Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Поротникова Я.О. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(83). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(83).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ

Поротникова Ярослава Олеговна

студент 3 курса, кафедра изобразительного искусства Института Искусств Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. ВАК РФ, проф. кафедры изобразительного искусства НГПУ ИИ,

РФ, г. Новосибирск

Создание оригинальных произведений, обладающих социальной значимостью, воплощение идеи-образа с помощью определённой формы, способной в эмоциональном плане воздействовать на человека – есть творческий процесс. Его главная цель заключается в создании художественного образа, отвечающего определённым эстетическим потребностям зрителя.

Формируя художественный образ, автор выражает своё видение природы искусства. Но задача создания художественного образа не ограничивается только отображением действительности. Зернова Е. С. в своей книге «Будущему художнику об искусстве живописи» писала: «Образ видимого возникает у художника как понимание, проникновение в смысл видимого, как горячее отношение к жизни, её оценка» [1, c. 6].

Познание мира и его восприятие для формирования замысла заключается и во внешнем и во внутреннем наблюдении. В основе восприятия лежат ощущения и чувственное познание внешней среды, самопознание. Творец, создавая художественный образ, должен обладать способностью переносить на него свою рефлексию от познания мира, свои идеи, мысли, чувства, впечатления.

Искусство помогает реализовать человеку свой духовный мир, выразить определённые, волнующие конкретного автора, чувства и эмоции. Для каждого вида искусства характерно создание своего образа. Поэты, режиссёры, композиторы, живописцы, графики, скульпторы разными способами выражают в своём творчестве чувства и эмоции. В каждой области искусства создание художественного образа обуславливается особенностями используемых средств.

Решение художником той или иной задачи всегда неповторимо. Каждый художник понимает поставленную перед ним задачу по-своему. Создаваемое творцом произведение способно отражать в себе особенности переживаний и мыслей современников. Показывать не только внешний облик людей, но и их внутреннюю духовную культуру, их мысли о прошлом, настоящем и будущем. Оказывать воздействие, волновать человеческие сердца, но только при условии содержания художественного образа. Ведь произведение становится запоминающимся, выразительным, значительным, когда в нём улавливается основная мысль, появляется главное, с которым всё остальное в работе переплетается неразрывной линией связи. Возникает вопрос, с помощью чего художник достигает такой связи? Какие задачи решает в произведениях и различаются ли они в зависимости от вида искусства?

Станковое искусство способно воздействовать на окружающую среду, но именно в монументальном искусстве возникает сила, способная организовать пространство. И поэтому у художников возникает вопрос – каким способом будет достигнута эта пространственная организация?

Ландшафт города, его быстростроящаяся архитектура, метро, огромные потоки визуальной информации задают художниками определённые условия пространственной организации. Эти условия требуют от художника постановки особых задач, а также умения внести в архитектуру эмоциональное составляющее.

К монументальному искусству относят различные памятники, фрески, мозаики, росписи и панно. В монументальной живописи, как и в станковой, присутствует самостоятельность содержания, но появляется важное условие – монументальная живопись должна находиться в гармонии и единстве с архитектурной средой. Архитектурная поверхность не ограничивается рамой, в которую может заключаться станковое произведение. Живопись на фасаде предполагает более сжатое пространство, чем живопись в интерьере, так как наружный объём сооружения с его внешними углами визуально намного массивнее, чем интерьер с внутренними углами.

С. Павловский писал: «Важнейшим качеством для художника-монументалиста является чувство отваги, убеждённость и решимость, обладая которыми, он стремится изменить жизнь по законам красоты, вмешаться в эстетическое преобразование окружающей архитектурной среды, делающей жизнь людей духовно богатой и счастливой» [2, c 31].

С. Павловский выделил ряд недостатков, которые возникают у художников-монументалистов (определённые задачи, с которыми авторы могут не справиться): банальность решения (задача – выражение сложной художественной мысли с помощью простых и экономичных средств, а также чистота и ясность пластического языка), стилизация и использование чужого опыта работы с формой (задача – передача собственного чувственного ощущения в изображении), отсутствие новой концепции (задача – выражение идеи в новой изобразительной форме), заимствование традиций как отказ от собственных изобразительных средств (задача – рефлексия личного творчества, анализ работы).

Монументальная живопись (фреска, панно, мозаика) самая древняя разновидность живописи и в разные периоды времени мастера решали в ней определённые задачи. Каждая эпоха и страна формирует свои эстетические идеалы.

В Древнем Египте, украшая внутренние стены пирамид, монументальная живопись увековечивала подвиги фараонов, в эпоху античности – получила широкое распространение, оказала внимание на становление древнерусского искусства, достигла огромного размаха. Большого развития монументальная живопись достигла в странах Азии (Япония, Китай), на неё оказало влияние особое мировоззрение и религии, отличные от европейских. В эпоху социализма на первый план выступает задача – отразить неантагонистическое общество, В. И. Лениным выдвигается идея «монументальной пропаганды». Люди ждали от архитектуры и градостроительства не только практического предназначения, но и художественного выражения идей и образов эпохи. Для первых стенных росписей советского периода характерна тематика агитационного обращения к народу. Во многих работах появляется аллегорический образ Революции (в проекте памятника Я. М. Свердлову, праздничное панно «Революция» О.Е. Скулме и др.).

В современной методике технологии фрески и стенописи одной из важных задач является их грамотное создание. С итальянского языка фреска переводится как «свежий». В наше время фреской называют практически любую стенную роспись, выполненную масляными, темперными, акриловыми красками по различным основам. Автору необходимо достичь не только создания художественного образа, но и использовать все средства для долголетней сохранности произведения. Не будет художественной формы вне воплощения её в материале, а следовательно без изучения огромного накопленного опыта за многие столетия.

Панно обычно предназначается для заполнения каких-либо участков стены, почти всегда выполняется на холсте, может представлять собой скульптурный рельеф. Связывают панно с интерьером – размер, форма, содержание.

Мозаики выполняются из разнообразного материала (смальта, мрамор, природный камень, галька), это позволяет более свободно реализовывать художественные идеи. Мозаичные покрытия заполняют ровные плоскости архитектурных объектов, объёмных форм. В Древней Греции мозаика украшала пол, а в Древнем Риме ещё и на стенах. С течением времени изменялось также идейно-образное составляющее мозаики. Так, в Месопотамии мозаичному искусству отводился декоративно-орнаментальный характер, греки изображали конкретные и узнаваемые формы (изображение птиц, зверей), а в Древнем Риме появились фигуративные композиции.

В монументальной скульптуре задача художника состоит в передаче контраста большого и малого. Именно контраст величин помогает развитию сюжета, раскрытию содержания и формы.

Таким образом, художник-монументалист почти всегда создаёт свои работы, имея готовые объёмно-пространственные формы. Эти формы он должен решить с помощью изобразительных средств. Именно из средств реализации монументального искусства вытекают его специфические черты. Без ритмического построения, пропорциональных отношений, правильно найденного контраста связь произведения с архитектурной средой будет затруднена. Форма существования монументального произведения уникальна и исходит из конкретно поставленных условий.

 

Список литературы:

  1. Зернова Е. С. Будущему художнику об искусстве живописи : учеб. пособие. М.: Советский художник, 1976. - 239 с.
  2. Павловский С. А. Искусство, преобразующее жизнь // Художник. – 1977. – №4. – С. 31–34.
  3. Серикова Т. Ю. Проблема художественного образа в искусствознании // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2010. — №4(24) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-hudozhestvennogo-obraza-v-iskusstvoznanii (дата обращения 05.12.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.