Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 19 августа 2019 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Габидуллин А.И., Панкратова А.И. МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБЩЕСТВА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(75). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/16(75).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Габидуллин Александр Ильгизович

студент 4 курса, кафедра отечественной и всеобщей истории, археологии ПГГПУ,

РФ, г. Пермь

Панкратова Алёна Игоревна

студент 4 курса, кафедра отечественной и всеобщей истории, археологии ПГГПУ,

РФ, г. Пермь

Большая часть изменений, происходящих в исламском мире, происходят сегодня под влиянием такого явления, как глобализация. Данному процессу присущи такие черты, как универсализация (тенденция создания и распространения универсальной культуры и ценностей, которые должны быть актуальны в каждом обществе) и модернизация, т.е. неизбежное “осовременивание” всех сфер жизни общества, включая политику, экономику и культуру. Именно указанные черты и отталкивают мусульман и заставляют их стремиться к изоляции, как они считают, единственной возможности сохранить свою идентичность. Поэтому перед интеллектуалами мусульманского сообщества встает непростая задача: найти благоприятный, приемлемый для мусульман путь модернизации исламского мира. Решение этого вопроса они видят в адаптации западных идей под традиции ислама, однако, когда речь идет о возможном конфликте между ценностями запада и востока, их мнения существенно расходятся. Одни утверждают (например, А. Соруш, М. Муттахари ), что те исламские традиции, которые противоречат тенденциям современного мира, необходимо оставить в прошлом, другие (А. Шариати, Сейед Хоссейн Наср) считали, что те западные ценности, которые каким-либо образом противоречат исламской традиции, вообще не должны усваиваться, т.к. это разрушает исламскую культуру, а этого нельзя допустить. Так или иначе, они видели необходимость поиска пути модернизации не только потому, что в условиях глобализации невозможно избежать влияния чужеродной исламу культуры, они осознавали, что изоляция отбросит мусульманское пространство на периферию общемировых тенденций развития.

Для исламских политиков идеи глобализации, как некая возможность модернизации всех сфер жизни общества, так же не является чуждой. Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад высказал такое мнение относительно глобализации: “Мусульманские страны и правительства обязаны обеспечить условия, в которых глобализация не приведет к маргинализации их стран, как это произошло во времена промышленной революции. На этот раз мы не можем себе этого позволить. Если мы еще раз упустим возможность, идти в ногу с радикальными и быстрыми достижениями, … то мы не только будем маргинализованы, но и будем постоянно поддаваться доминированию и гегемонии” [1, c. 11-12].

Подобных запросов на модернизацию существует не мало, однако, как уже было сказано, глобализация давно коснулась мусульман и их некоторые ценности уже претерпели изменения. Ярким примером являются преобразования, связанные с понятием “умма” и теми значениями, которые мусульмане вкладывают в него сегодня.

Само слово “умма” можно перевести как “община”, однако если обратится к первоисточнику, а именно к Корану, то можно найти несколько специфических черт, которыми обладает данное понятие. В 10 суре, 19 аяте говорится об умме, как о всем человечестве в целом [5]. В той же 10 суре, 47 аяте говорится, что у каждой уммы есть свой посланник, т.е. пророк [5]. И, таким образом, “умма” приобретает религиозный критерий, а ее значение сводится к некой религиозной общине, которая следует учению какого-либо из пророков. Как известно, в исламе признаются пророки не всех религий, лишь христианские и иудейские, а значит, только они могут считаться частью “уммы”.

Обращаясь к другому источнику, а именно к т.н. Уставу Медины, можно увидеть новые аспекты понимания “уммы”: в первой статье данного акта говорится: “этот документ регулирует отношения между верующими, т.е. мусульманами и теми, кто следовал и усердно работал с ними. Они образуют одну нацию – умму”. А 30 статья гласит: “евреи рассматриваются как одна община с Верующими (т.е. мусульманами)”. Первая статья придает слову “умма” некое политическое значение, представляет ее как политическое сообщество [3]. 30 же статья выражает такую черту мусульманской “уммы” как инклюзивность, т.е. не только мусульмане могут быть частью одной общины, представители других религий, если они будут соблюдать законы шариата, также, могут вступить в эту “умму”.

Таким образом, в традиционном понимании “умма” – политическая/религиозная община, которая может включать в себя представителей разных конфессий, признаваемых исламом.

На современном этапе развития значение концепции “умма” несколько видоизменилось, и причиной тому становится влияние глобализационных процессов: Первое и, пожалуй, самое главное — это противопоставление “глобального” дискурса “локальному”. Данное противостояние появилось из-за стремления мусульман сохранить свою идентичность [4] и неизбежностью перемен, вызванными глобализационными процессами. Средства телекоммуникации, так или иначе, будут транслировать ценности, присущие западному обществу, а значит, будут распространять идеи, несвойственные мусульманской культуре.

Второе, о чем также стоит упомянуть, это миграционные процессы, присущие современному миру. 400 тысяч мусульман сегодня проживают на территории государств, где они являются меньшинством. И те традиции, культурные особенности и ценности, которые доминируют в данных обществах, оказываются чуждыми для представителей исламских стран. Поэтому перед мусульманской диаспорой встает вопрос о самоидентификации: являются ли они членами мусульманской уммы или же они часть того светского государства, в котором проживают.

Еще одно важное, а по мнению некоторых исследователей самое серьезное, влияние глобализации на мусульманский мир – это то, что средства телекоммуникации и массовой информации открывают самим мусульманам то, насколько их общество неоднородно. В одних государствах исламского толка существуют свои уникальные традиции и обычаи, а иногда и религиозные практики, которые отсутствуют в других. По данным исследования Кибрии, мусульмане-мигранты говорили о переоценки значения концепции “уммы”, и выражали свое разочарование по поводу слабой солидарности между мусульманами, живущими в разных странах [4].

Указанные выше факторы, как уже было сказано, видоизменили понимание “уммы”: во-первых, ее инклюзивная черта, превратилась в эксклюзивную. Мусульмане, идентифицируя себя как часть уммы, говорят исключительно о мусульманском сообществе, представители других религий воспринимаются ими как чужие, являющиеся частью другой уммы, но не мусульманской.

Во-вторых, политические границы общины размылись из-за миграционных процессов, о которых речь шла ранее. Те мусульмане, которые проживают за пределами исламского мира, воспринимаются остальными мусульманами как часть их религиозной общины.

Кроме того, стоит отдельно упомянуть о преобразованиях в сфере социальных отношений между мусульманами и не мусульманами. Раньше последние попадали под особую категорию “дхимми” (т.е. “люди договора”). Согласно Корану, данная группа, в первую очередь, относиться к “людям писания”, т.е. христианам и иудеям. Для них существовали особые правила и ограничения, примером тому может служить существование специального налога – “джизья”, который взымался исключительно с людей, принадлежащих указанной выше категории. И, если верить 29 аяту 9 суры, данная процедура являлась некой формой унижения: “Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными”[5]. На текущем этапе развития институт “дхимми” был отвергнут в пользу современного понятия гражданства [2], а практика взимания упоминаемого выше налога не существует еще с XIX века.

 

Список литературы:

  1. Dr. Mohd Abbas Abdul Razak. Globalization and Some of Its Impact on Muslim Education and Culture. // World Journal of Islamic History and Civilization. – 2011. P. 1-16 URL: http://irep.iium.edu.my/7084/1/Globalization_and_Some_of_Its_Impact_on_Education_and_Culture.pdf   (дата обращения: 03.05.2019)
  2. Fauzi M. Najjar. Whither the Islamic Religious Discourse? // Middle East Policy Council. – Vol. XXI. URL: https://www.mepc.org/whither-islamic-religious-discourse  (дата обращения: 03.04.2019).
  3. Full text of Madina Charter. URL: https://www.constitution.org/cons/medina/macharter.htm (дата обращения: 05.04.2019).
  4. Mubashar Hasan. The Concept of Globalization and How This has Impacted on Contemporary Muslim Understanding of Ummah. – 2011. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/138327/  (дата обращения: 03.04.2019).
  5. Священный Коран. URL: https://quran-online.ru (дата обращения: 04.04.2018).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий