Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2020 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТРАДИЦИИ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ
В условиях подрастающего государственного самосознания прослеживается активный интерес к этнонациональной культуре, составляющей частью которой считается определенная субъкультура русской культуры - культуры казачества. В последнее время вопрос казачества и его культура заинтересовывает и вызывает к себе значительный интерес в связи с восстановлением этнокультурных обычаев и с возрастанием значимости казачества в жизни общества, в особенности в регионах, которые объединены с историческим расселением казаков. Таким способом, особенную значимость обретает проблема, связанная с исследованием истоков, места и значимости культурных традиций и обычаев казачества.
Русская культура позволяет привить обучающимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиск красоты вечной и непроходящей позволяет омыть детские души от невиданного потока непристойности.
Общество этнической культуры открывает детям высоконравственные ценности народов России: трудолюбие, сострадание, любовь к природе, ко всей нашей планете. Общенародное мастерство имеет крупные воспитательные возможности. Оно несет в себе большой нравственный потенциал, эстетичный и моральный идеал, веру добра и правильности. Общенародное искусство дает возможность приобщать детей к духовной культуре своего народа, составляющей которого он считается.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» [Цит. по: 1, Стр. 7] .
Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Оренбуржья, родного фольклора, классического искусства нельзя воспитать патриота и гражданина России.
Знакомя младших школьников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Оренбургского края, охватывая литературный, фольклорный, исторический материалы, мы помогаем сформировать личность, способную к успешной социализации, создаём обогащённую духовную среду и способствуем самореализации индивидуальности ребенка [2].
Самобытная культура Оренбургского казачества, сложившаяся на принципах поликультурности, добрососедского межэтнического общения, ответственного и заботливого отношения к земле, на которой оно проживало, способствует закреплению духовно-нравственных качеств учащихся: эмоционально-деятельностного отношения к своему дому, семье, односельчанину, отеческой любви к малой и большой Родине, трудолюбия, добросовестности в делах.
Казачество Южного Урала было поликультурным и многонациональным сословием. Представители разных национальностей и конфессий жили в дружбе, соблюдали традиции казаков. На первый план выходила не только защита границ, но и повседневный мирный труд, любовь к земле. В традициях казачества Южного Урала наряду с уважением к людям других национальностей, терпимостью к инакомыслию, любовью к родному очагу, к старшим заложено стремление к знаниям, образованности. Так литературный критик В.Г. Белинский писал «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» [Цит. по: 4].
Для воспитания человека особое значение имеет семья. Семья крепка своими традициями, которые передаются от старших младшим, обеспечивают единство казачьего мира. Семейное воспитание было источником нравственности [3]. Ребенку с детства прививались представления о правильном и неправильном поведении, воспитывались чувство долга и совестливость. Считалось, что главными качествами человека являются трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав. Религиозные традиции – основа казачьего воспитания.
Таким образом, приобщение к религиозным традициям считается значимой составляющей частью духовно-нравственного воспитания человека. К обучению младших школьников стремительно притягивается Русская Православная церковь. Разговоры со священнослужителями, содействие в молебнах и богослужениях, соблюдение православного календаря и чтение церковной литературы – все это воспитывает дух и душу, формирует ценностную основу личности.
Список литературы:
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Известия АПН РСФСР. – Вып. II. – М.-Л., 1947. – С. 7.
- Кашкаров, А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака) [Текст] / ЛитРес, 2015. – 140 с.
- Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе Государства // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №25. – С.25-28.
- Цитаты о нравственности и нравах // Million Statusov [Электронный ресурс] URL: http://millionstatusov.ru/aforizmy/nravstvennost.html
дипломов
Оставить комментарий