Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мусаева Н.А. СТАНОВЛЕНИЕ НАТЮРМОРТА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII - XX ВЕКА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 15.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТАНОВЛЕНИЕ НАТЮРМОРТА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII - XX ВЕКА

Мусаева Нигяр Азад кызы

студент, кафедра социально-художественного образования СУРГПУ, г. Сургут

Научный руководитель Чурсина Эльвира Сазитовна

канд. педагогических наук, старший преподаватель кафедры СХО СУРГПУ, г. Сургут

Появление натюрморта в русском искусстве приходиться на XVIII век. Первоначально натюрморт был связан с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, которые окружают человека. Дальнейшее развитие натюрморта носит эпизодический характер. Подъем в первой половине XIX века представлял собой изображение прекрасного в обычном. Во второй половине XIX века художники: И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, И.И. Левитан обращаются изредка к натюрмортам этюдного характера. Самостоятельное значение для натюрмортов - этюдов приобретает на рубеже XIX и XX веков (В.Э. Борисов – Мусатов, М.А. Врубель).

Оживает натюрморт во второй трети XIX века. Он представлен двумя основными направлениями: академическое и реалистическое. Академическое направление объединяло добротный натурализм с изображением традиционных объектов – букетов, плодов, охотничьих трофеев. Представителями академизма был И. Хруцкий и А. Валуев, но их тянуло к более демократичным сюжетам: зелень, грибы и огородные овощи. Второе направление – реалистическое – представители этого направления это -  творчество А. Венецианова и его учеников А. Тыранова, Г. Сороки, К. Зеленцова, которые сумели показать в своих картинах поэтическое отношение к предметам быта. Писал искусно среду вещей К. Брюллов. Большую роль для олицетворения предметов играли внимательно отобранные вещи в картинах П. Федотова. Художники XIX века, полно, умели изображать предметы живыми. Предметы, выписанные художниками с большим мастерством, изображались все больше в портретах и жанровых картинах. В произведениях художников - бытописателей реализовался в известной мере интерес нашего искусства к изображению вещей. Небывало расширялась предметная сфера живописи. Натюрморт второй половины XIX века чрезвычайно беден. Большие мастера были равнодушны к нему. Передовые художники второй половины XIX века – передвижники – посвятили свое творчество большим социально-общественным вопросам того времени. Обращаясь к народной живописи, они в первую очередь уделяли внимание жанровой картине, портрету, наконец, пейзажу. Критик отмечал: «Редкие натюрморты – это или этюды к картинам, или учебные работы, или произведения, писанные просто для «отдыха». Но все же натюрморты были и во второй половине XIX века, были у малоизвестных живописцев, иногда даже почти любителей. Они в большинстве своем эклектичны, непоследовательно сочетают черты старого натюрморта – в выборе мотива, композиции – и новые живописные приемы, найденные в других жанрах. Таковы натюрморты В. Сверчкова» [2, с.  4]. В живописи натюрморта во второй половине XIX века существовали и малоизвестные теперь имена.  Натюрморты Е. Волошинова различны, но цельны по размаху поисков. Сюжеты его – «жизнь во ржи», «яблоки в соломе», большое количество золотых луковиц, дыни, арбузы и т.д. Все его темы навеяны жизнью. Волошинов не только сумел искренне и непринужденно увидеть природу, но и находит способы передать свое понимание. Его натюрморты условно примитивны, но индивидуальны и свежи. В конце XIX века трудно было предположить, что натюрморт сможет возвыситься так, как это произошло в начале нового века. Этому должны были предшествовать существенные изменения в искусстве. Бурный расцвет портрета, а затем и пейзажа поколебал академические представления о высших и низших жанрах искусства. Строгие жанровые границы все более стирались к концу века; более того, возобладал пейзажный подход к изображению действительности. Натюрморт выступает как часть широкого мира, уже вполне равноправная с природой, с человеком, но еще не самостоятельная. Фрагментарная композиция, акцентированная пейзажная или интерьерная среда определяют специфику такого «полунатюрморта», «пейзажного», импрессионистического натюрморта. Характерны и названия подобных произведений – «За самоваром» (И. Гребарь), «Рыбы при закате» (М. Ларионов), «Букет роз на берегу моря» (К. Коровин). На этом этапе развития натюрморт редко выделяется как самостоятельная тема. Ильина отмечала: «Другая форма «полунатюрморта» - декоративные панно Н. Сапунова, его «Пионы» и «Голубые гортензии». Натюрмортное начало растворено здесь в особом композиционном замысле – для живописца важна стихия цветов, цветение. Это овеществленная в непривычных формах мечта о прекрасном, темой ее стали цветы – традиционный натюрмортный мотив, но лишенный здесь натюрмортного характера. Натюрморт же находился на окраине изобразительного искусства вплоть до конца XIX – начала XX века» [3, с. 323]. 

Рассвет натюрморта в русском искусстве приходится на начало XX века, впервые, получивший равноправие среди других жанров. Художники стремились расширить возможности изобразительного языка в натюрморте. Вели активные поиски в области формы, композиции и цвета. Русский натюрморт обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами развивался стремительно. Исследователи выделили четыре главных направления, которые выделялись в натюрморте в эти годы. Работы К.Коровина и И. Гребаря наполненные светом и воздухом представляли импрессионистскую линию. Характерный для Сапунова, Н. Сарьяна, В. Кузнецова, сохранивший свои творческие особенности А. Лентулов, И.Машков, П. Кончаловский, В.Рождественский, декоративно - плоскостной метод, который пришел от французских импрессионистов, изображали единство кубизма и русского фольклора. В своих работах художники поражают нас подчеркнутостью, материальностью и осязаемостью изображения предметов. К. Малевича и В.Кандинского увлекло уход от видимой реальности, разложение форм. При этом имеется опыт изощренных, тонких работ – А.Головина, К.Сомова, К.Петрова - Водкина. Более важную роль сыграли натюрморты И.Левитана – его проникновенные и тонкие, неяркие букетики простых цветов говорят о внимании к поэзии будничного, обычного, они предвещают, увлечение этим жанром художников начала XX века.  В натюрморте художник остается наедине с молчаливым миром вещей – он сам выбрал их, сопоставил, сам дал натюрмортной группе ее характер: или монументальный и громкий, или камерный, торжественный или обыденный. Обусловлен этот выбор желанием возвысить любимую вещь или выполнить остро запечатлевшийся в вещном обличие образ своего времени, готовностью создать из предметов нечто далекое от привычного, но прекрасное, или необходимостью найти послушный материал, сам по себе не волнующий художника, но дающий ему повод лепить и строить, не вникая в своеобразный мир предмета, а осознавая совершенно свой, со своими особыми законами мир. Сложно сплетаются эти желания, по-разному оживают они в натюрмортах. «Натюрморт больше, чем какой – либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной …» - И. С. Болотина [1, с. 12]. Мастера этого периода стремятся до конца выявить выразительные качества самих живописных средств. Задачи декоративные и архитектонические сопутствовали изобразительным, вступали в сложные, не всегда органичные соотношения с последними; в крайних своих течениях живопись даже вышла из изобразительной сферы. Но само внимание к возможностям цвета, фактуры, линии, соотношениям пятен и масс в конечном итоге вело к переосмыслению и обогащению форм изображения во всем глубоком значении. Этот драматичный процесс в истории живописи стал очередным этапом ее самоопределения, самоутверждения в первую очередь как искусства изобразительного. В изображении натюрморта мастера нашли такой жанр, где они могли конструктивно искать и проводить эксперименты не только отвлеченно, ученически, но и творчески применять заново открывшиеся для живописи возможности. Образы идеальной гармонии, чистоты и ясности прослеживаются в натюрмортах П. Кузнецова «Утро» или «Натюрморт с хрусталем».

Другое понимание идеала – в натюрмортах раннего Сарьяна, в его по – восточному терпких букетах, в сочетании ярких и одновременно сдержанных красок. Натюрморт для М. Сарьяна, как и для П. Кузнецова, воплощение мечты. В этой поэзии мечты – родство произведений этих разных по темпераменту мироощущению живописцев. К. Петров – Водкин сумел со всей остротой передать в натюрморте вещный облик своей эпохи. Он сумел сделать натюрморт, не уступающий даже по силе философского содержания любой сюжетной картине.

Долгий путь натюрморта говорит о сложном процессе зарождения и утверждения особого, трудного и глубокого жанра живописи. О том, что этот жанр может очень подробно ответить необходимым потребностям искусства. О том, что образы натюрморта терпят эволюцию, общую с другими жанрами живописи.

 

Список литературы:

  1. Авилова О. Б. Русский натюрморт. - М.: Искусство, 2000. – 135 с.
  2. Болотина И. С. Русский натюрморт XIX века. – М.: Искусство,2005. – 25 с.
  3. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учеб. – М.: Высш. шк., 1999. – 399 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий