Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 20 июля 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тетерина С.С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XCVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(97). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/14(97).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ

Тетерина Светлана Сергеевна

бакалавр, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

РФ, г. Москва

COMPARATIVE ANALYSIS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF CINEMATOGRAPHY IN THE GREAT BRITAIN AND RUSSIA

 

Svetlana Teterina

Bachelor, National Research University "High School of Economics",

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

С каждым годом киноиндустрия в мире набирает новые обороты. Особую роль в развитии киноиндустрии занимает государственная поддержка. В статье был проведен сравнительный анализ государственной политики в области кинематографии в России и Великобритании, на основании научной литературы, законодательных документов, статистических данных. Исследование показало, что основные механизмы поддержки киноиндустрии государством отличаются. В Великобритании развитие киноиндустрии выстроено более сложно, но системно, в то время как в России нет единой стратегии развития данной отрасли.

ABSTRACT

Every year the film industry in the world is gaining new momentum. State support plays a special role in the development of the film industry. The article provides a comparative analysis of state policy in the field of cinematography in Russia and Great Britain, based on scientific literature, legislative documents, and statistical data. The study showed that the main mechanisms of government support to the film industry differ. In the UK, the development of the film industry is more complex, but systematic, while in Russia there is no single development strategy for this industry.

 

Ключевые слова: кинематограф; государственная политика; кинопроизводство.

Keywords: cinema; public policy; filmmaking.

 

С каждым годом киноиндустрия в мире набирает новые обороты. Ожидается, что в 2021 году мировые кассовые сборы увеличатся до 839 млн долларов при совокупном среднегодовом темпе роста на уровне 4,7%.  Значительную роль в развитии киноиндустрии в стране занимает государственная поддержка. Интересно посмотреть на то, как государство поддерживает кинематограф в России и сравнить с мерами поддержки в другой стране. Мы берем для сравнения киноиндустрию Великобритании, так как развитию киноиндустрии здесь уделяется особое внимание со стороны государства и общественности, а также ее доля на рынке мировой киноиндустрии равняется 5,8 %, что в несколько раз больше, чем в России (1,3%) [12].

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность в сфере киноиндустрии, является Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ). Помимо него, к основным документам, регулирующим киноиндустрию, также относятся: Гражданский Кодекс РФ (Глава 70. Авторское право), Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 года N 1264 «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения» (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 18 октября 2010 года N 837 «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах» и другие.

В 2016 году, в Год Кино, распоряжением Правительства РФ № 326-р от 29.02.2016 была утверждена «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.» [3] (далее – Стратегия). Согласно тексту документа, в России в ближайшие годы в два этапа будут создаваться механизмы поддержки отраслей культуры, такие как введение нормативов бюджетного финансирования, система налоговых льгот, институт индивидуальных бюджетных назначений, маркированные налоги и другие. Особый акцент был на киноиндустрии, как одной из основных отраслей креативной экономики, формирующих культуру и мировоззрения россиян. В соответствии с базовым сценарием, к 2030 году количество экранов должно дойти до 5 тысяч, а доля российских фильмов в кинопрокате должна достигнуть 30%.

В Великобритании механизм поддержки государством киноиндустрии более структурирован, но и сложнее, нежели в России. Одним из основных органов, в который входят государственные и полугосударственные структуры, занимающиеся проблемами кинопроизводства, является Британский Кинематографический Совет (далее – Совет). Основными институциями, подчиняющимися Совету, и занимающиеся государственной поддержкой кинематографа являются Британский Институт кинематографии (British Film Institute (BFI) и Британская комиссия по кинематографии (The Office of the British Film Commissioner), функционирующая в рамках Совета. [10]

Рассмотрим какие основные меры поддержки кинематографии применяются в России и в Великобритании. Основным механизмом поддержки производства фильмов в России на протяжении многих лет является субсидирование, которое регулируется Постановлением Правительства РФ от 26.01.2016 N 38 (ред. от 14.10.2016) "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии". [2]

Так, по оценкам экспертов, начиная с 2009 года объем государственного финансирования кинопроизводства составляет более 50% от суммарных производственных бюджетов всех фильмов, произведенных за год в стране. [9]

Финансовая поддержка лежит на Министерстве культуры, которое является федеральным органом исполнительной власти и в ведении которого находится кинематограф, а также на Фонде кино, который в данном случае является экономическим агентом. Наполнение бюджета Фонда кино и Департамента по кинематографии Министерства Культуры происходит благодаря отчислениям из государственного бюджета и на данный момент механизм не совсем прозрачен. Общая сумма поддержки в 2016 году составила 7,2 млрд рублей, из которых 4,3 млрд руб. было перечислено Фонду кино, почти 2 млрд руб. направлено на кинопроизводство некоммерческих кинопроектов и около 1 млрд руб. выделено на прокат и продвижение российского кино в РФ и за границей. [9]

Почти каждый год поддержку получают крупные кинопроизводственные компании, лидеры отрасли («ТаББаК» (Базелевс), кинокомпания СТВ, «Арт Пикчерс Студия», Дирекция Кино, «Студия ТРИТЭ» Никиты Михалкова, ВБД Груп, ПРОФИТ и др.). Но как уже говорилось ранее в работе, значительную роль в развитии креативности и инноваций играют мелкие и средние компании. Возможно стоило бы уделить особое внимание поддержке молодых кинематографистов, что способствовало бы развитию российского кинематографа и как искусства, и как рентабельного бизнеса в национальном и мировом масштабах.

В Великобритании финансирование производства и проката фильмов осуществляется иначе. Правительство, национальные администрации и Европейский союз оказывают финансовую поддержку киноиндустрии Великобритании по разным каналам. По оценкам, в 2016 году общее государственное финансирование индустрии составило порядка 526,5 млн фунтов стерлингов.  Одним из крупнейших источников финансирования были британские налоговые льготы, предоставленные в размере 338 миллионов фунтов стерлингов (64% от общего числа). За этим последовали налоги с Национальной лотереи (75 миллионов фунтов стерлингов, 14% от общей суммы) и грант на помощь в размере 26 миллионов фунтов стерлингов (5% от общего числа) выделенный Департаментом культуры, средств массовой информации и спорта (DCMS) для Британского Института кинематографии (BFI) и Национальной школы кино и телевидения (NFTS). И остальной процент финансирования идет от других различных государственных организаций и фондов. [11]

В последние годы в государственных и общественных кругах России активно ведутся дискуссии по поводу введения квотирования. В 2018 году готовился законопроект, по которому в кинотеатрах на один фильм выделяется не более 35% сеансов [5]. Сторонники данной меры считают, что это позволит российскому кино увеличить просмотры в кинотеатрах, оппоненты же склонны к тому, что это может снизить здоровую конкуренцию между фильмами, что в итоге приведет к ухудшению качества российского кино и принесет убытки прокатчикам [8].

Еще одной мерой поддержки отечественного кинематографа может выступать предоставление налоговых льгот. В Великобритании эта мера является одной из самых популярных. Как уже было сказано выше, почти 64% от финансирования киноиндустрии занимает именно поддержка с предоставлением льгот. В России в 2017 году Министерством экономического развития был разработан законопроект, в соответствии с которым будут предоставлены налоговые послабления отдельному виду кинопроизводства - производству анимационного контента. Как предполагают эксперты, это должно поспособствовать повышению конкурентоспособности на зарубежных рынках российских компаний, производящих анимационный ленты. [9]

Одной из серьезных проблем развития киноиндустрии является "пиратство". В связи с чем законодательство в сфере интеллектуальных прав постоянно совершенствуется. Значительные изменения произошли в 2015 году, когда была принята расширенная версия антипиратского закона [1]. Стала возможна досудебная блокировка интернет-ресурсов, которые нарушают авторские права и используют чужой контент. Также были расширены права Мосгорсуда, который отвечает за рассмотрение дел, касающихся споров об интеллектуальной собственности. У него появилась возможность блокировать "пожизненно" те сайты, которые неоднократно были пойманы на нарушении авторских прав.

Несмотря на довольно строгое законодательство в отношении кражи интеллектуальной собственности, эксперты считают, что необходимо ужесточить наказание за пиратство. Такие мнения не без основательны, так как, например, в Великобритании предусматривается уголовное преследование владельцев сайтов с нелицензионным контентом. Так владельца торрент-трекера «Surfthechannel» приговорили к заключению за нарушение антипиратского законодательства [6]. Вполне возможно, что в ближайшем будущем в России тоже последуют примеру запада, и начнут применять более серьезные меры в отношении граждан, нарушающих авторские права.

Таким образом, мы можем увидеть, что в России и Великобритании основные механизмы поддержки киноиндустрии государством отличаются. В Великобритании развитие киноиндустрии выстроено более сложно, но системно, в то время как в России нет единой стратегии развития данной отрасли.  Основная поддержка производства фильмов в Великобритании осуществляется с помощью налоговых льгот, в России же эта мера пока находится только на стадии рассмотрения, и в целях поддержки отечественного кинематографа главным образом выступают субсидии из федерального бюджета. При этом в Великобритании имеется тенденция сокращения объемов субсидий, но идет увеличение налоговых льгот.

По нашим подсчетам, доля расходов на кинематограф в 2019 году в России составила 0,0075% ВВП, а в Великобритании 0,0269% ВВП. Стоит заметить, что в соответствии со статистикой в Великобритании общее государственное финансирование с каждым годом увеличивается [11], в то время как в России доля расходов на кинематографию сокращается [4].

Нельзя однозначно сказать, что какие-то механизмы поддержки киноиндустрии лучше, другие хуже. Однако, как уже упоминалось выше, Великобритания по многим показателям значительно превосходит Россию, и доля национальных фильмов в показе почти в два раза выше в Великобритании. У России есть хороший потенциал для роста, и для успешного развития киноиндустрии важно построить правильную государственную стратегию с работающими механизмами поддержки данной отрасли. При этом, важность поддержки культуры и кинематографа подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по культуре и искусству в конце 2017 года [4], по итогам которого было поручено «Администрации Президента Российской Федерации совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству в срок до 1 июля 2018 года обеспечить разработку проектов федеральных законов «О культуре» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О культуре». Таким образом в ближайшем будущем должен происходить ряд структурных изменений в регулировании и поддержке отечественного кинематографа.

Для развития киноиндустрии России важно обратить внимание на те факторы, которые способствуют хорошему росту производственного сектора киноиндустрии Великобритании: профессиональные человеческие ресурсы в творческой индустрии, качество современных киностудий, поддержка Британской комиссии по кино, привлекательная фискальная среда, созданная государственными налоговыми льготами в сфере творческого сектора и т.д.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон N 187-ФЗ от 2 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».
  2. Постановление Правительства РФ от 26.01.2016 N 38 (ред. от 14.10.2016) "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии".
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»
  4. Мир24.tv. Поддержка кино и театров: в России появится новый закон о культуре. [Электронный ресурс] // Мир24.tv [сайт]. URL: https://mir24.tv/news/16290309/podderzhka-kino-i-teatrov-v-rossii-poyavitsya-novyi-zakon-o-kulture (дата обращения: 12.05.2020).
  5. Пресс-служба Министерства Культуры РФ. В Москве обсудили протекционистские меры в отношении российского кино. [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.mkrf.ru/press/news/v_moskve_obsudili_protektsionistskie_mery_v_otnoshenii_rossiyskogo_kino/ (дата обращения: 12.05.2020).
  6. Рожков Р. Торренты попали под раздачу. [Электронный ресурс] // Коммерсант.ru [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2060919 (дата обращения: 12.05.2020).
  7. Романова В. В., Мацкевич А. В. Бюджетные расходы в сфере культуры и кинематографии: анализ состояния и динамики. // Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. №. 2. С. 72.
  8. Рузаев Д. Пять нелегких пьес: как привести в порядок систему господдержки российского кино. [Электронный ресурс] // Лента.ру [сайт]. URL: https://lenta.ru/articles/2015/02/26/gospodderzhkakino/ (дата обращения: 12.05.2020).
  9. Седых И. А. Киноиндустрия России. М.: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2017.
  10. Ханукаева Р.И. Государственная поддержка кинематографа в России и Европе (сравнительный анализ): диплом. работа. М., 2013.
  11. BFI. Statistical Yearbook 2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.bfi.org.uk/sites/bfi.org.uk/files/downloads/bfi-statistical-yearbook-2016.pdf (Дата обращения: 14.05.2020)
  12. PricewaterhouseCoopers. Всемирная индустрия развлечений и медиа-прогноз на 2017–2021 годы. [Электронный ресурс] URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/outlook2017.html (дата обращения: 3.05.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.