Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 апреля 2020 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пугачева А.М., Воробьева А.К. ФЕНОМЕН КИСЭН В КОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(90). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(90).pdf (дата обращения: 16.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 89 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ФЕНОМЕН КИСЭН В КОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Пугачева Анна Михайловна

студент, востоковедение и африканистика, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

РФ, г. Казань

Воробьева Анастасия Константиновна

студент, востоковедение и африканистика, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

РФ, г. Казань

KISAENG PHENOMENON IN KOREAN SOCIETY

 

Anastasia Vorobeva

student, Orientalism and Africanism, Kazan (Volga) Federal University,

Russia, Kazan

Anna Pugacheva

student, Orientalism and Africanism, Kazan (Volga) Federal University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

Кисэн – корейский вариант знаменитых куртизанок, явления, которое в древности было широко распространено по всему Дальнему Востоку. В статье рассматриваются особенности возникновения феномена кисэн в Корее, акцентируется внимание на их статусе в обществе и отличие от женщин-аристократок. 

ABSTRACT

Kisaeng is the Korean version of the famous courtesans. A phenomenon that in ancient times was widespread throughout the Far East. The article discusses the features of the phenomenon of kisaeng in Korea and focuses on kisaeng’s status in society and their differences from female aristocrats.

 

Ключевые слова: Корея, кисэн, женщины, корейское общество.

Keywords: Korea, kisaeng, women, Korean society.

 

Кисэн – это с одной стороны феноменальное явление для Кореи, с другой –очень схожее с китайскими гейдзи (歌姬, gējī) и японскими гейшами (芸者). Существуют различные теории о происхождении кисэн и они часто даже противоречат друг другу, но их объединяет то, что кисэн представляют некую социальную группу женщин, принадлежавших к низшему сословию, которые становились артистами по выбору или принуждению. Ни одна теория не может быть выделена как истинно верная, однако очевидно, что какой-то из типов кисэн существовал в период трех государств (57 г. до н.э. до 668 г. н.э.), как указано в китайских документах. Также некоторые ученые говорят о том, что кисэн были созданы по образцу китайских «женщин-артистов», о чем свидетельствует корейский термин «кисэн», киньо. Он имеет ту же китайскую идеограмму.

Сами кисэн не были женщинами для утешения. Они продавали свое обаяние и кокетничество. Все взаимоотношения кисэн с мужчинами были похожи на театральную постановку. В отличие от большинства аристократок кисэн не только могли заниматься живописью и литературой — это входило в их обязанности, но еще знали китайский язык, умели хорошо петь и танцевать. Помимо хорошего образования, они были обязаны уметь поддерживать разговор на различные темы от литературы до политики. Кисэн были хорошими собеседницами, поэтому их называли хэохва (해어화) – “цветок, понимающий язык”. Простой человек не мог подойти к кисэн, лишь верхние слои общества имели право.

Однако при этом кисэн относили к самому низшему сословию средневековой Кореи, «чхонминам». Кисэн становились дочери самих кисэн, они наследовали статус матери. Девочек могли продать, или же женщины были вынуждены перейти в данное сословие, если их родственник совершил преступление, или же если она являлась внебрачной дочкой янбана.

Древнее корейское общество в значительной степени полагалось на конфуцианство как моральный кодекс и образ жизни. Это означало, что, согласно конфуцианским идеалам, место женщины находилось дома, в то время как мужчина должен был участвовать в жизни общества. Находясь в положении кисэн, а по существу уже самого низкого члена общества, забота о конфуцианских идеалах и других подобных достойных милостях была не в приоритете. Это означало, что кисэн были свободны (настолько, насколько могли быть свободны женщины в эпоху Чосон) думать и говорить то, что они хотят, не опасаясь последствий. Кисэн были воплощением высокой интеллектуальности и живой экстравагантности. Проявление способностей в искусствах, помимо внешних данных, являлось непременным условием успеха кисэн. История сохранила несколько имен кисэн, прославившихся художественными и литературными талантами. Наиболее знаменитые из них — поэтесса Хван Джини (黃眞伊, 1506?–1567?) и художница Чукхян (竹香, ?–?).

О жизни Хван Джини осталось мало сведений. Известно, что она была дочерью кисэн и аристократа, став кисэн получила классическое образование смогла, заниматься творчеством, общаться со знаменитыми современниками. Видные интеллектуалы XVI в. с похвалой отзывались о ее поэзии.

Чукхян — самая знаменитая кисэн XIX столетия. Получила признание среди интеллектуалов своего времени как мастер изображения бамбука и цветов. Интересно, что изображение бамбука не могло считаться женским жанром, так как бамбук является символом стойкости, моральной силы, непреклонности истинного конфуцианца. Данный факт ставил творчество Чукхян в один ряд с мужчинами-современниками.

С исчезновением государственных организаций, контролирующих кисэн, кудесницы сами решили сформироваться в сообщества, и где-то к 1915 году все кисэн состояли в какой-то из гильдий. Основным работодателем для кисэн стали  элитарные заведения (요리집). Внутри такого заведения были отдельные комнаты, в которых кисэн занимались тем же, чем и до исчезновения классновых различий – танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах, кокетничали. С этого момента кисэн начали активно продвигать себя как «высоких развлекательниц».  [2, с. 120]

Первая школа кисэн была открыта в Пхеньяне. Все внимание в ней было обращено на образование девушек, их учили разговаривать на японском и корейском языках, ставили красивую речь, учили танцевать и петь. 

Кисэн стали разделяться на три категории:

  1. Очень образованные девушки – элита.
  2. Девушки с базовым образованием. Такую кисэн могли выдать как временную жену, уезжавшему в командировку военному.
  3. Девушки, которые занимались лишь интимными услугами. [2, с. 102]

Здесь стоит отметить, что несмотря на данные категории, привычной для того времени интимной сферы в Кореи не было.

С развитием общества появлению первых театральных и танцевальных представлений, кинематографии люди обязаны именно кисэн. Новая публика могла наслаждаться спектаклями, вследствие чего спектакль кисэн стал самым популярным развлечением среди публики, которым раньше могли наслаждаться только привилегированные классы. В результате чего большая часть артисток первого поколения вышла именно из кисэн, потому что они были чуть ли не единственными женщинами в стране, не боявшимися публики, сцены и хорошо державшимися в обществе. [3, с. 100]

Кисен до последнего оставались благородными девушками, умеющими поддерживать разговор на высокоинтеллектуальную тему. В целом внешняя свобода жизни кисэн символически выражала главный феномен их существования: будучи неполноправной частью корейского общества, принадлежавшей к низшему сословию, девушки имели больше прав и привилегий, чем женщины-аристократки, которые порой были не менее образованными, но чьи таланты были скрыты для общества за тенью конфуцианских устоев. Отличительной чертой кисэн было полное отсутствие прямой оплаты за их услуги -  деньги проходили лишь через гильдии или рабочие дома, к которым они относились. В конце XIX кисэн получали 50 вонн в месяц, девушки на текстильных фабриках в то время получали 6-10 вонн, преподавательница – 45-50 вонн в месяц. [2, с. 134] Это лишний раз демонстрирует контрастность феномена кисэн - женская интеллектуальная элита, имеющая признание в обществе, но принадлежавшая к самому низшему сословию.

 

Список литературы:

  1. Byong Won Lee. Evolution of the Role and Status of Korean Professional Female Entertainers (Kisaeng) // The World of Music. – 1979. Vol. 21, No. 2. – P. 75-84.
  2. А.Н. Ланьков. Кёнсон разгульный: проституция, выпивка и курение в колониальном Сеуле. // КИМ – 2017. – P. 99-136.
  3. 신혜주. 1900년대 기생 환등회 연구 // 한국음악사학보 – 2017. 58권0호. – P. 99-136.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 89 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (3)

# Ирина 12.04.2020 01:02
здорово!
# Альберт 17.04.2020 18:24
Очень информативная статья! Большое спасибо авторам, ведь они открыли мне глаза на такой необычный феномен, как кисэн!
# Ольга 17.04.2020 20:00
невероятно интересная статья!

Оставить комментарий