Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Марупова Д.Д. «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ» ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИЗНИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(70). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(70).pdf (дата обращения: 07.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ» ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИЗНИ

Марупова Дильфуза Давроновна

студент отделения магистратуры кафедра русской и зарубежной литературы СамГУ,

Узбекистан, г. Самарканд

Французский реализм является одним из значимых событий в зарубежной литературе XIX в. Датой его возникновения принято считать 30-е годы XIX столетия. Ошибочно предполагать, что одно время был романтизм, а в 30-е годы наступил реализм, нет. Реализм возникает на фоне романтизма. Потребность в романтизме была вызвана тем, что произошла промышленная революция, вследствие чего утверждается капитализм. Людям теперь интересно читать про то, что актуально. Поэтому в литературе этого времени появляется тема накопительства, стяжательства. Создаются образы богатых помещиков, ростовщиков, юристов, виноделов. И если до 30-х годов пути и цели романтиков и реалистов были одни и те же (борьба против классицизма), то после второй Французской революции 1830 года начинается соперничество между двумя этими направлениями. На смену романтизму приходит реализм.

Реализм в отличии от романтизма, где было художественное двоемирие, во главу угла ставил социум, который нужно понять и разобрать. Реализм можно охарактеризовать следующими словами: «Показ действительности в формах самой действительности». Французский реализм первой половины XIX в. представлен такими писателями как Бальзак, Стендаль, Мериме. В первых произведениях указанных авторов чувствуется влияние романтизма. К примеру, в одном из первых главных романов Бальзака «Шагреневая кожа» главный герой Рафаэль де Валентен подобно «Фаусту» Гете «заключает сделку с дьяволом», что будет владеть всем чем захочет, но при этом его жизнь будет принадлежать талисману – Шагреневой коже. На изнанке талисмана были выдавлены следующие слова: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу. Желай — и желания твои будут исполнены. Однако, соразмеряй свои желания со своею жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!» [4.78]. В романе прослеживается двоемирие, которое характерно для романтизма. Название романа связано с выделкой кожи библейской ослицы, также есть версия что название идет от французского слова «chagrin» (шагра’н) – горе.  Последующие романы Бальзака будут написаны в духе реализма и объединены в один цикл под названием «Человеческая комедия». 

Анализируя всю французскую литературу XIX в. следует отметить тот факт, что все ее представители являются довольно таки плодовитыми в плане творчества писателями. Здесь и А. Дюма, и В. Гюго, Г. Флобер и др.

Всю свою жизнь Бальзак посвятил “Человеской комедии” – цикл, можно даже сказать целый проект, в который входит 98 романов. В предисловии Бальзак пишет, что в своем цикле ему необходимо изобразить «мужчин, женщин и вещи», понимая под вещами материальное воплощение людей. В названии цикла идет перекличка с “Божественной комедией” Данте, но дело в том, что Бальзак свой цикл пишет в противоположность Данте – у первого за основу взят человек, а у второго Бог. Назвав свой сборник комедией, Бальзак как бы продолжил античные и средневековые традиции, когда комедией называли произведение крупного размера с тяжёлым и страшным началом и со счастливым концом. В «Человеческой комедии нет ни одного положительного героя, не считая эпизодических персонажей. Тем самым Бальзак показывает, что в его цикле нет и не может быть места Богу. [1.43] Сходство, пожалуй, только у авторов заключается в том, что, как и Данте Бальзак делит свой цикл на 3 части:  

  1. Этюды о нравах
  2. Философские этюды
  3. Аналитические этюды

Самой плодотворной считается первая часть, которая в свою очередь состоит из шести книг (“Сцены частной жизни”, Сцены парижской жизни”, “Сцены политической жизни”, “Сцены военной жизни”, Сцены сельской жизни”). В эту часть цикла входят ставшие вскоре популярными романы: “Гобсек”, “Отец Горио”, “Евгения Гранде”, “Утраченные иллюзии”.

Создав этот цикл, Бальзак сделался секретарем современного общества. Главной целью Бальзак было создать книгу о нравах Франции XIX в. Ему удалось затронуть темы, которые прежде не поднимались на серьёзном уровне. Действительно, читая его романы можно получить представление о жизни Франции с 30 – х по 50 – е гг. XIX в, а именно о работе французской юстиции («Полковник Фабер»), что из себя представляла тайная полиция Франции («Темное дело»), о личной жизни ростовщика («Гобсек»), о войне между крестьянами и помещиками («Крестьяне»). [1.49]

Стоит отметить как изображает своих героев Бальзак. Он их овеществляет. К примеру, описание старика Гранде: … волосы – рыжеватые с проседью, - золото и серебро.» Показатель человека его состояние, то есть цифры, поэтому не случайно он несколько раз менял состояние Гранде и в итоге остановился на цифре 17 миллионов. Более того Бальзак не берет эту цифру с неба, он показывает, точно подсчитывает сколько десятин земли было занято у Гранде под виноградники, сколько каждый виноградник ему давал, сколько бочек вина получалось. [3]

В «Человеческой комедии» Бальзак создал более 2 тысяч женских и мужских образов из различных слоев общества. Среди них встречаются прототипы из классической литературы, как например Король Лир, явившимся прототипом Горио. Часто герои Бальзака, которые являются главными в одном романе переходят в следующий. Так, например, дочери Горио из одноименного романа «Отец Горио» Дельфина, Анастази также упоминает в романе «Гобсек», когда те приходят брать займ у ростовщика. Существуют в цикле также так называемые «герои-кочевники» или сквозные образы, переходящие из одного романа в другой: Люсьен де Рюбампре («Блеск и нищета куртизанок», Утраченные иллюзии»), Растиньяк («Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Госпожа Нусинген», «Гобсек»). Тем самым Бальзак, заканчивая один роман, дает повод к созданию нового. [3]

Особенность творчества Бальзака заключается еще и в том, что его романы относились к массовой литературе, то есть были понятны каждому простому читатетелю ничего не понимающему в литературе и оказывали в первую очередь на него эстетическое и развлекательное воздействие. Это связано с тем, что Бальзак в своих романах поднимал проблемы, которые, во - первых, не поднимались в литературе прежде, а во - вторых, что его романы всегда отличались остросюжетностью. И в то же время творчество Бальзака стало своеобразным эталоном реалистической прозы XIX в. Так как Бальзак явился практиком и теоретиком реализма, на творчество которого будут далее ориентироваться Эмиль Золя, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Скотт Фицжеральд. Здесь отдельно стоит сказать о Марио Пьюзо, который также обратился к творчеству французского писателя при написании своего романа – бестселлера «Крестный отец». У Пьюзо прослеживаются мотивы бальзаковского романа «Блеск и нищета куртизанок», эпиграфом к своему роману Пьюзо также выбрал цитату Бальзака: «За каждым богатством кроется преступление». [1.50]

Одним из самых ярких образов, созданных Бальзаком, наравне с Вотреном, является Гобсек из одноименной повести. Повесть о ростовщике, уникальной личности, которая характеризует всю «Человеческую комедию» в целом. Описание Гобсека идет по бальзаковской вещественно-оживляющей композиции: «Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди - человеческим сердцем.» Гобсек является сильной личностью хотя бы потому, что в его небольшую коморку приходит высший свет Парижа для займа, среди них, кстати, как потом выясняется дочь старика Горио. При заключении договора, по которому Франция   признала Республику Гаити, Гобсека назначили членом комиссии по оценке и ликвидации владений французских подданных в этой бывшей колонии и для распределения между ними сумм возмещения убытков, ибо он обладал большими сведениями по части старых поместий в Сан-Доминго.

В повести Бальзак поднимает проблему личности в лице ростовщика Гобсека и общества в котором он живет. Гобсек живет вне этого общества, он отрешен от него, давая людям займы под высокие проценты, Гобсек ставит их в затруднительное финансовое положение. Поначалу обычная бережливость превращается к накопительству и именно это стремление к накопительству, стяжательству приводит Гобсека к отчуждению от общества. В повести присутствуют такие профессионализмы: вексель, опротестовать вексель, стряпчий. Более того Бальзак вырисовывает экономические аферы, что только стоит сцена с бриллиантами графини, когда вместо обещанных 80 тыс., выписывает чек на сумму 50 тыс., оставив остальную сумму за не оплаченные векселя со словами: "Мои векселя всегда будут оплачены" [2.39]

Читая последнюю сцену из Гобсека на ум невольно приходит образ Плюшкина Гоголя: «В комнате, смежной со спальней покойного, действительно оказались и гниющие паштеты, и груды всевозможных припасов, даже устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью. Я чуть не задохся от смрада, в котором слились всякие зловонные запахи.  Все кишело червями и насекомыми.» [2.45]

В заключение стоит отметить, что Бальзак в настоящее время является классиком мировой литературы и в то же время был коммерческим писателем для своего времени, то есть писал, чтобы заработать себе на жизнь и можно с уверенностью сказать был самым читаемым и востребованным писателем  по сравнению со своими современниками. «Человеческая комедия» - это энциклопедия о французской жизни XIX столетия, где Бальзаку удалось показать пороки общества. Написание цикла Бальзаку подсказало само время, дело в том, что человеку, не понимающему романтиков, с их скрытыми символами, интересно было читать о действительности, в которой он живет, а так как население Западной Европы в то время перевалило за отметку 100 млн., то романы печатались в большом количестве, во многом это связано с промышленным переворотом, так как большой скачок был сделан и в медицине.

 

Список литературы:

  1. Апенко Е.М. История зарубежной литературы XIX в. – М., 2018
  2. Бальзак О. Гобсек. – М., 1989.
  3. Берковский Н. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002
  4. Соловьёва Н.А., Головенченко А.Ф., Петраш Е.Г. Зарубежная литература XIX века: Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.