Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Стрельникова Е.Д. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ НА НИЖНЕМ ДОНУ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(82). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(82).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ НА НИЖНЕМ ДОНУ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Стрельникова Елизавета Дмитриевна

студент Школы архитектуры, дизайна и искусств Донского государственного технического университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Писаренко Сергей Александрович

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры «изобразительное искусство» Школы архитектуры, дизайна и искусств Донского государственного технического университета,

 РФ, г. Ростов-на-Дону

Рубеж XIX – XX веков стал временем интенсивного развития системы обучения изобразительному искусству и активизации художественной жизни в Донском регионе. В этот период открываются новые художественные учебные заведения и возникает ряд новых творческих объединений. В этой связи закономерно, что в конце XIX и первой половине XX века заявили о себе многие художники и скульпторы, получившие всероссийскую и  международную известность.

В 1876 году в Ростов приехал молодой талантливый художник Андрей Чиненов, окончивший знаменитую Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова. Спустя некоторое время Андрей Семенович создаёт в 1895 году, благодаря своему энтузиазму Ростово-Нахичеванские рисовальные классы. Эти классы переживают многочисленные преобразования и вырастают в художественную школу, давшую стране множество замечательных художников. Позже на основе Чиненовской художественной школы было создано Художественное училище имени Митрофана Борисовича Грекова. Школа выпустила множество талантливых художников, среди которых можно отметить следующих:

Александр Иванович Лактионов (1910-1972) - советский живописец и график, педагог, профессор. Лактионов родился в семье кузнеца. В юношестве работал каменщиком, маляром, строителем, чертежником. Начальное образование получил в Ростовской художественной школе (1926-1929) у А.С. Чиненова.

Лактионов работал как жанрист и портретист, писал пейзажи и натюрморты. Также пробовал свои силы в скульптуре и литографии. Является автором многих тематических картин: «Письмо с фронта», «Защитник Родины», «Вновь я посетил..», «В новую квартиру», «Тишина» и других. Он создал обширную галерею портретов советских военных и государственных деятелей, представителей науки и культуры.

Евгений Викторович Вучетич (1908 - 1974) - советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Вучетич родился в Екатеринославле, окончил художественную школу-уже в Ростове. Его дипломной работой стала скульптурная группа, изображающая матроса на взмыленном коне в полную величину. В 1930-е годы и в разгар грандиозного строительства, Вучетич оказался в Москве - в самом эпицентре сталинского плана реконструкции города. Он работал провозвещение гостиницы «Москва» и Ленинской библиотеки. В 1934 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководце прошлого: Кутузова, Суворова, Багратиона, Давыдова. В своём творчестве скульптор воссоздала важнейшие события истории государства, созданные им образы часто имели значение героического символа.

Сергей Григорьевич Корольков (1905-1967) - живописец, скульптор и график. Родился на Тихом Дону, в хуторе Павлов. В свободное время зарисовывал жизнь рыбаков и лепил из глины. Учился у основателя школы А.С. Чиненова. Одновременно с учебой работал художником в газете «Большевистская смена». Его работы на батальные тесы выставляли в краевом музее Северного Кавказа (Ростовский краеведческий музей). С марта 1933 года Корольков работал скульптором-художником в управлении строящегося городского театра в Ростове-на-Дону. Выполнил несколько горельефов для общественных зданий (Драматический театр им. М. Горького «Донская Вандея», «Железный поток», также рельеф на гостинице «Ростов» и фонтан «Богатырь» на углу Буденновского пр. и Красноармейской ул.), создал барельефы для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.).

На рубеже XIX-XX в. в. существовало достаточно большое количество творческих объединений:

Кружок донских художников (1893-1914 гг.). Именно в выставках данного кружка участвовал русский художник-пейзажист-Дубовской Николай Никанорович. Он стремился к созданию законченного панорамного эпического пейзажа. Его многочисленные этюды, напротив, носили камерный характер и передавали различные состояния природы. Он часто повторял наиболее известные и удачные свои полотна.

Ростовское общество любителей искусств (1895-1903 гг.). Общество возникло по инициативе местной интеллигенции осенью 1895 году. В первый год своего существования общество насчитывало более семидесяти участников. Существовало три отдела: музыкальный, драматический и художественный.

Таганрогское артистическое общество (1898-1909 гг.). Целью общества являлось распространение музыкального, сценического и художественного образования и развитию вкуса к музыке, драматическому искусству, живописи в городе Таганроге. Общество проводило семейные вечера, устраивало концерты и проводило лекции по искусству.

Ростово-Нахичеванское-на-Дону общество изящных искусств (1907-1918 гг.). В это общество входили известные художники того времени А.С. Чиненов, А.И. Мухин, А.Г. Черчопов, И.С. Богатырев, П.И. Черкасов, Ф.С. Гончаров. С Ростово-Нахичеванским обществом изящных искусств активно сотрудничал М.С. Сарьян. Именно творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи. Общество не только устраивало регулярные художественные выставки, но и организовывало учебу для желающих посвятить себя изобразительному искусству.

 

Список литературы:

  1. Культура Донского края. Страницы истории: Сб. науч. тр. / Рост. Консерватория: Отв. ред. Т.С. Рудниченко. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993. – 184 с.
  2. Николаева Е.В., Мямлин И.Г. Александр Иванович Лактионов. – Л.: «Художник РСФСР», 1978. – 173 с.
  3. Тикиджьян Р.Г. История и культура народов Донского края и казачества [Текст]: научно-популярное и учебно-методическое издание для национально-регионального компонента образования / Р.Г. Тикиджьян. – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2010. – 448 с.
  4. Шахмагонов Ф.А. Евгений Вучетич [Текст] - М.: Советская Россия, 1970. – 80 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.