют разрешение, что свидетельствует о хорошей сформированности планирования, в стрессовой ситуации характерны реакции по типу мобилизации (40%). Женщины контрольной группы акцентируют внимание на таких потребностях как защита (55%), достижение (45%), аффилиация (45%), зависимость (40%), привлечение внимания (40%).

Таким образом, выявлено, что для женщин с угрозой прерывания беременности характерно: эмоциональная неустойчивость, авторитарность, конфликтность, дезадаптивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях, доминирование потребностей в безопасности и самовыражении. Осложнения беременности в свою очередь способствуют возрастанию неуверенности в себе и неудовлетворенностью собой, что приводит к формированию неадекватного типа отношения к беременности. Выявленные особенности подчеркивают необходимость оказания психологической помощи женщинам с угрозой прерывания беременности, основными направлениями которой являются: коррекция эмоционального состояния, типа отношения к беременности, неконструктивных форм поведения.

 

Список литературы:

  1. Блох М.Е., Добряков И.В. Психологическая помощь в комплексном подходе к решению проблем репродуктивного здоровья // Журнал акушерства и женских болезней. – 2013. – №3. – С. 16 – 19.
  2. Добряков И.В. Перинатальная психология. — СПб.: Питер, 2014. 272 с.
  3. Захарова Г.А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007.
  4. Филиппова Г.Г. Нарушение репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. – 2003. – № 4–5. – С. 83–108.
  5. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий