Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Куракбаева Ж.А. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РАССКАЗЕ В.М. ГАРШИНА «ТРУС» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(80). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21(80).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РАССКАЗЕ В.М. ГАРШИНА «ТРУС»

Куракбаева Жанар Алдабергеновна

магистрант 2 курса, кафедра «Русского языка и литературы» филологического факультета Евразийского Национального Университета им. Л.Н. Гумилева,

Республика Казахстан, г. Нур-Султан

В.М. Гаршин оставил достаточно небольшое творческое наследие, состоящее из малой прозы. Однако талант и высокая требовательность к себе, интенсивное обращение в небольших художественных текстах к общечеловеческим ценностям и этическим проблемам обусловили достойное место Гаршина в классической русской литературе XIX в.

Тематика рассказов В.М. Гаршина разнообразна: тема войны, искусства и прекрасного, нравственного падения человека, мирового зла, самопожертвования и человеческой жестокости и т.д.

Исторические события в них выступают как фон для раскрытия мыслей и чувств человека. В.М. Гаршин не описывает свою эпоху, он говорит о человеке и его мыслях. «Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина» [1, с. 277].

Одной из важнейших особенностей его художественного творчества является проблема нравственного выбора героев.

В.М. Гаршин болезненно осознавал несовершенство устройства человеческого мира, отсутствие гуманных принципов взаимоотношений между людьми, чувствовал, что зло заключено и в самом человеке. В.М. Гаршин, пожалуй, одним из первых в отечественной литературе (вслед за JI.H. Толстым и Ф.М. Достоевским) заговорил о ценности человеческой жизни, о невозможности посягательства на нее ни при каких обстоятельствах.

Тема войны является одной из основных в творчестве В.М. Гаршина.  Война по Гаршину — это трагедия вселенского масштаба еще и потому, что он был уверен в неповторимости и бесценности каждой человеческой личности, независимо от того, на какой стороне баррикады сражается человек. Непрерывный ряд нравственных страданий испытывают многие герои произведений Гаршина. Все они, как правило, заложники обстоятельств, побороть которые не в силах. Никита («Денщик и офицер»), совершенно не приспособленный к военной службе, вынужден оставить семью, дом и несколько лет прозябать в полном бездействии, теряя остатки человеческого облика. Он не на своем месте: совсем недавно он был работник «лучше родного сына», по на долгие годы стал «рожей», «болваном», «дураком». Житков («Из воспоминаний рядового Иванова») ушел на войну, оставив дома пятерых детей.

Борьба за достоинство каждого человека в творчестве Гаршина сопровождается болью и мукой: нужно сострадать человеческим страданиям, жалеть все живущее и нужно принимать страдание, которое называется борьбой за свободу, за самоценность человека, независимо от его социальной иерархии.

Потому таким трагическим аккордом звучит рассказ Василия Петровича («Трус») о докторе, который не смог выдержать одного только вида физических страданий солдат и покончил с собой.

В рассказе "Трус" гибнет от гангрены молодой студент Кузьма. Гаршин, не скупясь на страшные подробности, описывает его раны, мучения, показывает последовательные стадии болезни, в конце концов сводящие больного в могилу. Это создает как бы фон и своеобразный зловещий аккомпанемент к размышлениям главного героя. Страдания Кузьмы выступают как своего рода мерило, которым определяется размер народного бедствия: "Кузьма кажется мне единицею, одной из тех, из которых составляются десятки тысяч, написанных в реляциях» [2, с. 239].

Рассказ «Трус» начинается символической фразой: «Война решительно не дает мне покоя» [3, с. 39]. Именно состояние покоя и, в свою очередь, связанные с ним чувства свободы, независимости и самостоятельности составляют основу жизни главного героя рассказа. Он постоянно поглощен мыслями о человеческих смертях, о действиях людей, сознательно идущих на войну убивать и сознательно отнимающих чужие жизни. Абсолютное право на жизнь, свободу и счастье оказывается нарушенным жестокостью людей друг к другу. Кровавые картины проносятся в его глазах: тысячи раненых, груды трупов. Он возмущен таким количеством жертв войны, но еще больше возмущен спокойным отношением людей к фактам военных потерь, которыми пестрят телеграммы. Герой, рассуждая о жертвах войны и об отношении к ним общества, приходит к мысли, что, может быть, и ему придется стать участником этой не им начатой войны: он будет вынужден оставить свою прежнюю размеренную жизнь и отдать ее в руки тех, кто начал кровопролитие: "Стало быть, — говорил он, — не смерть пугает меня."  — "Ты всем своим существом протестуешь против войны, а все-таки война заставит тебя взять на плечи ружье, идти умирать и убивать. Да нет, это невозможно!.. И никакое развитие, никакое познание себя и мира, никакая духовная свобода не дадут мне жалкой физической свободы — свободы располагать своим телом".  [3, с. 39].

«Куда ж денется твое «я»? — восклицает гаршинский герой. — Ты всем существом своим протестуешь против войны, а все-таки война заставит тебя взять на плечи ружье, идти умирать и убивать» [3, с. 40]. Его возмущает отсутствие свободного выбора в управлении своей судьбой, поэтому жертвовать он собой не готов. Основным вопросом, который задает направление мысли героя, является вопрос «Трус я или нет?». Постоянно обращаясь к своему «я» с вопросом: «Быть может, все мои возмущения против того, что все считают великим делом, исходят из страха за собственную кожу?», герой стремится подчеркнуть, что он не боится за свою жизнь: «стало быть, не смерть меня пугает…» [3, с. 43]. Что же пугает героя? Выходит, потеря права индивида на свободный выбор. Гордыня не дает ему покоя, ущемленное «я», не имеющее возможности диктовать свои правила. Отсюда все мучения героя рассказа. «Трус» не стремится анализировать социальные аспекты войны, конкретными фактами он не обладает, точнее: они его не интересуют, так как он относится к войне «непосредственным чувством, возмущенным массою пролитой крови» [3, с. 42]. Кроме того, герой рассказа не понимает, для чего послужит его смерть. Его основной аргумент в том, что не он начал войну, а значит, он не обязан прерывать течение своей жизни, даже если «истории понадобились его физические силы» [3, с. 59]. Долгие переживания героя сменяются актом отчаяния, когда он видит страдания Кузьмы, «поедаемого» гангреной.

Гаршинский герой сравнивает страдания одного человека со страданиями тысяч, мучающихся на войне. Представленный автором на страницах рассказа «надрывающий душу голос» героя рассказа следует назвать гражданской скорбью, которая раскрывается в полной мере именно в период болезни Кузьмы. Следует обратить внимание на то, что Ф.М. Достоевский отрицательно относился к так называемой «гражданской скорби» и признавал единственно искренней только христианскую скорбь. Нравственные мучения гаршинского героя близки страданиям, о которых говорит Ф.М. Достоевский применительно к Н.А. Некрасову в статье «Влас»: «вы страдали не по бурлаке собственно, а, так сказать, по общебурлаке» [4, с. 33], то есть по «общечеловеку», индивиду.

В финале главный герой рассказа решает идти на войну, руководствуясь мотивом «совесть мучить не будет» [5, с. 57]. Искреннего желания «доброму научиться» у него так и не возникло. Чувство гражданского долга, который уже выработан обществом, но еще не стал внутренней естественной составляющей духовно-нравственного мира человека, не дает герою уклониться от войны. Духовная смерть героя наступает раньше смерти физической, еще до отъезда на войну, когда он всех, в том числе и себя, называет «черной массой»: «Огромному неведомому тебе организму, которого ты составляешь ничтожную часть, захотелось отрезать тебя и бросить. И что можешь сделать против такого желания ты... палец от ноги?..» [5, с. 59]. В душе героя понятие долга и жертвенности не стали жизненной потребностью, возможно, поэтому он и не может бороться со злом и антигуманностью. Понятие долга для него осталось отвлеченным: смешение личного долга с долгом вообще приводит героя к гибели.

Рассказ Гаршина отражает стремления лучших людей его времени понять природу, характер, причины войны вообще, данной войны в частности. Напряженные раздумья героя не приводят его к решению вопроса; он ни на секунду не выходит из состояния внутренней тревоги и недоумения. Это не значит, однако, что герой "Труса" показан как непротивленец. Напротив, он считает своим долгом пойти на войну, уклонение от участия в ней он счел бы бесчестьем для себя. Он не может и не хочет отделить себя от народа во время общего бедствия. Оставаясь при всех своих недоумениях, мучительных и неразрешенных, герой Гаршина понимает, что "война есть общее горе, общее страдание".

Таким образом, автор в рассказе сосредоточил свое внимание на духовном и нравственном состоянии человека, оказавшегося по воле судьбы в исключительно экстремальной ситуации. Процесс пробуждения и обострения сознания героев представляет собой основной проблемный стержень рассказа. Нравственный перелом в сознании героев начинается с мучительного осмысления своей участи в этой войне, с того, что бессмысленное убийство одного человека другим никак не оправдывается даже исключительными обстоятельствами войны.

Трагическое влияние войны на людей — деградация нравственности. Война как бы освобождает человека от ответственности за свои поступки; то, что в мирной жизни считается вандализмом, на войне становится обыденным. Трагедия обыденности приводит к тому, что вся человеческая жизнь в результате оказывается бессмысленным кладбищем.

 

Список литературы:

  1. Безруков А.А. Возвращение к православности и категория страдания в русской классике XIX века: Монография. М.: Издательство РГСУ, 2005. — 340 с.
  2. Гаршин В.М. Рассказы. Статьи. Письма. М.: Олимп, АСТ, 2000. —  544 с.
  3. Гаршин В.М. Сочинения.  М.: Художественная литература, 1983. —  413 с.
  4. Гаршин В.М. Красный цветок: Рассказы. Сказки. Стихотворения. Очерки. М.: Эксмо, 2008. — 480 с.
  5. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах.  Л.: Наука, 1972–1990. Т. 24.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.