Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Брагина Ю.Д. ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКА НА МЫШЛЕНИЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(80). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21(80).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 112 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ВЛИЯНИЕ ЯЗЫКА НА МЫШЛЕНИЕ

Брагина Юлия Дмитриевна

студент 4 курса факультет иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета,

РФ, г. Самара

Клюшина Алёна Михайловна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц. Самарского государственного социально-педагогического университета,

РФ, г. Самара

Язык является не только важнейшим средством человеческого общения, но и средством выражения знаний об окружающем мире. Иными словами, именно язык отражает некий способ восприятия и концептуализации мира. Значения, выражаемые в языке, составляют определенную систему взглядов. Именно поэтому актуальность нашей работы обуславливается необходимостью изучения взаимодействия языка и мышления. В разные времена не раз предпринимались попытки изучения влияния языка на мышление. Многие отечественные и зарубежные лингвисты, философы и психологи изучали этот феномен (Н.Т.Гишев, Я.Гримм, В.Гумбольдт, А.Шлейхер, Л.С.Ермолаева, П.К.Услар, С.Д.Кацнельсон, К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, В.З.Панфилов, В.А.Звегинцев, Ф.Боас, Э.Сепир, Л.Выготский, Б.Уорф, Э.Леннеберг, Л.Бородицки, Д.Люси, С.Левинсон и др.).

Приведем некоторые очень интересные и важные для нашей работы определения. В своей работе о соотношении языка и мышления Н.Т.Гишев пишет, что “человеческий язык - это сплав мышления и речи” [1]. Я.Гримм отмечает, что “язык может обойтись незначительными средствами и поразить своим богатством, так как он бережлив без скупости и щедр без расточительства” [2, с. 47]. В.Гумбольдт считает, что “язык и духовные силы составляют нераздельную деятельность разума и функционируют они не раздельно друг от друга, и не последовательно один за другим” [9, с. 53].

Вообще в языкознании постановка проблемы взаимовлияния языка и мышления впервые была подробно изучена основоположником общего языкознания и философии языка В.Гумбольдтом. В современном мире предлагаемое им соотношение языка и мышления сложно назвать правильным. На наш взгляд, К.Д.Ушинский приводит максимально полное и подробное описание связи не только языка и мышления, но и национальных особенностей народа [8, с. 195].

Идея лингвистической относительности (или лингвистического релятивизма) в основных чертах была сформулирована в работах мыслителей XIX века, например, Вильгельма Гумбольдта, считавшего, что язык является воплощением духа нации. Гипотеза лингвистической относительности предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы. Лингвистическая относительность широко известна как гипотеза Сепира — Уорфа. Выделяют две формулировки этой гипотезы:

  • язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории.
  • наряду с лингвистическими категориями мышление формируют влияние традиций и некоторые виды неязыкового поведения [5, с. 35].

Общеизвестно, что без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней. Но и то и другое возможно только в человеческом обществе. Приведем пример из произведения Ж.Верна «Таинственный остров». Однажды колонисты нашли одичавшего Айртона, оставленного в наказание за преступления на необитаемом острове. Оторванный от общества, Айртон перестал жить по-человечески, утратил способность человеческого мышления и перестал разговаривать. Когда же он снова попал в человеческое общество (хоть и состоящее из малого количества людей), вошел в жизнь людей, к нему вновь вернулась способность мыслить, и он начал говорить. Таким образом, этот пример может служить подтверждением того, что язык и мышление развиваются во взаимодействии, а значит развитие и обогащение одного из них, становится последствием развития и обогащения другого. Следовательно, чтобы познать сущность языка, нужно познать мышление народа.

Мыслительная способность заложена еще природой человека. Естественные биологические свойства человека могут развиваться обособленно, но язык, в свою очередь, требует определенной среды для развития, а именно, общества. То есть язык возникает, как необходимость общения с коллективом, а не как индивидуальная особенность того или иного человека. Общий процесс развития человека Ф. Энгельс представляет как взаимодействие труда, сознания и языка [7, с. 21].

Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:

а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию [3, с. 11].

Язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. Рассмотрим возможные способы и пути этих взаимных влияний. С одной стороны, мышление воздействует на язык следующим образом:

- мышление предоставляет содержательную основу для языка, для речевых выражений;

- мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;

- в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепляемых в языке, опыта его употребления;

- мышление определяет уровень языковой культуры;

- обогащение мышления (изменение и уточнение содержания и объема понятий, обоснование новых понятий и т.п.) ведет к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и т.п.). [3, c. 12]

С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:

- язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;

- язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова тех или иных мыслей у партнера, их выражение во внешней речи. Тем самым мысль одного человека становится доступной для других людей;

- язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;

- язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;

- язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, средством прямого, а чаще всего - косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);

- язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления. [3, c. 12]

Таким образом, мы можем проследить тесную связь языка и мышления, их взаимовлияние друг на друга. Для того чтобы убедиться в этом обратим внимание на некоторые примеры.

Коренные жители Австралии, племя Kuuk Thaayorre, живущие в селе Пормпераа, не используют таких слов, как «право» и «лево», вместо этого они пользуются направлениями частей света. Поэтому в переводе на русский язык они будут говорить примерно так: «О, у вас муравей на вашей юго-западной ноге». И если вы хотите поздороваться, то на их языке это будет звучать, как: «Куда вы идёте?», ответ будет примерно такой: «Далеко на северо-восток». Люди, которые говорят на таких языках, отлично ориентируются в пространстве. Многие думают, что это нам не дано от природы. Но, как показывает нам пример с народом Kuuk Thaayorre, мы бы могли легко определять стороны света, если бы это было заложено в наших особенностях языка и общения.

В качестве еще одного примера расскажем о народе Пираа, которые проживают в отдаленных северо-западных регионах Бразилии. всего их насчитывают около 300 человек. Они говорят на языке, который не имеет точных названий чисел, иными словами отсутствуют числительные вообще. Поэтому носители этого языка не могут посчитать и сказать точное количество предметов и вместо этого они употребляют всего две дефиниции, которые на русский можно приблизительно перевести как "несколько" и "много" (или "больше"). Таким образом, отсутствие числительных в языке привело к отсутствию счета в жизни народа Пираа.

Далее рассмотрим цветовой спектр окружающего мира. В некоторых языках есть множество названий для обозначения цвета, в других — лишь пара слов: «светлый» и «тёмный». Также языки по-разному определяют границы цветов. Например, в английском языке есть слово «blue». Оно охватывает все оттенки синего цвета. Но в русском языке есть отдельные слова для обозначения понятий «light blue» и «dark blue» — это «голубой» и «синий». И если мы проверим способность людей воспринимать эти цвета, то обнаружим, что носители русского языка быстрее пересекают лингвистическую границу. Они способны быстрее определить разницу между голубым и синим оттенками. Носители же английского языка будут сильно удивлены разнице в светло-голубом и синем оттенках.

Таким образом, данные примеры демонстрируют не только тесную взаимосвязь языка и мышление, но и подтверждают, что язык и мышление находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление. Несмотря на то, что данная проблема уже много лет вызывает достаточный интерес, некоторые вещи так и остаются загадкой для исследователей.

 

Список литературы:

  1. Гишев Нух Туркубиевич О соотношении языка и мышления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. №4 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-yazyka-i-myshleniya (дата обращения: 18.10.2019).
  2. Гумбольд В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000. - 400 с.
  3. Демидов И. В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. - М.: Юриспруденция, 2000 - 208 с.
  4. Ермолаева Л.С. Неогумбольдтианское направление в современном буржуазном языкознании // Проблемы общего и частного языкознания. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1960. С. 47-85.
  5. Звегинцев В.А. Новое в лингвистике. Вып. 1. Издательство иностранной литературы, м, 1960, 119 с.
  6. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. М., 1972. С. 216.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 488-489 и 491.
  8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/ Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с.
  9. J.Grimm, Über den Ursprung der Sprache. Kleinere Schriften. Erster Band, Berlin, 1864.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 112 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (1)

# Андрей 06.11.2019 23:30
Очень полезно, теперь иду учить языки.

Оставить комментарий