Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2019 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ, КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВСЕЙ РОССИИ, И ЕЕ РЕШЕНИЕ
Одно из решений задачи обеспечения безопасности всей России, лежит в национальной толерантности ее регионов, а именно в формировании равноправия в социальных, межэтнических, межконфессиональных отношениях. Данные принципы и правила общества выступают основной доминантой содержания национальной безопасности, устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
Проблема толерантности в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с процессом интенсивного развития общества и новых технологий, где сталкиваются интересы религии, этноса, нации различных культур и народов. Сбывается печальный прогноз С. Хантингтона о перспективе масштабных конфликтов «не между социальными классами…, а между народами различной культурной идентификации».
В современном мире, вследствие упрощенного перемещения по планете, увеличились миграционные процессы, при которых возросла актуальность проблемы гармонизации межкультурных контактов на межгрупповом и межличностном уровнях. Проблемы, связанные с тем, могут ли культурно-различные группы жить в одном государстве на равных правах без взаимных обид, столкновений, претензий на доминирование и каковы их этнокультурные и социально-психологические факторы, лежащие в основе толерантного межэтнического взаимодействия.
В России, как и в мире в целом, регион становится важным фактором политического процесса, где национальные, наднациональные и глобальные силы встречают местные требования. Российские регионы вступили в процессы глобализации, причем эти процессы имеют крайне неравномерный и конкурентный характер, что означает появление новых возможностей и проблем для России, переживающей процессы региональной самоидентификации.
На территории России много исторически сложившихся регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Таким регионом, в частности, является Северный Кавказ. Этот регион можно рассматривать как единую систему этнических групп, тесно связанные исторические события, истоки, традиции и менталитет народов поликультурного региона.
Безопасность, связанная с существованием религиозных, этнических и культурных меньшинств в многонациональном государстве, в северокавказском регионе актуальна как никогда. Рост этничности в регионе приводит к усилению этноцентризма, который в условиях снижения нравственного сознания общества чреват негативными последствиями. Усиливается разница между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, межнациональной конфликтности и насилия в регионе в целом.
Под «насилием», в данном случае, понимается применение определенным этносом, различных форм принуждения в отношении других этносов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий. Господствующие этносы для сохранения своих привилегий применяют все средства насилия, вплоть до массового террора.
В этой связи, в таком полиэтническом регионе, которым является Северный Кавказ, национальные отношения должны строиться на основе общечеловеческой морали, толерантности и принципах гуманизма.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. Этническая толерантность, трактуется современным обществом, как неотъемлемый элемент структуры этнического менталитета, ориентирующегося на терпимость, признание легитимности «чужой правды», отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межэтнических отношениях.
На мой взгляд, основой этнической толерантности в таком поликультурном регионе, которым является Северный Кавказ, может являться общность, образованная не по этническому, а по региональному (территориальному) признаку.
Важно отметить, что национальные движения, этнические группы на Северном Кавказе играют очень важную роль в сохранении и развитии культурной целостности и сохранении уникальности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но, к сожалению, в ряде случаев этнический фактор стал, в настоящее время основой для появления программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие. Поэтому формирование идей толерантности в массовом сознании жителей региона должно выступать в создавшихся условиях в качестве основы сохранения безопасности.
Республики, а, вернее — их национальные элиты, стремятся получить полный суверенитет и стать независимыми. Поскольку существует знаменитый принцип «права наций на самоопределение» и они по всем формальным признакам, вроде, такое право имеют. Населению края и области остается только наблюдать, как развивается клановость, лоббирование интересов лидеров национальных республик в рамках территориальной целостности государства.
История последних десятилетий наглядно доказала, что единственно жизнеспособными оказались федерации, построенные на территориальных принципах.
Переход на территориальный принцип означает проведение административных границ между новыми субъектами федерации по линейке. Как в США проведены границы между большинством штатов. Но в данном случае речь пойдет о более сложном процессе. С учетом экономических, демографических, социальных, географических, транспортных и других особенностей реформируемых территорий необходимо провести их укрупнение до численности населения 7−10 миллионов человек максимум. Эта возможность стирает территориальные межнациональные границы, что дает возможность населению жить по одним законам независимо.
Вы спросите: а как же быть с национальной культурой, языком? Никаких проблем, для этого не надо изобретать велосипед. Во многих странах мира существуют так называемые «национально-культурные автономии», которые позволяют проживающим на данной территории людям полностью реализовать свои национальные потребности. Хотите школы на дагестанском языке? Никаких проблем — вот вам такие школы, и в них преподавание будет на дагестанском языке.
Хотите телевидение на чиченском? Пожалуйста, вот телеканал, на котором говорят по-чиченски.
Хотите национальный танцевальный ансамбль? Пожалуйста, вот вам финансирование из бюджета на его создание.
Нас пугают, что переход к территориальному устройству государства вызовет активные протесты населения национальных республик, которые могут привести к распаду России. А мне кажется, что трагический опыт развала Советского Союза многому научил людей. Они на своем опыте убедились, что громкие призывы борцов за суверенитет и независимость ведут простых людей к конфликтам.
Целостную безопасность России укрепит переход к территориальному принципу государственного устройства, который объединяет национальные меньшинства в одно общество, с общими законами, бюджетом, исключая клановость и разделение по национальному признаку.
Список литературы:
- Казначеев В. А. Кавказская идентичность: через диалог к взаимопониманию // Современный Кавказ.- Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2007. С. 34.
- Лебедева Н. М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе. Ставрополь, 2003, С. 136-142.
- Тавадов Г. Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998. - С. 516.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003 - С. 24.
- Рамазан Г. А. Этнополитология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, с. 182
Комментарии (11)
Оставить комментарий