Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карпушина А.Д. РАЗВИТИЕ ЖИВОПИСНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(80). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21(80).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ЖИВОПИСНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВ

Карпушина Анастасия Дмитриевна

студент, кафедра художественного образования Уральского Государственного педагогического университета

РФ, г. Екатеринбург

Работа учащихся на уроках по изобразительному искусству является одной из главной составляющей их работы в художественных учреждениях. Не маловажную роль в их обучении играет знакомство и рисование натюрмортов. Современные рабочие программы, таких авторов как Неменский Б.М., Шпикалова Т.Я. и др, помогают нам определить в каких классах проходят темы по живописному натюрморту.

Работая на уроках по изобразительному искусству, дети сталкиваются с проблемой изучения и использования живописных материалов на уроках живописи, особенно в работе над натюрмортом. Эти проблемы учащимся помогает решать учитель с помощью объяснения нового материала, практики через выполнение заданий и т.д.

Искусство живописи развивалось в течение многих столетий. В процессе появилось множество различных техник, которые делают картины настоящими произведениями искусства и оживляют изображение.

Выразительные средства. К ним относят колорит (декоративно-эскпрессионистические возможности цвета), фактурность, условность изображения, пластические приёмы (орнаментация, стилизация, использование контура).

2. Композиция. Основная идея при разработке композиции декоративного художественного произведения-  соответствие правилам и приёмам, соответствующему художественному замыслу.

3. Условность.  Художественное обобщение, предполагающее повышенную эмоциональность образа, рассчитывается на такой же эмоциональный зрительный отклик.

4. Широкое понятие пространства. В зависимости от задач, которые ставит перед собой художник, изображение пространства будет различным; нельзя выделить конкретные параметры, присущие именно декоративной живописи. Это может быть, например, "малая глубина" пространства картины,  "обратная перспектива". Основное правило- соотношение цветовых масс на плоскости.

5. Построение. Конструкция, форма неразрывно связана с композиционным решением и легко может искажаться; нередко художник деформирует пропорции, масштаб, объём, плоскость.

В одном из толковых словарей есть определение понятия: "Изобразительно-выразительные средства — такие средства и приёмы, которыми обладает каждый из видов искусства для решения художественных задач. Искусство не только изображает нечто, но и выражает идеи, чувства, внутренний мир художника. Все изобразительные средства одновременно являются и выразительными средствами."

Художественные средства - композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и другие изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения.

Если говорить о художественных средствах, используемых в живописи, то они состоят из немалых факторов: цвет, рисунок, композиция, не стоит упускать и фактуру красочной поверхности и даже выразительность мазков. Объем и пространство в живописи связано: с линейной и воздушной перспективой, с положением на модели света и тени, с использованием такого важного аспекта, как конструктивный рисунок; свойства пространства, передача теплых и холодных оттенков натюрморта.

Изобразительная выразительность находит своё решение в технике, а так же немаловажную роль играют свойства красок - на сколько измельчен пигмент, связующие. Инструмент написания играет тоже одну из важный ролей. Если это будет кисть и мастихин - эффекты будут разные. Пастозность работы изменится, прозрачность, легкость, глубина - все это можно передать с помощью различных мазков. Даже растворители оказывают воздействие на будущую работу, на её насыщенность, матовость или глянцевость, будет ли написана работа подобно акварели, а может быть корпусные мазки будут лежать на холсте. На приемы наложения красок влияет так же поверхность используемого грунта и его заданный художником тон.

Цвет в таком пластическом искусстве, как живопись, отражает особую возможность и функции. Цветовое богатство и палитра может соответствовать действительности и наоборот. Абсолютно каждое художественное произведение по-своему помогает человеческому глазу и сознанию увидеть красоту и гармонию, пусть изначально кажется, что все это возможно достичь только с помощью интуиции, но нет, палитра требует больших умственных раздумий.

Средства выразительности, которые могут использоваться на уроках для развития живописной выразительности: процарапывание, набрызг, акварельная техника, использование капель (наливная техника).

Процарапывание (сродни сграффито) двухцветное сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах соскрести штукатурку, то получится двухцветный рисунок.

Набрызгнетрадиционная техника, набрызгивание на бумагу краски при помощи щетины, где можно использовать силуэтные шаблоны, Набрызгом можно передавать фактуру и использовать, как приём в живописи, если брать несколько цветовых тонов.

Акварельная техника – техника письма,  во время которой используется большое количество воды.

Использование капель, от наливной техники (в стакане разводится акрил нужного цвета, добавляется вода, потом в другой стакан поэтапно вливаются разные краски, после стакан переворачивается на горизонтальной поверхности).

Развитие живописных выразительных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами школьных учреждений, потому что именно младший школьный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей. Изучение и решение проблемы развития живописной выразительности школьников в различных видах художественной деятельности может способствовать решению задач эстетического воспитания в  школах.

 

Список литературы:

  1. Беда Г.В. Введение в теорию живописи: учебное пособие. / Г.В. Беда – Краснодар, 2011. – 87 с.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. – 3-е изд. – М.: Искусство, 2016. – 574 с.
  3. Ивахнова, Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. – Омск :ОмГПУ, 2003. – 129 с.
  4. Костикова С.Г.  Контраст и нюанс как средство выразительности в живописной композиции натюрморта на занятиях по живописи Молодежный научный вестник. 2016. № 8 (8). С. 10-16.
  5. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий