Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА
Актуализируя проблему эстетизации педагогической деятельности с помощью метода историко-ретроспективного анализа, фрагментарно используем метод этнографической экспедиции, так как известно, что в педагогическом процессе практически невозможно применение только одного педагогического метода, как исследовательского, так и метода обучения.
Так, специальные современные исследования в области образования показали, что наиболее адекватным потребностям общества является культурологический подход к содержанию образования [1;2;5;9]. В этом случае открываются возможности для овладения обучающимися богатствами человеческой культуры, представленными в форме социального опыта. Приобщение человека к такому опыту открывает возможности обеспечить стабильность современного общества и уверенное движение вперед.
Содержательным примером переориентации системы образования в соответствии с культурологическим подходом является система образования Японии. В этой восточной стране, как известно, приоритетом пользуется не естествознание, а эстетическое воспитание. Стоило бы задуматься над тем, почему столь экзотическое предпочтение не мешает Стране Восходящего Солнца быть передовой на пути развития «высоких технологий».
Известно, что смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. А значит, для саморазвития и творческой самореализации в современных социально-экономических условиях каждому члену образовательного процесса необходима способность к осмыслению, переосмыслению и преобразованию индивидуального опыта. Для этого ему нужно выйти за рамки стереотипов, социальных шаблонов и найти своё решение, т.е. стать в позицию субъекта [1]. И.В. Арановская понимает творческую самореализацию как особую аксеологическую категорию, которая даёт возможность развивать свои творческие способности, тем самым выделяя в своей жизни особые сферы свободы, ответственности и возможности созидания.
На современном этапе модернизации отечественной образовательной политики природа педагогической деятельности наиболее полно раскрывается через модель личностно-развивающего образования, через ситуационно-событийный механизм образовательного процесса [9]. Успешность и качество образовательного процесса зависят от многих факторов. Так, традиционные формы обучения теряют свою эффективность, получение знаний трансформируется в передачу учебной информации. Тогда как, развивающее обучение выступает как новый вид содержания образования, в основе которого лежат элементы общекультурного опыта, обеспечивающие интеллектуальную компетентность [5].
В этой связи есть основания согласиться с В.А. Сластёниным, что любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности вполне отвечает требованиям целостного педагогического процесса [7].
Лаконично напомним суть категории целостности, в частности, в педагогическом процессе. Целостность есть синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём, в котором непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качествa. Таким образом, результатом целостного педагогического процесса является формирование целостной гармоничной личности.
В этой связи, в историко-ретроспективном аспекте, обратимся к анализу калакогатийской и пансофийской проблеме всестороннего гармоничного развития личности, который исчерпывающе был дан в кандидатском диссертационном исследовании профессора А.Ю. Белогурова.
Калакогатия (с др.греч. «прекраснообразность») имела целью воспитания единство и неделимость духовного, интеллектуального и физического развития человека. Теория Аристотеля – «эписистема – пайдейя» выражалась в учении о гармонии, о ее сохранении человеком.
Греческий термин «пайдейя» обозначал не только обучение и воспитание в их общепринятом значении, а имел более широкий смысл: образование, образованность, просвещение, культура. Именно в искусстве («техне») достигается идея глубокого и многогранного контакта обучения и воспитания, прочного овладения учебными навыками и добродетелями. Предметность и вещественность таких категорий как образованность, просвещение и культура позволили древним грекам создать уникальную систему образования, по праву именующейся гуманной, то есть построенной на «законах гуманизма». Именно в обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, идеалом которой считался человек, наделенный в полной и достаточной мере калакогатийскими качествами [2].
В образовании полноправного члена афинского общества необходимо было воедино соединить воспитание как «военных добродетелей», так и гражданских. У грамматика ребенок овладевал письмом и чтением, добросовестно знакомился с греческой литературой, а преподавание музыки помогало грамматику обучать ребенка декларированию стихов под музыку. Начиная с 12 лет, мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. Важным компонентом обучения в «гимнасиях» являлось объединение мусического (обучение «музам») и гимнастического искусства, принимающее часто форму состязания. Все это и составляло гуманитарную практику античной «пайдейи», определявшей основное содержание античной культуры.
Проблема всестороннего гармоничного развития личности продолжает развитие в трудах педагогов - гуманистов эпохи Возрождения (М.Монтень, Ф.Рабле), которые утверждали важность этического и эстетического воспитания для широкого круга людей. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения сумели разделить два, казалось бы, синонимичных понятия: ученость и просвещенность. М.Монтень в «Опытах» указывал, что «ребенка из хорошей семьи обучают наукам, имея в виду воспитать из него не столько ученого, сколько просвещенного...» [6], подразумевая, в большей степени, воспитание через искусство, музыку, литературу.
Напомним, что для педагогики стержневым понятием является педагогический процесс. Поскольку образование как предмет педагогики – это педагогический процесс, то «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. Образовательный процесс традиционно содержит определённые элементы: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Основная цель любой системы образования – это интеллектуальное и нравственное развитие личности.
В этой связи, в историко-ретроспективном аспекте логичным будет упоминание о пансофии - учении о «всеобщей мудрости». Основоположник педагогической науки Я.А. Коменский считал школу «мастерской гуманности», где главнейшим принципом обучения и воспитания выступает принцип природосообразности, согласно которому человек, как часть природы, подчиняется ее главнейшим всеобщим законам развития. Развивать человека в соответствии с законами природы - важнейшая задача школы. Школа станет «мастерской людей», когда нравственность, искусство и благочестие будут присутствовать надлежащими образом [4, с. 78].
И.Г. Песталоцци, следуя принципу природосообразности, отмечал, что необходимо развивать в человеке те внутренние силы, которые в нем заложены, способствовать его элементарному интеллектуальному, нравственному и физическому образованию и воспитанию («теория элементарного образования»). Только в органической взаимосвязи всех видов и компонентов воспитания возможно становление и развитие человека.
Так и современные учёные видят социальную проблему формирования всесторонне и гармонически развитой личности в её самореализации через развитый эстетический идеал. Социальное назначение идеала, считает Е.Г. Яковлев, реализуется через воспитание в человеке «идеального» отношения к окружающему миру и является тем, что совершенствует духовный мир человека, приобщает его к всеобщему, развёртывая творческие потенции, делая человека социально активным и духовно богатым. Социальное значение эстетического идеала ориентирует общество и человека на реальность, на те проблемы, которые встают перед обществом [11].
Кроме того, социальная проблема формирования всесторонне и гармонически развитого человека реализуется, в том числе, и через развитый эстетический вкус. В социальном аспекте категория эстетического вкуса органически связана с проблемой полноты эстетического бытия личности, т.е. с проблемой эстетического воспитания, с процессом формирования социально-природного и духовного совершенства человека. Но, важно подчеркнуть, что эстетический вкус формируется не только искусством, но и всей духовно-практической деятельностью человека. Так, эстетический вкус является такой категорией, которая объединяет в себе эстетический идеал и эстетическое чувство. Это выражается в онтологии эстетического вкуса:
1. Способность высказывать суждение об эстетических достоинствах предмета;
2. Рефлексия, переживание, эмоция, в которой реализуется субъективное, а также индивидуальная неповторимость личности.
Таким образом, эстетическое развитие личности, столь актуальное в предшествующие исторические эпохи, остаётся и в настоящее время одним из возможных путей реализации творческого идеала образованности в современной системе образования и приобретает свою специфику в условиях педагогической деятельности.
Для того чтобы понять актуальность категории «эстетическое» в современной педагогической деятельности есть необходимость осветить ряд неоднозначных позиций отечественных и зарубежных исследователей, которые были систематизированы в классической специальной литературе [3, 280]:
1. Многие авторы склонны отрицать всякое воспитательное значение эстетических переживаний и соответствующее направление в педагогике, отстаивая ту точку зрения, что эстетическое воспитание имеет узкое и ограниченное значение.
2. Оппонентами первой группы учёных выступают исследователи другого направления, которые склонны чрезмерно преувеличивать значение эстетических переживаний и видеть в них одно из радикальных педагогических средств, разрешающих практически все проблемы воспитания.
3. Между этими крайними взглядами существует умеренная точка зрения на роль эстетики в процессе воспитания и образования личности, в соответствии с которой почти всегда речь идёт об эстетическом воспитании не как о самоцели, а как о средстве для достижения посторонних эстетике педагогических результатов.
Очевидно, что познавательная и практическая деятельность человека взаимосвязана с эстетическим способом отражения мира. Таковым способом отражения действительности является искусство. В процессе освоения действительности развивается творчество человека, действующее по «законам красоты». Эстетическая форма носит творческий, действенно преобразующий характер и имеет соответствующие эстетические закономерности процесса творения, которые не могут быть чужды педагогической деятельности, так как сложность и многоплановость педагогической деятельности, её творческий характер не позволяют найти и применять единственно верный способ, необходимо принятие решения в каждой конкретной ситуации [10].
Таким образом, в истории педагогики мы можем почерпнуть опыт, значение которого трудно переоценить. «…На самом же деле история, верно понятая, это не могила, а её главная задача говорить о жизни и живом. История учит – вот та основная мысль, с которой следует подходить к ней и которую мы стремимся провести в нашем изложении» [8]. Развивая данную мысль, М.М. Рубинштейн уточняет, что история даёт возможность узнать не только то, что было, но и получить некоторое представление и поучение о том, чего требует от нас жизнь в настоящем и что нужно для будущего.
Список литературы:
- Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании (методологические основы): Монография / И.В. Арановская. – Волгоград: Перемена, 2002. – 257с.
- Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования: принципы, подходы, технологии: дис. …канд.пед.наук: 13.00.01 / А.Ю. Белогуров. – Владикавказ, 1997. – 142с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671 с.
- Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для вузов / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400с.
- Монтень М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост., вступ.ст. Г.Косикова; Примеч. Н.Мавлевич. - М.: Правда, 1991. - С.120
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
- Рубинштейн М.М. История педагогических идей в её основных чертах. – М.: Польза, 1916. – 267с.
- Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. – М.: Логос, 2012. – 448с.
- Ситникова О.В. О применении идей эстетики в проектировании образовательного процесса / Известия УрФУ Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2012, №4 (107). – С.121-129
- Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 464с.
дипломов
Оставить комментарий