Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 апреля 2019 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СЮРРЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ДЛЯ ПОЭЗИИ СЮРРЕАЛИЗМА.
Сюрреализм как литературное направление зародился во Франции, но не стал направлением национальным: он не воспринял и не продолжал французских национальных традиций в искусстве. Искусство в стиле сюрреализма первоначально основано на отрыве от доминирующих тенденций [3, с. 93].
Отказавшись от воспроизведения средствами своего искусства явлений окружающей действительности, сюрреалисты, естественно, отказались и от реалистического метода. В качестве собственного творческого инструмента они предпочли сюрреализм.
Главной задачей художника, скульптора, писателя сюрреалисты объявили формотворчество – создание необычайных, причудливых форм, случайных сочетаний символов и слов. Можно сказать, что в этом сюрреализм родствен абстракционизму. Такие течения в искусстве, как сюрреализм и абстракционизм роднит, в первую очередь, акцент на отсутствии порядка и неприятие правил в рождении собственных произведений. Но, несмотря на это, нельзя поставить знак равенства между этими двумя направлениями: основное отличие произведений в жанре сюрреализм от абстракционизма выражается разной степенью абстрагирования от окружающей реальности. Основное отличие произведений в жанре сюрреализм от абстракционизма выражается в том, что абстракционизм уходит от нее в более глубокое изменение действительности, не оставляя первоначального смысла, а сюрреализм изображает конкретные предметы в необычном формате.
Творцы в жанре сюрреализма брали за основу наследие дадаизма и частично модернизма и романтизма – методы и приемы предшествовавших ему направлений в искусстве.
Течение сюрреализма нашло свое выражение в большей степени в творческих работах литераторов и художников. Разнородные философские течения первой трети XX века заложили фундамент для формирования морально-эстетической концептуальной основы сюрреализма, главенствующую в умах европейской интеллигенции. Здесь можно обнаружить прежде всего влияние философии интуитивизма Анри Бергсона, который, принижая роль интеллекта и логического мышления, утверждал, что разум бессилен постигнуть сущность явлений и лишь интуиция служит единственным средством познания истины.
«Первый манифест сюрреализма», выпущенный в 1924 году под авторством Андре Бретона, известного как лидера направления сюрреализма, поэта и французского психиатра, первым задокументировал основные теоретические положения нового течения. Он писал: «Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого – словами, рисунком или любым другим способом – делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель – окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни» [2, с. 37.].
В то время сюрреализм заявил о себе как неоднозначный и в немалой степени многоуровневый непостоянный творческий феномен. В разное время и на неопределенные периоды к сюрреализму примыкали такие всемирно известные художники как Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Среди литераторов к сюрреализму обращались Федерико Гарсиа Лорка, Поль Элюар, Луи Арагон и Пабло Неруда. Тем не менее, большая часть из деятелей сюрреализма, испытав на себе творческий кризис, сильно разочаровались в нем, и друг за другом, отказались от него.
В немаловажной степени следует отметить, что присоединение к сюрреализму творчески мыслящей и неординарной плеяды культурной молодежи имеет под собой логические и исторические предпосылки.
Прогрессивно настроенная часть нового поколения культурной сферы характеризовалась, согласно едкому замечанию Луи Арагона, некоей «социальной безграмотностью». Сюрреалистические постулаты, предлагавшие отказ от серости бытия и опостылой реальности в сфере «сверхреального», что обеспечит им «полную свободу мысли» и приведет не только к обновлению в искусстве, но и в других сферах жизни [1, с. 221].
Первоначально в становлении сюрреализма всё, на первый взгляд, с интересом и личной уверенностью отдавалось бескрайнему искусству. Сохранившийся и не выветрившийся игривый и авантюристский ветер дадаизма, а также сам процесс формирования оригинального творчества «сверхреальности» раскрыл необъятный простор для творческого воображения.
В первую очередь, говоря о «первой армии» сюрреализма, акцентируют внимание на четырех наиболее ярких представителях – Ива Танги, Макса Эрнста, Жоана Миро и Андре Массона. В их творениях наиболее полно отражался тот этап еще до конца не сформировавшихся, весьма разнородных исканий, через которое проходило течение.
Течение сюрреализма как часть искусства стараниями этих четырех мастеров, а также многих других последователей стремительными темпами захватывало внимание общественности и их единомышленников – поэтов и писателей. Но в творческой среде возникали разногласия, и в промежуток между 1926-1928 гг. запустился процесс разделения, обусловивший отказ от сюрреализма многих представителей искусства.
Одним из факторов, приведших к разобщенности и сдвигам в писательской среде, стал выпуск «Второго манифеста сюрреализма» под авторством А. Бретона, изданный в 1929 году. Полный анархических призывов, он выявил желание Бретона направить развитие течения по пути откровенного оккультизма и мистификации. Авторитетный французский поэт Робер Деснос в 1930 году выступил со своим собственным «Третьим манифестом сюрреализма», в котором резко разоблачал Бретона и заявлял, что «верить в надреальное – это значит заново мостить дорожку к богу».
Тем временем сюрреалистическое художественное объединение бесповоротно распалось. Окончательный его раскол произошел в 1930 году. Литературное направление сюрреализма к этому моменту давно изжило себя и престало существовать.
Если обратить взгляд от истории течения к особенностям художественного метода сюрреализма, то, следуя ему, художники и писатели намеревались познать глубины человеческого сознания, проникнуть в мир подсознательного. Художественная деятельность сюрреалистов не следует правилам художественного творчества – каждое их произведение есть «само себе закон».
Сюрреалистическая поэзия, направленная на открытие «неведомого», или «сюрреального», создавалась в противоборстве, с одной стороны, классической стихотворной поэзии, а с другой – реалистической прозе и роману, с конца XIX в. которые во Франции шаг за шагом теряли интерес и влияние на читателя.
При декларируемом отказе от законов и правил, стихотворения сюрреализма рождаются, следуя строгим традициям жанра, свойственным больше математическому алгоритму. В сюрреалистической поэзии присутствует экспериментаторский, импровизаторский, прозаически-научный элемент. Значительная часть сюрреалистических жанров не смогла бы создаваться без некоторой прозаической составляющей.
Сюрреалистическая поэзия стремится к тому, чтобы установить себя как некое новое сакральное начало. В этом проявляется желание сюрреалистов приобрести сходство с христианскими мистиками и с ритуальным мировосприятием первобытных народов. Поэзия, по их мнению, – есть наивысшее проявление магии.
Такова типология сюрреалистических поэтических текстов в понимании различых поэтов-сюрреалистов:
Стиховещь (Андре Бретон) – композиция, стремящаяся объединять ресурсы поэзии и пластического искусства и рассуждать над возможностями их взаимной экзальтации.
Каллиграмма (Гийом Апполинер) – стихи, в которых расположение строк или выделенных в строках отдельных букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета, проще говоря, слова стихотворения образуют рисунок.
Пикто-поэзия (поэто-живопись; Виктор Браунер) – форма стихосложения, пытающаяся объединить в стихотворении изобразительное и выразительное начала.
А. Бретон вычленил такие основные художественные приемы нового сюрреалистического искусства: автоматизм, использование так называемых обманок и сновидческие образы.
Основная категория сюрреалистической эстетики, наиболее важный художественный прием сюрреализма – «автоматическое письмо», то есть творчество без контроля сознания автора. Это скоростное письмо «под диктовку» бесконтрольных образов, неосознанное записывание всего, что только приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений – абсолютно любых образов воображения. Единственный достойный внимания и уважения источник вдохновения и истины для сюрреалистов – это подсознание. Основное правило автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. Луи Арагон в «Трактате о стиле», написанном в 1927 году, выявляет принципиальный отказ сюрреалистов от соблюдения правил правописания. Именно от сюрреалистов начался сознательный отказ поэтов от использования в стихах традиционной, «прозаической» системы знаков препинания, такой популярный в следующие десятилетия.
Таким образом рождается сюрреалистическое произведение: оно возникает вследствие бесконтрольного и на первый взгляд абсолютно нелогичного соединения в тексте разнообразных, никак не связанных друг с другом слов или образов.
Данный прием в наибольшей степени был порожден провозглашенным Андре Бретоном принципом «чисто психологического автоматизма», ставшим господствующим методом творчества. Поэты, переживавшие «эпоху снов», пытались в стихах воспроизвести поток мыслей и впечатлений, роящихся в мозгу, и создавали беспорядочный и зачастую абсолютно бессмысленный набор обладавших якобы таинственной многозначительностью фраз, имевших огромное сакральное значение для них самих, но зачастую непонятных окружающим.
Принцип автоматизма в свою очередь породил ряд приемов:
1) «Сны наяву» представлявшие собой сеансы самогипноза и «рассказы сновидений». «Грезы», или «сны», – одно из важнейших понятий сюрреализма. Во время сна автоматически порождается новая волшебная реальность, где сняты все барьеры и запреты. В 1922–1923 гг. сюрреалисты проводят серию сеансов сна («эпидемию сна»), на которых поэт Робер Деснос диктовал видимое им во сне и отвечал на вопросы участников сеанса; ответы записывались и были опубликованы затем в виде стенограмм.
2) Игра. Наиболее известная словесных сюрреалистических игра называлась «Изысканный труп». Многие ли в детстве развлекались писанием на клочке бумаги отдельных слов, начиная, возможно, с существительного, после чего бумажка сворачивалась и переходила к другому участнику игры, писавшему следующее слово – прилагательное и т.д.? Сложно представить, однако сюрреалистами эта игра широко практиковалась и получила название «изысканный труп», так как однажды сложившаяся фраза «изысканный труп хлебнет молодого вина» привела всех в неподдельный восторг и с того момента ее начало стало обозначать весь процесс «чистого психологического автоматизма». Сюрреалисты провозгласили эту игру произведением искусства, так как она совпадала с их представлением о спонтанности творческого процесса, его внезапности и импровизаторского начала.
Помимо «автоматического письма» поэты-сюрреалисты использовали так называемый прием монтажа. Сюрреалистический текст, созданный таким способом – произвольное, насколько это возможно, соединение вырезанных из газет заголовков и их частей.
В каждом из вышеперечисленных случаев поэтом-сюрреалистом создается нелогичный, порой абсурдный текст с эффектом неожиданности, удивления – и являет собой одну из основных задач сюрреалистов. Подобные произведения порой возникали и как результат коллективного творчества. Одно из условий работы по его созданию – «интересы группы превыше интересов отдельного человека». Тексты чаще всего создавались Бретоном, Элюаром и Арагоном, а подписывались под ними все, кто одобрял получившееся в итоге произведение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Отличительным признаком произведения авторов-сюрреалистов является наличие причудливых словесных форм, случайных сочетаний символов и слов. Теоретические основы сюрреализма были заложены в двух «Манифестах», первый выразил основные тезисы, второй же привел к разногласиям внутри течения. Окончательно течение распалось в 1930 году.
При декларируемом отказе от законов и правил, стихотворения сюрреализма рождаются, следуя строгим традициям жанра, свойственным больше математическому алгоритму. В сюрреалистической поэзии присутствует экспериментаторский, импровизаторский, прозаически-научный элемент.
Назовем ключевые художественные приемы поэзии сюрреализма – автоматическое письмо, «игра», сны наяву и монтаж. Произведения, созданные при помощи таких приемов, позволяли читателю почувствовать эффект реальности вещей и нереальности образов, отрешиться от бытия.
Важнейшей идеей, сюрреализма, видимой в каждом художественном произведении этого направления, был протест, возведенный в систему, попытка из анархии сделать систему, поднять подсознательное выше сознательного, отрицание законов в создании творений искусства.
Список литературы:
- Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М.: Гелеос, 2004. – 352 с.
- Бретон А. Манифест сюрреализма. // Писатели Франции о литературе. – М, 1978. – 102 с.
- Пикон Г. Сюрреализм – Швейцария: Editions Albert Skira, 1995. - 216 с.
дипломов
Оставить комментарий