Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 сентября 2019 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тонян Н.Р. ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА В СКАЗКЕ Г.Х. АНДЕРСЕНА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(76). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/17(76).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА В СКАЗКЕ Г.Х. АНДЕРСЕНА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Тонян Нунуфар Романовна

магистрант 1 курса Института русской и иностранной филологии Армавирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Армавир

 

Козлова Галина Анатольевна

научный руководитель,

канд. филол. наук Института русской и иностранной филологии Армавирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Армавир

Творчество Г.Х. Андерсена отличает тем, что имеет богословский характер. Многие произведения были написаны для того, чтобы приблизить читателей к Богу. Одним из таких произведений является сказка «Снежная королева». В ней встречается множество библейских мотивов. Начнём с того, что сказка состоит из семи глав. Число семь в христианстве означает количество дней, за которые Бог сотворил все сущее на Земле. Сказка учит и детей, и взрослых не только добру, но и любви к Богу, которая способна очистить душу человека и защитить его от соблазнов и грехов.

Начинается она с библейского мотива – борьбы добра и зла. В первой главе говорится о тролле, изготовившему зеркало, которое всё преподносит в лживых образах. Тролль является воплощением дьявола. Когда дьявол и его ученики дерзнули добраться до неба, Бог разбил зеркало, и его осколки разлетелись по всему свету. Зеркало скрывает истину, а Бог есть истина, поэтому он выбивает зеркало из рук дьявола. Это напоминает о вочеловечении Бога Сына, даровавшего людям истину [Калинин, 2013, с. 35]. Но зло не так просто искоренить полностью, поэтому оно продолжает существовать в жизни людей. В сказке Андерсена оно существует в виде осколков разбитого зеркала. Некоторые люди подчинены злу, принимают лжеучения в сердце и видят всё в искажённом виде – это и означает, что в их глаза и сердце попали осколки дьявольского зеркала. Поэтому, только познав истину, познав Бога, они смогут одолеть зло, и сам дьявол отступит перед ними.

Во второй главе мы знакомимся с главными героями – Каем и Гердой. Кай является символом человеческого сердца, а Герда напоминает нам о любви к Богу. Через эти образы можно рассмотреть сложный духовный путь христианских исканий. Дети жили на верхних этажах домов. Мансарда олицетворяет рай, и это означает, что человек в своей любви к Богу устремлён ввысь и оторван от земного [Калинин, 2013, с. 36]. Герда пела псалом, а Кай ей подпевал:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа [Андерсен, 2014, с. 10].

Дети поют псалмы, на них глядит Христос – прямым текстом говорит Андерсен. Но Герда более ближе к Богу, чем Кай. Об этом свидетельствует и то, что Герда хорошо знает молитвы и псалом. Кай же оказался более уязвим и подчинён злу, достаточно вспомнить эпизод, когда мальчик привязал свои санки к большим саням Снежной королевы, и она увезла его от всех. Кай попытался остановить Снежную королеву, хотел прочесть «Отче наш», но не смог вспомнить молитву. Он отверг любовь к Богу, отверг Герду, поэтому осколки зеркала попали именно в его сердце и глаз, и тогда его настигла Снежная королева, в образе которой автор показал гордыню и самолюбие, ведь уже во время первой встречи с ней мальчик увидел, что её «глаза… сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости» [Андерсен, 2014, с. 16]. Снежная королева увезла мальчика, поцеловала его в лоб, после чего его сердце заледенело, и он забыл про всех, кроме своей властительницы. «Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством» [Андерсен, 2014, с. 17], - пишет автор. Это значит, что теперь самолюбие и гордыня его не пугают, а самообожествление притягивают [Калинин, 2013, с. 38]. Теперь Кай видит в призрачном свете месяца истинный свет познания. Он становится рабом своей страсти, «обретая» духовную слепоту.

Большую роль в сказке играют розы. Они являются символическим отображением Божественной любви, чистоты и святости и несколько раз появляются в сказке. Именно розы растут в мансарде, именно с их помощью Герда вспоминает о Кае во время его поисков, даже при описании внешности Герды, автор сравнивает её лицо с розой.

Итак, Герда отправляется на поиски Кая. Автор показывает смелость и мужественность хрупкой девочки, духовную силу и веру, которые помогают ей преодолеть все преграды. Герда начинает свой путь с реки, которую просит сообщить, где находится Кай. Взамен отдаёт свои красные башмачки, которые являются важной деталью при создании образа девочки.

Цветовая гамма разнообразна в сказке, но чаще символизирует красный цвет: красные розы, красные башмачки. Красный цвет в христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, и его любовь к людям. Это цвет огня веры, следовательно, красные башмачки Герды – это жертвоприношение Герды, её любовь и вера.

По реке Герда приплывает в цветочный сад, который уподобляется саду искушений, где росло много разных цветов. Каждый из цветов символизирует определённый вид любви: огненная лилия означала страстную прелюбодейную любовь, вьюнок – мирскую влюблённость, нарцисс, хлестнувший Герду по ноге, пытаясь её остановить, – самовлюблённость [Калинин, 2013, с. 39].  Старушка хотела оставить девочку у себя и, чтобы Герда забыла навсегда о Кае, спрятала розы вглубь земли, но по рассеянности забыла убрать их из своей шляпы. Хитрость старушки не удалась: Герда вспомнила о Кае, вспомнила о любви к Богу, слёзы её смочили землю, и куст роз «мгновенно появился на клумбе такой же цветущий, как прежде» [Андерсен, 2014, с. 29]. В этой главе автор показывает, что как бы дьявол ни старался скрыть от нас истину, он не в силах её уничтожить. Старушка очаровала девочку земными благами, подменяя высшую любовь более низкой. Но красоты мира не могут удерживать любовь к Богу. В итоге Герда убегает из сада и продолжает свой нелёгкий путь в поисках Кая – «сердца человека».

Следующее место, в которое попадает Герда – королевство принца и принцессы, которое можно сравнить с храмом. При царском дворце служат ворон и его жена. Им «ужасно трудно говорить по-вашему», то есть на языке христианства. Возможно, ворон и ворона находятся на пути к Богу. Ворон рассказал Герде о свадьбе принца и принцессы, в описании принца Герда узнала Кая и попросила ворона провести её во дворец. Поднимаясь по лестнице, девочка увидела сны, которые «пришли, чтобы унести мысли высоких особ на охоту». Но, оказавшись в спальне принца и принцессы, героиня поняла, что ошиблась: принцем оказался не Кай. Следует обратить внимание на описание покоев: «потолок ее напоминал огромную пальму с листьями из драгоценного хрусталя; со средины пола к потолку поднимался толстый золотой ствол, а на нем висели две кровати в виде лилий; одна была белая – в ней лежала принцесса, а другая красная – в ней Герда надеялась найти Кая». Пальма понимается в христианстве в качестве символа победы Христа над смертью, а лилии означают чистоту и невинность. Следовательно, сама спальня может символизировать храм. Правители приняли Герду с почтением, выслушали её рассказ и уложили спать. Далее автор пишет: «Сны опять прилетели, но теперь они были похожи на божьих ангелов». Таким образом, Бог посылает в помощь девочке добрых людей. Принц и принцесса нарядили Герду в шёлк и бархат, подарили ей карету и коней, и она отправилась дальше.

В пятой главе Герда попадает к разбойникам. Маленькая разбойница спасает её от смерти только потому, что ей не с кем играть. Логово, в котором они живут, было «в огромных трещинах; из них вылетали вороны». Это место лишено тепла, любви и умиротворения. Злые мысли показаны в виде псов, которым девочка запрещает подавать голос. Однако в этом логове обитали голуби, лишённые свободы. Они являются символом Святого Духа. Голуби помогают девочке и сообщают, где находится Кай. Тем самым Бог не оставляет Герду одну среди разбойников, он всегда находится рядом и помогает в трудную минуту. В этом эпизоде Герда ведёт себя так, как учит Библия – быть кротким, нестроптивым, не сопротивляться злу.

Маленькая разбойница, выслушав рассказ Герды, отпускает её и отдаёт ей оленя, чтобы он доставил Герду в царство Снежной королевы. В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение. В сказке он выступает в роли помощника Герды, поскольку самой ей трудно добраться до чертога Снежной королевы.

В главе «Лапландка и финка» Герда по пути в снежное королевство встречает лапландку, которая радушно принимает героиню, но не может помочь с поисками Кая. Она пишет на рыбе послание финке. Рыба тоже является библейским символом и связано с Христом и крещением.

Финка объясняет оленю, что она не в силах помочь человеческому сердцу, внутри которого находятся осколки дьявольского зеркала. На это способна только Герда, потому что её любовь к Богу одолеет зло. Поэтому финка говорит оленю: «Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в её сердце, сила её в том, что она милое, невинное дитя» [Андерсен, 2014, с. 59]. Дети находятся ближе к Богу, чем взрослые. Это Божии дети. Не зря автор делает главным героем именно ребёнка, наделяя его духовной силой, мужественным сердцем и любовью к Богу. Третье является самым сильным, что есть у человека.

В последней главе олень довёз девочку почти до дворца Снежной королевы и стрелой пустился назад. Босая Герда без рукавиц шла по трескучему морозу одна. Это напоминает нам о страданиях Христа, несущего свой крест на Голгофу во имя спасения человечества. Следовательно, мы видим, что ради спасения Кая Герда жертвует собой. «Навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев», но он не остановил девочку. Она принялась читать молитву «Отче наш», и Господь прислал ей на помощь ангелов, которые разбили снежное войско. Находясь во дворце Снежной королевы, она читала вечернюю молитву, и свирепые ветры утихли и отступили перед ней.

Войдя в ледяной зал, Герда увидела Кая, который пытался собрать из льдинок слово «вечность», которое подтвердило бы его духовную независимость и богоподобность [Калинин, 2013, с. 44].  Но мальчик так и не сумел его составить, потому что был порабощён гордыней и самолюбием. Увидев Кая, Герда «бросилась ему на шею, крепко обняла», и слёзы её, проникнув в сердце мальчика, расплавили осколок дьявольского зеркала. Герда напевала псалом, и Кай, вспомнив о Христе, «залился слезами плакал так сильно, что второй осколок выкатился из глаза» [Андерсен, 2014, с. 66]. Кай узнал Герду, прижался к ней, а значит открыл своё сердце для любви к Богу. Даже льдинки улеглись так, что из них составилось слово «вечность». Таким образом, Кай освободился от зла, изгнал из сердца самолюбие и гордыню, впустив туда Бога, и встал на истинный путь. Он принял Герду, а значит принял Господа.

На обратном пути Кай и Герда встречают разбойницу, которая ехала верхом на коне. Автор пишет, что ей стало скучно дома и она решила отправиться на север. Это говорит о том, что разбойница стала наставляться христианским учениям. Всюду расцветали цветы, щебетали птицы, деревья покрылись зелеными почками. Это означает, что Божья благодать оживляет всё вокруг.

Кай и Герда вернулись домой уже взрослыми, бабушка читала им Евангелие: «Если не будете, как дети, не войдете в царствие небесное!» [Андерсен, 2014, с. 70]. И только тогда они поняли смысл псалма: нужно душой оставаться Божьими детьми. «Так сидели они, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою», - этими словами заканчивает повествование автор.

Таким образом, в основе спасения Кая лежит христианский мотив самопожертвования. Через путь страдания и самопожертвования происходит очищение и спасение души человеческой. Герда жертвует собой во спасение друга, и Господь помогает ей в этом. Следовательно, любовь к Богу способна одолеть зло и просветить человека.

 

Список литературы:

  1. Андерсен Г.Х. Снежная королева. – М.: «Профиздат», 2014. – 72 с.
  2. Калинин П., Калинина Ю.Г. Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» как источник символического понимания духовной жизни для православного аскета / Андерсен Г.Х. Снежная королева. – Армавир: «Издательский отдел Армавирского Православно-Социального Института», 2013. – 52 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.